Проблемы и перспективы...

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Алфа Лукманова » 08 фев 2013, 17:40

Доброе время суток, коллеги! На базе нашей школы проводился республиканский эксперимент по организации исследовательской деятельности с одаренными детьми. Основная идея программы и ожидаемый результат заключались в том, что содержание, методы и формы организации обучения в школьном образовательном пространстве обеспечивают формирование и развитие творческих способностей, познавательной мотивации, высокого уровня мыслительной деятельности учащихся. Мы думаем, что эти результаты у нас есть. В школе были созданы широкие возможности для позитивной самореализации учащихся, что проявляется в наличии широкого спектра альтернативных образовательных форм и видов социальной практики учащихся. Все это создает широкие возможности для осуществления учениками выбора форм обучения и способов деятельности, освоения учебного материала, а также выбора форм отчетности. В настоящее время отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли поисковой и исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе, созданы условия для обретения ребенком опыта проектной дты былеятельности, начиная с первых игровых проектов в начальной школе до создания серьезных проектных работ, как индивидуальных так и коллективных, успешно защищаемых на конференциях, что становится стимулом для развития их индивидуальности. Демократический уклад школьной жизни проявляется в наличии органов самоуправления, школьного законодательства, разрабатываемого совместно всеми участниками образовательного процесса, диалогичном стиле взаимодействия и свидетельствует о принципиальной открытости школы и всех ее пространств. Через организацию совместной проектно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в школе создана особая атмосфера творческого сотрудничества . Эксперимент закончился, результаты обобщены и распространены. Самое главное достижение то, что исследовательская деятельность стала необходимостью для всех обучающихся нашей школы.
Алфа Лукманова
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 07 фев 2013, 10:13

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Agzamova » 08 фев 2013, 05:53

Одним из основных задач программы «Одаренные дети» является формирование духовно – нравственной личности, патриота своей страны. В целях реализации этой программы, как классный руководитель, мною проводятся классные часы на разные темы. Для подготовки классных часов привлекаю учащихся. Информационные технологии позволяют использовать на классных часах презентации по всевозможным темам.
Презентация позволяет мне иллюстрировать свой рассказ. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемой теме). Данный вид внеклассной работы позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. Так, например, при подготовке классного часа на тему «Профилактика ОРВИ» я использую фотографии класса во время различных спортивных соревновании. Желающих выполнить работу хватает. При этом включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Agzamova Rimma
Agzamova
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 фев 2013, 02:42
Откуда: г. Агидель

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Agzamova » 08 фев 2013, 05:50

C августа 2002 года в Республике Башкортостан был образован Центр выявления и развития одаренных детей. Эта программа была разработана не случайно: 21 век-век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения, развития интеллектуального потенциала страны. Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования имиджа школы, а также один из показателей результативности работы. Главная цель программы - активизировать обучение, придав ему научно-исследовательский, творческий характер, и таким образом привлечь обучающихся в организации своей познавательной деятельности.
Работу с одарёнными детьми организовываю по нескольким направлениям. Одним из них является - метод проектов (научно - исследовательские работы)
По природе своей дети, как дошкольного, так и школьного возраста -исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Самым простым примером является лабораторные работы. В конце учебного года я обращаюсь к обучающимся с вопросом: «Кто желает в будущем учебном году выполнить научно-исследовательскую работу?» Естественно, есть такие дети. И уже в первых дня сентября мы начинаем работу. В процессе исследовательской работы, над проектом обучающиеся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы, работают над историческими материалами, фотографиями. Вся работа выполняется под моим руководством. Ежегодно в декабре-январе в нашей школе проходит научно-практическая конференция, где учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами. Кто победит на школьном этапе - проходит в городской этап, а далее республиканский. Научно-исследовательские работы, выполняемые под моим руководством систематически получают высокие оценки. Научно-исследовательские проекты выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается электронный вариант и компьютерная презентация.
Agzamova Rimma
Agzamova
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 фев 2013, 02:42
Откуда: г. Агидель

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Эльза Асхатовна » 08 фев 2013, 05:10

"Одаренные дети востребованы в обществе. Одаренных детей нужно вовремя заметить, нужно способствовать этому и развивать их потенциал.
Каждый ребенок по своему талантлив( в творчестве, в учебе, в спорте...) Для этого нужна педагогическая поддержка, планирование программы развития детей, содействие родителей.
Эльза Асхатовна
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 01 фев 2013, 11:49

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Альбина Ахатовна » 07 фев 2013, 18:09

Учитель должен научиться видеть одарённых обучащихся.
Вот задачи, которые учитель должен ставить пред собой перед собой:
• создать условия для индивидуального развития личности учащихся, соответствующие их способностям и интересам, через систему воспитательной работы;
• проводить диагностику одаренности учащихся на каждом возрастном этапе с целью поиска способа реализации личности в определенных видах деятельности;
• создать условия для осуществления исследовательской деятельности учащихся и педагога в процессе совместной разработки проектов.
У педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от стандартных приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций. И от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» надо перейти к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.
В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, самым заинтересованным участником. Показателем одаренности является не только достижения в олимпиадах, творческих конкурсах, но и проявление индивидуальности личности. Например, защита собственных проектов, исследовательских работ.
Альбина Ахатовна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 14:03

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Альбина Ахатовна » 07 фев 2013, 17:28

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Согласна с вами, проблема работы с одарёнными детьми в наше время очень актуальна и сложна. Думаю, что каждый из нас задавался вопросами, чему мы учим, как учим и зачем? Наша современная жизнь требует перемен. Меняться должны и мы. Учитель должен научиться не передавать готовые знания (что мы умеем делать первоклассно), а научить детей добывать их самостоятельно, воспитать в них живую потребность в знаниях. Что значит «живую»? Востребованную жизнью! Наступает время активной и талантливой молодежи. Как известно, основой реализации новых образовательных стандартов второго поколения является системно - деятельностный подход, главная цель которого - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий. Это означает, что у детей, филологически одаренных, появится возможность проявлять свои способности в большей степени. А организованная внеурочная деятельность по предмету позволит учителю планировать свою работу с одаренными детьми на законных основаниях.
Не тайна, что большинство российских школ ориентировано на обучение «середнячков», на то, чтобы слабо успевающие учащиеся смогли освоить базовый уровень. Именно им зачастую мы вынуждены уделять большее внимание на уроках. И это понятно: необходимо без двоек сдать ГИА, ЕГЭ, перевести ученика в следующий класс. Современный учитель должен научиться приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив его особенности. Иногда нам кажется, что одаренные дети не нуждаются в нашей помощи, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Часто они воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для него не существует стандартных требований (все как у всех), нормы и правила идут вразрез с его интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение: «так принято» - не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем. Социальная нетерпимость одаренных детей влияет на их социальный статус, когда они оказываются в положении «белых ворон». Необходимо помнить, что одарённые дети часто очень ранимы, обладают неустойчивой психикой, им конфликтуют с одноклассниками. В этой связи считаю, что необходимо добиваться изменения социального статуса одаренных детей и готовить педагогов для работы с такими детьми.
Альбина Ахатовна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 14:03

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Разида Нутфуллина » 07 фев 2013, 15:54

В школах сельской местности проблем работы с одаренными детьми очень много:в некоторых школах до сих пор нет интернета , нет нормальных компьютеров, интерактивной доски, у детей дома тоже нет персональных компьютеров для участия в дистанционных олимпиадах республиканского . российского масштаба,для многих учителей компьютеры и ноутбуки упали как "снег на голову" нужно было провести какой то всеобуч по овладению информационными технологиями ( учимся методом тыка) Нужно создать банк одаренных детей ,хотя бы на уровне районов и для них отдельно проводить какие то отдельные олимпиады, встречи с известными людьми, отдельно вести работу с родителями этих детей. В сельских школах количество детей очень мало , неполные классы.В таких условиях одаренному ребенку скучно, не с кем соревноваться, нет соперничества и в лучшем случае он является отличником.А учителя ограничиваются индивидуальной работой на уроках, участием на районных и школьных олимпиадах.
Разида Нутфуллина
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 07 фев 2013, 15:05

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Лира1 » 07 фев 2013, 14:31

Добрый вечер!
Мне кажется, одарённость ребёнка истощают ожидания и надежды взрослых, которым ребята пытаются соответствовать.
Наша главная проблема в том, что мы должны правильно выявлять одаренность ребенка. Потому что неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. Не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся. Следующая проблема: потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных. Что вы по этому поводу думаете, уважаемые коллеги?
Лира1
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 06:34

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Эльза Рауфовна » 07 фев 2013, 12:31

Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу выразить огромные слова благодарности за предоставленную возможность пополнения копилки разработок занятий, тренингов и т.д. для работы с детьми!!! Буду рада дольнейшему обмену опытом!
Эльза Рауфовна
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 12:16

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Давлетова » 07 фев 2013, 11:44

Серьёзно, потому что интересно. Интересно, потому что серьёзно.
Система работы с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 44: проблемы, перспективы.
В каждом человеке с рождения заложены определённые способности. У кого-то с детства задатки художника, у кого-то – музыканта. Некоторые легко в уме складывают, делят, умножают. Другие легко рифмуют всё и вся, сочиняя собственные стихи. Но есть ещё дети с задатками исследователя, которым важно и интересно рассмотреть, что внутри игрушки и как она работает, постигнуть суть вещи, дойти до главного. Есть дети, которым мало той информации, которая даётся на уроках по школьной стандартной программе, у них потребность познать тему шире и глубже. Таких детей мы называем одарёнными. Литературы, раскрывающей понятие «одарённый ребёнок», помогающей работать с ними на сегодняшний день достаточно много. Но, на мой взгляд, как человека, курирующего работу с одарёнными детьми в МАОУ СОШ №44, система данного фронта работы зависит от самой школы: каков контингент детей в школе, каков контингент учителей, каковы возможности у школы.
На протяжении многих лет в МАОУ СОШ №44 учителями ведется планомерная работа по программе «Одаренные дети», в процессе которой сложилась система, некий алгоритм, предполагающий определенную последовательность в обучении. Хочется отметить очень важную деталь этой системы – это сугубо индивидуальный подход.
Выявление творческого потенциала путем изучения портфолио учащихся, анкетирования с целью изучения интеллектуальных и психологических способностей творческой личности, включения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Психолог нашей школы выявляет одаренных детей по тесту Савенкова, затем методист школы совместно с психологом, руководителями ШМО формируют банк одаренных детей. Также для одаренных детей создано научное общество учащихся, которое включает более 20 детей.
В работе с одаренными детьми большое внимание обращается на подготовку их к олимпиадам.
Для этого проводятся факультативные занятия по 9 предметным секциям. С учениками, которые по окончанию прошлого учебного года стали призерами или победителями, учителя занимаются индивидуально.
В стенах нашей школы проводятся отборочные туры по предметным олимпиадам, конкурса чтецов, НПК МАН. Эта работа организуется для того, чтобы нашу школу на районном, городском и других уровнях олимпиад, конкурсов и конференций представляли дети, подготовленные на высоком уровне.
Ежегодно наши ученики участвуют на олимпиадах и конференциях различного уровня. Такое участие детей поддерживается любым учителем нашей школы, так как каждый из них считает, что такие мероприятия помогают, во-первых, выявить одарённого ребёнка по предмету, во-вторых, развивать интересы детей, в-третьих, утолять информационный голод нашего одарённого ребёнка.
Особенно нами облюбованы такие олимпиады как:
1. Международная олимпиада по основам наук (г. Екатеринбург).
В 2011-2012 г. по географии стала призёром ученица 11А класса. В этом учебном году участие принимают 40 учеников по разным предметам. Они прошли первый и второй туры олимпиады. На данный момент ждём результатов 2 тура, а также очный 3 тур.
2. Центр поддержки талантливой молодёжи (г. Бийск).
В 2011-2012 учебном году было более 20 участников среднего и старшего звена по русскому языку, литературе и математике. В этом учебном году мы привлекаем к этой олимпиаде младших школьников (1-4 классы).
Задания в данной олимпиаде отличаются сложностью и оригинальностью, а также они рассчитаны на выявление детей с широким кругозором.
3. Русский медвежонок, Кенгуру, Британский бульдог. Данные олимпиады в нашей школе тоже привлекают внимание.
Для одаренных детей по спортивному направлению организованы регулярные тренировочные занятия по расписанию спортивных секций: баскетболу, волейболу, легкой атлетики, лыжным гонкам. Также проводятся дополнительные индивидуальные занятия с целью подготовки призеров и победителей различного уровня. Для приобретения опыта в соревнованиях учителя физкультуры проводят внутришкольную спартакиаду «Здоровье» в соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий. Команда юношей по баскетболу была участником всероссийского суперфинала «КЭС-БАСКЕТ», которые выполнили 1-ый взрослый спортивный разряд. Ежегодно команда юношей и девушек участвуют в финальных соревнованиях Российского смотра физической подготовленности учащейся молодежи в городе Анапа и является неоднократным победителем и призером.
Также в нашей школе работают Мастера спорта по спортивным бальным танцам, семейная пара Хазиевых, которые готовят детей для участия в республиканских и всероссийских турнирах.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность в нашей школе интересует как учеников, так и учителей особенно. Помимо школьного НПК МАН, наши ученики ежегодно участвуют на районных, городских, республиканских и всероссийских конференциях. На уровне традиций стало участие наших учеников с научно-исследовательскими работами на таких конференциях как:
1. Ломоносовская конференция ( в марте).
2. МАН «Интеллект будущего» (апрель, май).
3. «Чистая наука» (апрель)
4. «Ступени» (декабрь)
На уровне традиции стало участие нашей школы во Всероссийском проекте г. Обнинска МАН «Интеллект будущего». Третий год подряд наши ученики на этом конкурсе научно-исследовательских работ завоёвывают призовые места. Учителя, чьи ученики ездили в г. Санкт – Петербург, (для учеников 9-11 классов конференция проходит в г. Санкт – Петербург) убеждены в том, что это ещё одно из тех необходимых, полезных, развивающих мероприятий для поддержки одарённых детей. В 2011-2012 учебном году на конференцию ездили 7 учеников. Наши ученики защищали свои исследования в следующих секциях: русский язык, физика, экономика, культурология, экология, английский язык, мемориальное краеведение. Результаты участия: русский язык – лауреат 3 степени, ученица 11Г класса – Чистякова Виктория; физика – лауреат 1 степени, медаль за «Лучшую работу в секции», ученик 11Г класса – Веселов Алексей; экономика – лауреат 1 степени – 2 ученика, один из них получил медаль за «Лучшую работу в секции» - ученики 11 класса Файзыров Искандер, Иванов Шамиль; культурология – лауреат 3 степени, ученица 10 класса, Гнилицкая Александра; экология – лауреат 1 степени, ученица 9 класса Захарова Милана; английский язык – лауреат 2 степени, ученица 8 класса Воробьёва Ольга; КБ – лауреат 2 степени, ученица 8 класса Набиева Карина.
По результатам 2011-2012 учебного года в районе наша школа является лидером олимпиадного движения, а также занимает второе место по результатам участия в НПК МАН.
Немаловажным фактором в своей работе считаем поддержку и поощрение талантливых детей.
В конце учебного года (в мае) мы проводим праздник «Парад достижений», на котором чествуем благодарственными письмами от лица администрации нашей школы наших победителей и призеров олимпиад различных уровней, а также приглашаем на этот праздник родителей, которые имеют возможность погордиться своими детьми.
Директор школы материально стимулирует учителей, подготовивших победителей и призеров.
Победа на олимпиадах, конференциях, конкурсах – это грамотная, профессиональная работа учителя, которая требует постоянного развития и пополнения новой информацией. Как для ребенка, так и для учителя необходимы условия для развития. Для подготовки к олимпиадам уровня городского и выше, необходима методическая и информационная помощь, в этом могут помочь ВУЗы, в частности преподаватели. Мы считаем, что любой школе необходим доступ к такому сотрудничеству: учитель - ученик - преподаватель ВУЗа.
Вундеркинд – в переводе «чудесное дитя». С чудесным дитя надо уметь не просто работать. Чудесное дитя надо услышать, понять, быть готовым в любое время уделить внимание. С одарённым ребёнком, как правило, работают учителя творческие по своей сути. Их тоже можно назвать одарёнными. Как учителю, так и ученику школа должна оказывать всяческую помощь: техническую, информационную, материальную, а также моральную. Только при совместной деятельности возможно и выявление, и поддержка, и развитие одарённых детей.

А.Ф. Давлетова, методист МАОУ СОШ №44, учитель русского языка и литературы
Давлетова
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03 фев 2013, 17:51

Пред.След.

Вернуться в Научно-методическое сопровождение одаренности

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1