Ольга Маннапова » 08 фев 2013, 10:30
Добрый день! Особенности работы с одаренными детьми при изучении химии.
В практической работе учителя химии определение педагогических целей мы начинаем с уточнения представлений об одаренности. Единой общепринятой концепции одаренности нет, но есть весьма серьезные разработки, проливающие свет на многие стороны этого явления. Произнося словосочетания «одаренные дети», мы постоянно подчеркиваем, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от своих сверстников. Природа поровну не делит свои дары и кому-то дает сверх меры. Таким образом, «одаренные» – это дети, способности которых явно превосходят некие средние возможности большинства. Это генетический дар, который раскрывается благодаря созданной среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. «Подобно тому, как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить природный дар в выдающийся талант». Задача педагога выявить таких детей в классе и не упустить их в дальнейшем.
Системная и целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и «слабых», создает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Идет формирование алгоритмических и эвристических приемов действий, осознания процесса учения не только с точки зрения изученного, но и с точки зрения анализа самого хода познания. Именно таким образом развивается интеллектуальная активность, формируется положительное отношение к учебе, растет потребность в знаниях. Задача учителя – позиционировать способных учеников не как недостижимый для других идеал, а как пример, на который нужно ориентироваться остальным (и может быть не столько в области химии, сколько в реальной жизни), как уровень, которого может достигнуть каждый.
Одаренные дети показывают свои знания не только на уроках, но и на более высоком уровне – олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях, государственных экзаменах. Поэтому огромное внимание мы в своей работе уделяем олимпиадным задачам, изучаем научную и познавательную литературу по предмету. Это позволяет достичь более высокого результата.
«Талантливый человек талантлив во многом» – эти слова в последние годы звучат часто. Ориентируясь на них, мы предоставляем детям право выбора предмета, каким он будет заниматься углубленно. Считаем, что задача учителя – предложить ученику альтернативу, помочь осознать важность выбора, иными словами – помочь ему сделать правильный выбор, а затем ребенок сам должен расставить приоритеты и действовать в соответствии со своими интересами и убеждениями.