Кузьмичева Любовь » 29 янв 2013, 05:54
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это осознанный школьником образовательный запрос школе, исходя из его ценностей, образовательных потребностей и возможностей по разным предметным областям. ИОМ может касаться содержания учебных предметов (углубленный или базовый уровень, расширенный вариант, общекультурное назначение предмета и т. д.), форм организации обучения (в рамках классно- урочной системы, индивидуально ориентированный учебный план, экстернат и т. д.);включать в себя индивидуальные образовательные программы.
Эффективность индивидуализации обучения зависит от качества общения учителя с учениками — при индивидуальном обучении она растет не только количественно, но и качественно с учетом индивидуального контроля.
Неудовлетворенность общением, постоянная внутренняя напряженность, неуверенность, боязнь оказаться в нелегкой ситуации больше утомляют ребенка, чем наука. Ученик не нашел своего учителя — это наш диагноз. Пришло время поменять понятие учителя не как носителя знания, а нечто большее — наставник. Цель — дать возможность выбора учащимися учителя посредством ИОМ.
Свобода учеников в выборе ими вариантов обучения все чаще заявляется как неотъемлемая черта в современной школе, а сама ситуация свободного выбора обеспечивается его вариациями на разных уровнях:
— на уровне города, района, области — это выбор учебного заведения;
— на уровне учебного заведения — выбор профиля класса, факультативов, спецкурсов;
— на уровне занятий, т. е. через выбор индивидуального образовательного маршрута, проектирующего педагогическую деятельность, которая строится на учете интересов и потребностей ребенка, его стиля работы. Поэтому создание условий для индивидуализации обучения необходимо начинать с осмысления специфики ученического сообщества. Для проектирования действий педагога и ребенка и разделения их функций проводится диагностическая работа (выбор учеником роли учителя: эксперт, контролер, советник по процессу, консультант; выбор форм, способов, темпа учения, заданий по степени сложности), заданий и форм отчетности различного характера (творческих или аналитических, устных или письменных, соответствующих индивидуальному стилю учения). Ситуация свободного индивидуального выбора ведет к тому, что в контексте проблематики педагогики свободы задание перестает исходить от педагога, а становится процессом и результатом самостоятельного выбора ученика.