Светлана1970 » 06 фев 2013, 02:11
По моему мнению количества лабораторных работ, предлагаемых программой, для развития исследовательских умений в полном объёме всё-таки недостаточно. Восполнить данный пробел могут мини исследования, выполняемые по ходу урока. Это своего рода творческие задания или задачи исследовательского вида, которые целесообразнее учащимся давать для выполнения в группах.
Например, при прохождении в 9 классе темы "Колебательные системы. Маятник" следующий момент, на котором следует остановиться: обсудить гипотезу “От каких величин будет зависеть период собственных колебаний каждого из этих маятников?” (учащиеся высказывают следующие гипотезы: для математического - от длины нити, массы шарика, углового смещения, для пружинного - от свойств (жёсткости) пружины и массы подвешенного к ней груза). Затем для проверки, высказанных предложений, каждая группа проведёт своё мини-исследование (провести инструктаж к работе, обратив особое внимание на то, что следует измерить время 10 полных колебаний, а затем рассчитать период колебаний):
- 1 группа: “Зависит ли период колебаний математического маятника от углового смещения нити с шариком (от начальной амплитуды; начальная амплитуда должна быть небольшой); если зависит, то как” (оборудование: скотч, транспортир, шарик с нитью, штатив с муфтой и лапкой);
- 2 группа: “Зависит ли период колебаний математического маятника от длины нити; если зависит, то как ” (оборудование: шарик, штатив с муфтой и лапкой, нити, отличающиеся по длине в 4, 9 и 16 раз, секундомер);
- 3 группа: “Зависит ли период колебаний математического маятника от массы груза; если зависит, то как ” (оборудование: грузы из разных материалов одинаковой формы и объёма, штатив с муфтой и лапкой, нить, секундомер);
- 4 группа: “Зависит ли период колебаний пружинного маятника от массы груза; если зависит, то как ” (оборудование: набор грузов по 100г, пружина, линейка, штатив с муфтой и лапкой);
- 5 группа: “Зависит ли период колебаний пружинного маятника от жёсткости пружины; если зависит, то как ” (оборудование: груз, две пружины с различной жёсткостью, линейка, штатив с муфтой и лапкой).
Билетики с темой задания группы вытягивают из “чёрного” ящика, по итогам выполнения представитель группы отчитывается по ходу выполнения работы и по полученным результатам.