Salavat Musifullin » 28 янв 2013, 14:17
По словам академика А.Н. Колмогорова, «не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Эта мысль должна стать отправной точкой для каждого педагога, организующего исследовательскую деятельность учащихся. Трехкольцевая модель Дж. Рензулли трактует одарённость как способность к взаимодействию трех основных групп человеческих качеств: «общие и / или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности».( Основные современные концепции творчества и одаренности: - М.: Молодая гвардия, 1997. С.124.)
Природные возможности (задатки) могут развиться в склонности, но могут и не развиться. Способностей от природы не существует, т.к. способности – это индивидуальные способы выполнения деятельности. Способы каждому человеку необходимо ВЫРАБОТАТЬ, ПРИОБРЕСТИ, а это происходит в целенаправленной деятельности.
Взаимодействие ребенка с внешними образовательными областями происходит с помощью трёх основных видов деятельности:
• познание объектов окружающей действительности, накопление знаний;
• создание личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения;
• самоорганизация предыдущих видов деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность как нельзя лучше соответствует этим задачам, поскольку стимулирует развитие у ребенка познавательной потребности
Познавательная потребность обеспечивает фон ярко выраженных положительных эмоций: удовлетворение, удовольствие, интеллектуальный восторг. На этом фоне развитие способностей получает сильнейшие импульсы и проходит незаметно, быстро и легко.
Любознательность – второй уровень развития познавательной потребности, более социализированный по сравнению с потребностью во впечатлениях. Однако на этом уровне познавательная деятельность носит стихийный характер. Психологи (В.С. Юркевич и другие) отмечают, что очень многие взрослые люди в силу особенностей воспитания остаются на том же уровне любознательности, что и подростки.
Чтобы достичь третьего, высшего уровня познавательной потребности – уровня целенаправленной социализированной познавательной деятельности – необходимо создать специальные условия.
Для организации таких условий существует много разных форм.
Мною на уроках ОБЖ активно используется учебно-исследовательская деятельность, которая позволяет обучающимся выйти за рамки знания. учебно-исследовательская деятельность дает возможности формирования следующих навыков:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
представление результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей и др.);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Формирование указанных навыков происходит поэтапно, от решения проблемных задач (8 класс) до написания исследовательских работ. Если интересна тема могу поделится опытом по этому направлению
Последний раз редактировалось
Salavat Musifullin 29 янв 2013, 06:33, всего редактировалось 1 раз.