Методическая копилка

Модератор: Мустафина З.Ф.

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 24 дек 2015, 12:27

Методические рекомендации для качественной подготовки
к итоговой аттестации по математике IX и XI классах.


Система оценки качества образования обеспечивает единые требования к уровню подготовки выпускников по математике. Государственная итоговая аттестация в IX и XI классах при этом является индикатором состояния образовательной системы, успешной реализации образовательных программ, учебно-методического и дидактического обеспечения, степени соответствия подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) выпускников общеобразовательных организаций в 2015 году по математике показывает, что использованные контрольные измерительные материалы (далее – КИМ) соответствуют целям и задачам проведения экзамена, позволяют дифференцировать выпускников с различной мотивацией и уровнем подготовки по ключевым разделам курса математики на базовом и профильном уровне. Структура экзаменационных работ отвечает цели построения системы дифференциального обучения в современной школе. Это значит, что для реализации требований образовательных стандартов и подготовки выпускников к итоговой аттестации, учителям рекомендуется внести соответствующие коррективы в учебно-тематические планы. Определить необходимое количество учебных занятий для повторения, обобщения, систематизации учебного материала и ознакомления учащихся с формой аттестации.
Целесообразность планирования и проведения репетиционных, пробных работ с соблюдением процедуры предстоящей государственной итоговой аттестации обусловлена наличием прецедентов некорректного заполнения экзаменационных бланков, недостаточной информированностью обучающихся о процедуре и регламенте проведения единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) и основного государственного экзамена (далее – ОГЭ).
Дифференциация обучения учебному предмету «Математика» предполагает выделение трех уровней математической подготовки учащихся:
Первый уровень, необходимый для успешной жизни в современном обществе;
Второй уровень необходимый для прикладного использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности;
Третий уровень – подготовка к творческой работе в математике и смежных научных областях.
Первый уровень направлен на решение задачи формирования у всех обучающихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования. Второй и третий уровни направлен на решение задачи индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности в массовой школе, под которой понимают совместную деятельность учителя и обучающихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные особенности обучающихся, уровень их способностей к учению, как способ повышения уровня усвоения всех компонентов содержания учебного предмета.
Анализируя результаты ЕГЭ и ОГЭ 2015 года по математике, можно отметить, что по всем разделам учебного предмета выявились серьезные недостатки в подготовке обучающихся.
С целью обеспечения эффективности проверки освоения базовых понятий курса математики основной школы, умения применять математические знания и решать практико-ориентированные задачи в экзаменационной работе ОГЭ выделены три модуля: «Алгбера», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.
Выпускники IX классов продемонстрировали не владение важнейшими элементарными умениями, такими как, решение неравенств с одной переменной и их систем; перевод условия задачи на математический язык (составление выражения, уравнения); работа с формулой; чтение графиков функций; понимание графической иллюстрации, решение систем уравнений; применение основных геометрических фактов для распознания верных и не верных утверждений о геометрических фигурах, неспособность применить общеизвестные факты из курса математики при решении практико-ориентированных задач модуля «Реальная математика». Однако следует отметить, что по сравнению с предшествующими годами в заданиях по теме «Вероятности и статистика» и заданиях модуля «Реальная математика» наметился явный рост результатов выпускников.
Для поведения ЕГЭ по математике в 2015 году было предложено 2 модели. Результаты ЕГЭ по математике базового уровня признаются образовательными организациями среднего общего образования и образовательными организациями среднего профессионального образования как результаты ГИА. А результаты ЕГЭ по математике профильного уровня образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования также признаются как результаты вступительных испытаний по математике.
Содержательно-методические особенности ЕГЭ по математике профильного уровня: экзаменационная работа состоит из двух частей и содержит 21 задание. Сохраняется преемственность в тематике, примерном содержании и уровне сложности заданий. Однако по сравнению с моделью 2014 г. имеются изменения. С целью оптимизации структуры варианта в условиях перехода к двухуровнему экзамену из первой части исключено одно задание практической направленности, а во вторую часть добавлено задание профильного уровня (19) с экономическим содержанием. Часть 1 содержит 9 заданий (задания 1–9) с кратким числовым ответом, проверяющих наличие практических математических знаний и умений базового уровня. Часть 2 содержит 12 заданий по материалу курса математики средней школы, проверяющих уровень профильной математической подготовки. Из них пять заданий (задания 10–14) кратким ответом и семь заданий (задания 15–21) с развернутым ответом.
Содержательно – методические особенности ЕГЭ по математике базового уровня: экзаменационная работа ЕГЭ по математике базового уровня представлена впервые, развивает подходы, заложенные в КИМ по математике 2010-2014 гг. При этом существенно расширено количество заданий, проверяющих освоение умений применять математические знания в практических ситуациях, исключены задания повышенного и высокого уровней сложности. Экзаменационная работа состоит из одной части, включающей 20 заданий с кратким ответом только базового уровня сложности. Ответом к каждому из заданий 1–20является целое число или конечная десятичная дробь, или последовательность цифр. Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ записан в бланке ответов №1 в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению анализа.
На основе проведенного анализа результатов ГИА можно сделать некоторые общие рекомендации учителям, осуществляющим реализацию образовательной программы учебного предмета «Математика». При организации образовательного процесса, выборе форм и методов обучения, формировании учебно-методического и дидактического обеспечения необходимо обращать внимание на формирование основ знаний, не форсировать продвижение вперед, пропуская или сворачивая этап введения новых понятий и методов, доказательство теорем. Овладение системой учебных действий с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служит основой для последующего обучения не только в «Математике», но и других учебных предметов, а также формирования метапредметных результатов.
Важно, для обеспечения понимания изучаемого материала привлекать наглядные средства обучения, например: координатную прямую при решении неравенств, графики при объяснении смысла понятия «уравнение с двумя переменными», понятия «решение системы уравнений с двумя переменными». Нужна согласованность формулировок основных математических утверждений, определений и терминов, которые обучающиеся изучают на математике, физике, химии, географии. Важно формировать у обучающихся учебные действия контроля, коррекции и саморегуляции. Например, при разложении многочлена на множители полезно приучить учащихся для проверки выполнить обратную операцию; при построении графика функции – проконтролировать себя, опираясь на известные свойства графика; предлагать обучающимся самостоятельно оценивать правильность не только результата, но и правильность выполнения действий, вносить коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; провоцировать у обучающихся способность к волевому усилию – не бросать решение задач с «нестандартными» формулировками, предлагать задачи с «изюминкой».
На этапе подготовки к ГИА работа с обучающимися должна носить дифференциальный характер. Не надо навязывать «слабому» школьнику необходимость решения задач повышенного и тем более высокого уровня, лучше дать ему возможность проработать базовые знания и умения. Но точно также не надо без необходимости задерживать «сильного» ученика на решение заданий базового уровня. Учителю следует ставить перед каждым учащимся ту цель, которую он может реализовать в соответствии с уровнем его подготовки, при этом возможно опираться на самооценку и устремления каждого учащегося.
Подготовка к сдаче ЕГЭ и ОГЭ, помимо собственно обучения математике и развитию умений и навыков, должна обязательно включать в себя следующие аспекты:
- ознакомление с форматом зданий, в том числе с развернутым ответом;
- отработку четкого следования инструкциям к заданиям, в том числе развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;
- ознакомление с критериями оценивания заданий с развернутым ответом, объяснение предъявляемых требований;
- отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом;
Для качественной подготовки к итоговой аттестации по математике IX и XI классах можно использовать открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий по математике, который обеспечивает поддержку работы учителя и самостоятельную работу учащихся по подготовке к сдаче экзамена на базовом уровне:
Открытый банк заданий ОГЭ: http://mathgia.ru/or/gia12/Main ,
Открытый банк заданий ЕГЭ: http://mathege.ru/or/ege/Main
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Методическая копилка

Сообщение admin » 23 дек 2015, 12:54

Методическая копилка
admin
Администратор
 
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 11 дек 2011, 07:56

Пред.

Вернуться в Математика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1