Проблемы и перспективы...

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Natalia » 03 фев 2013, 18:09

наверное, несколько составляющих - подготовка или готовность учителя взяться за столь энергозатратное дело, хорошо бы добавить коллектив единомышленников, даже если это - два человека, возможность повышать свой личный и профессиональный уровень, защита от выгорания, умение "увидеть " темы исследований, знание методик, наличие свободного времени. Все больше с каждым годом учащихся, выделяющихся из общего числа нестандартостью, креативностью, и все больше у них межличностых проблем.
Natalia
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 03 фев 2013, 17:58

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Лариса Файзуллина » 03 фев 2013, 15:16

Я считаю, что исследовательская деятельность и участие в НПК обучающихся-это одно из направлений входе которых не только видна работа самих детей, чаще это группа детей объединённая одной темой), но и педагога, родителей. В нашей школе обычно к этой деятельности подключаются все- например соцопрос всего коллектива обучающихся, учителей, родителей. Помощь в оформлении работы в соответствии с методическими требованиями-это детям даётся тяжело.
Лариса Файзуллина
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 03 фев 2013, 13:37

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Эльза Рауфовна » 03 фев 2013, 11:24

Полностью согласна с Инессой Левиновой, которая пишет: «Есть педагоги, которые с легкостью отходят от старых догм и стараются изменить СЕБЯ. Да, и не во всех школах есть хорошие условия работы, нет техники. Кроме этого, отчеты, нормативы, рамки классно- урочной системы делают свое дело тоже. Поэтому проблем больше технических.
Думаю, что при создании хорошей материально- технической базе уровень преподавания и соответственно качество знаний намного увеличится».
В нашей школе более 400 учащихся. На всю школу 2 проектора. Хорошо ещё, что перед Новым годом все учителя начальных классов получили ноутбуки, а в средних классах – 1 ноутбук на МО. Сетевого Интернета, можно сказать, нет. Только в кабинете информатики все компьютеры подключены к Интернету. А как хотелось бы всё иметь под рукой…
Эльза Рауфовна
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 12:16

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Светлана Сергеевна » 03 фев 2013, 10:42

В нашей стране с 60-х годов существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. Обучение определенным предметам ведется по специально разработанным программам. Данные по этим классам показывают, что в целом успехи этих детей гораздо выше, чем их сверстников, обучающихся в обычных школах.
За рубежом существуют и другие формы организации. Одна из них — выделение внутри одного класса групп с разными уровнями умственной одаренности. Одаренные получают возможность учиться в своем классе, но в группе сверстников, близких им по уровню способностей. В том случае, когда такие учащиеся занимаются по специально разработанной программе, эффект очень высок. Если эти дети обучаются в группе по той же программе, что и остальной класс, эффект выделения в группу весьма невелик.
Положительный, но не столь заметный эффект дает еще одна форма организации — создание групп с высоким уровнем интеллекта на основе нескольких классов.
Итак, влияние обучения в однородных группах на академические успехи одаренных детей положительна, но только в случае специально разработанных программ.
Вместе с тем среди педагогов на Западе многие критически относятся к специализированным школам для одаренных. Это связано как с заботой о других категориях учащихся, так и с мнением, что предпочтительнее иные возможности обучения детей с высоким умственным потенциалом.
Чаще всего высказывается опасение, что обучение среди себе подобных создает у детей с высоким умственным потенциалом чувство принадлежности к элите, формирует завышенную самооценку. Однако данные исследований убеждают в противоположном. Обучение вместе с другими детьми, имеющими высокий умственный уровень благоприятно влияет на самооценку — ведь в такой ситуации необходимо учиться с полной отдачей сил, ощущая постоянную стимуляцию со стороны соучеников. Что же касается очень способных детей, которые учатся в обычных классах, то они часто высокомерно относятся к сверстникам, которые, по их мнению, с трудом усваивают азбучные истины.
Трудность состоит в том, что оказавшись среди других одаренных, с таким же уровнем развития и выше, некоторые из этих детей начинают страдать от уколов самолюбию, от снижения своего статуса. Не для всех одаренных ситуация постоянного интеллектуального соревнования вполне благоприятна.
Таким образом, давняя и вместе с тем актуальная проблема, создавать ли однородные по умственному уровню классы, не имеет простого, однозначного решения. Она требует дальнейших исследований. Это дискуссионная проблема должна решаться с учетом конкретных социально-психологических обстоятельств. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.
Светлана Сергеевна
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 03 фев 2013, 08:20

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Светлана Сергеевна » 03 фев 2013, 09:05

Мак Татьяна писал(а):Хотелось бы иметь в своей педагогической копилке побольше методик для выявления одарённых детей.Где их можно приобрести?

может этот список вам пригодится


Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.

Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.

Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 1992. - № 3. - С. 58-65.

Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции ''Человек в системе общенаучных отношений''. - М., 1991. - С.149-159.

Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.

Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11.

Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 58-65.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр ''Академия'', 1996. - 416 с.

Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990.- № 1. - С. 164-167.

Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.

Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264.

Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М.: Знание, 1986. - 80 с.
Светлана Сергеевна
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 03 фев 2013, 08:20

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Светлана Юрьевна » 03 фев 2013, 03:57

Ситуация, когда одаренный ребенок оказывается в числе неуспевающих

Некоторые одаренные дети, обладающие высокоразвитым интеллектом, тем не менее оказываются в числе неуспевающих. Это дети, страдающие таким заболеванием, как пониженная обучаемость (в эту категорию гораздо чаще попадают мальчики, чем девочки). Приблизительно 10% одаренных детей владеют навыками чтения гораздо хуже своих сверстников, а у почти 30% одаренных детей при тестировании обнаруживаются значительные расхождения между потенциальными возможностями интеллекта (тест IQ) и текущей успеваемостью (стандартный школьный тест академической успеваемости).
Если специалист (педагог или психолог) обнаруживает у ребенка подобные отклонения, он сразу же начинает проводить тщательный и глубокий анализ познавательных способностей ребенка (например, сравнивает результаты вербального и невербального разделов теста IQ). Специалист может попросить ребенка выполнить и другие тесты (например тест на способности). Кроме того, он оценивает состояние эмоциональной сферы ребенка, анализирует его поведение, социальное окружение (семья, родственники, друзья).

Иногда родители предъявляют к одаренному ребенку чересчур высокие требования, слишком высоко поднимают планку своих ожиданий. Родители не могут понять, почему их талантливый ребенок вдруг оказывается в числе неуспевающих по тому или иному предмету, начинают обвинять школу, педагогов: им кажется, что практикуемые в школе методы обучения не соответствуют индивидуальным особенностям их ребенка. Родители критикуют школу за негативную тенденцию уравнивать всех учеников, применять одни и те же формы и методы обучения ко всем без исключения школьникам. Они полагают, что при таком подходе ребенок не может в полной мере проявить своих творческих способностей.
Если одаренный ребенок вдруг оказывается в числе неуспевающих, у него резко падает самооценка. Такой ребенок испытывает негативные эмоции по отношению к самому себе: он чувствует себя отверженным, остро ощущает свое одиночество, беспомощность. Если ребенка постоянно преследуют неудачи, если все его надежды и чаяния остаются нереализованными, у него формируется комплекс неудачника.
Поговорите с директором школы или с опытным педагогом - специалисты помогут одаренному ребенку справиться с возникшими проблемами. Может быть, вам не следует отдавать ребенка в специальный класс для одаренных детей, если он гораздо комфортнее чувствует себя в обычном классе, со своими сверстниками. Если ваш ребенок оказался в подобной ситуации, немедленно примите все необходимые меры - не надейтесь, что со временем проблема исчезнет сама по себе. Если вы своевременно распознали главную причину проблемы и назначили вашему ребенку соответствующий курс терапии, то можете надеяться на скорейшее выздоровление.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Светлана Юрьевна » 02 фев 2013, 16:47

Подготовка учителя для одаренных детей.

Стремление к совершенству склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.

По силам ли задачи изменений в содержании процессе результатах и атмосфере обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.

Данные исследований подтверждают ответ подсказанный здравым смыслом:

- Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей не знают их особенностей;

- Неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять);

- Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету;

- Такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Таким образом необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали исследования именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:

- учитель вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности возбуждающей интерес к предмету;

- учитель закладывающий основы мастерства отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

- учитель выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон чрезвычайно редко.

Исследования говорят что подготовленные учителя значимо отличаются от тех кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных: они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение углубленный анализ проблем оценку информации и т.д.). Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество поощряют учащихся к принятию риска.

Замечают ли учащиеся отличия между прошедшими не прошедшими специальную подготовку учителями? Да совершенно однозначно одаренные дети оценивают атмосферу в классе у подготовленных учителей как более благоприятную.

Межличностное общение способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом должно носить характер помощи поддержки недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя:

- представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных.

- представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них; я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят; я привлекателен как человек.

цель учителя помочь проявлению и развитию способностей ученика оказать ему поддержку и помощь.

По мнению исследователей поведение учителя для одаренных детей в классе в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

- он разрабатывает гибкие индивидуализированные программы;

- создает теплую эмоционально безопасную атмосферу в классе;

- предоставляет учащимся обратную связь, использует различные стратегии, обучения уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня, проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Неизбежно возникает вопрос «Существует ли такой учитель — «образец образцов» — в природе и можно ли такие качества умения развить».

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества по меньшей мере тремя путями с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других предоставлением знаний о процессах обучения развития и особенностях разных видов одаренностей тренировкой умений необходимых для того чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Одной из форм работы с одаренными детьми является менторство (индивидуальное руководство).

В нашей стране эта форма известна мало. В некоторых школах можно встретить научных работников студентов которые проводят дополнительные занятия или же ведут кружки. Спонтанно могут возникать более тесные личные связи между наставником и учеником что чрезвычайно важно. Потребность в таких взаимоотношениях особенно велика у ребенка с высоким интеллектом с необычными запросами которые трудно удовлетворить в условиях школьного обучения. Пока у нас при всех переменах в системе образования эта форма работы не используется целенаправленно. В то же время в США уже сложилась определенная традиция руководства со стороны опытного специалиста подающим большие надежды учеником. Эту индивидуальную форму работы называют менторством.

В нашей стране получило распространение слово «наставничество» которое чаще относят к области профессионального обучения в производственной сфере.

Менторство осуществляется в нескольких видах. Менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными выдающимися учениками для тог чтобы расширить их знания о мире профессии специальностях и видах деятельности. Менторы могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. «Классически» вид менторства связан с историческим пониманием этого термина — наставник советчик тот кем учащийся восхищается кому стремится подражать кто оказывает влияние на его жизнь.

Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Школьники учатся учитывать свои не только сильные но и слабые стороны.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Бажина Оксана » 02 фев 2013, 12:29

Одарённые дети бывают самые разные. Случается особая, уникальная, единственная в своём роде одарённость: одна на тысячу, а то и на миллион детей. Это истинные вундеркинды – дети особые, даже на взгляд специалиста: они иногда с большими трудностями по-другому общаются и живут, нередко только интеллектуальными или творческими интересами.
Но есть и другие одарённые дети: так называемая великолепная норма. Всё у ребёнка с самого начала сложилось хорошо: мама нормально родила (и до родов у неё все было в по-рядке), у него умные родители, обеспечивающие полноценное воспитание, он попал в школу к хорошим учителям. В таких случаях непременно вырастают одарённые дети – своего рода «сверхполноценная» норма. При этом они, как правило, и красивее, и здоровее обычных детей.
С этой точки зрения, действительно, любой ребёнок может при благоприятных обстоятельствах стать одарённым. Но вся беда в том, что столь благоприятные условия выпадают на долю далеко не всем.
Есть вещи, которые не зависят от родителей учителей, даже самых лучших. Например, сейчас трудно обеспечить будущей маме, а потом и ребёнку экологически чистое и полно-ценное питание, хорошее медицинское обслуживание и т.д. Но даже в том, что зависит от самих родителей (и только от родителей!), многие делают всё возможное, чтобы создать ребёнку неблагоприятные условия, в которых деформируется его психика – в частности, подавляется, коверкается драгоценная познавательная потребность. А шансы ребёнка, которому не хватает любви, вырасти полноценным, нормальным, может быть и одарённым человеком, существенно уменьшаются.
Бажина Оксана
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 16:51

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Бажина Оксана » 02 фев 2013, 12:27

Для того, чтобы выявить одарённого ребёнка и проводить с ним «правильную» работу, необходимо изучить ряд факторов: особенности и типы одарённых детей, влияние семейного воспитания на них и т.д.
Особенности одарённых детей
Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
Ощущение неудовлетворённости собой связано с характерным для одарённых детей стремлением достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны ими, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
Одарённые дети отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
Такие дети предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают в физическом развитии. В силу природной любознательности и стремления к познанию нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпимость, за то, что другие дети отстают от них в интеллектуальном развитии.
Одарённые дети гораздо чаще размышляют о смерти, загробной жизни, религиозных верованиях. Им нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя. А неприязнь к школе часто проявляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна.
Бажина Оксана
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 16:51

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Светлана Юрьевна » 02 фев 2013, 10:56

Одарённые дети и учебная деятельность
В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
• Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
• Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.
• Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
• Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
• Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
• Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.
• Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
• Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
• Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
• Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
• Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
• Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Пред.След.

Вернуться в Научно-методическое сопровождение одаренности

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1