Опыт и инновации в формировании экологической культуры ...

Модератор: Нафикова З.Г.

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Екатерина7575 » 27 ноя 2017, 10:52

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Понимание законов природы, взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы закладывается с детства и продолжается всю жизнь. Формирование экологической культуры - важнейшая задача дошкольного учреждения, так как в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте - это сложный и длительный процесс. Начинать экологическое воспитание необходимо с момента прихода детей в ясельную группу. Чтобы обеспечить успех этой работы, педагогам необходимо знать и понимать психофизиологические особенности детей этого возраста, а так же создать соответствующую развивающую среду.
Екатерина7575
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 фев 2017, 16:39

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Elvira Sebiteva » 27 ноя 2017, 05:10

Говоря о непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в рамках экологического воспитания, следует обратить внимание на творческий подход к подаче материала. В качестве примера, приведу несколько вариантов работы со сказками.
У дошкольников еще преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Один из вариантов работы со сказкой заключается в ее дополнении ребенком.
Еще одним вариантом работы со сказкой можно назвать, когда предлагается уже существующую сказку обыграть так, чтобы она приобрела экологическую направленность.
Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, непринужденно, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. К примеру, в младшем дошкольном возрасте, читая сказку «Репка», можно дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем дошкольном возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», можно познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших дошкольников в сказке «Двенадцать месяцев», можно дать понятие о том, что в природе все взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д.
Также интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с большим удовольствием слушают сказки и ищут в них неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.
Elvira Sebiteva
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 20 ноя 2017, 06:05

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Маркова Ульяна » 26 ноя 2017, 13:13

Особое место в экологическом воспитании занимает демонстрация моделей, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.
Цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями.
Для экологического воспитания детей мы используем разные виды моделей:
Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений, к которым относятся различные предметы, конструкции. Например, аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой я формировала у воспитанников представление о внешнем виде и движении рыбы.
Предметно - схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов - макетов.
Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений;
изображения геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т. д.
Для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов использовали модель - макет рекомендуемый С. Н. Николаевой. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.
Графические модели (графики, схемы, карты и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе использовала модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы, уделяем внимание на то, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогают схемы, символы, модели. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством, которое учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности.
Маркова Ульяна
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 13 ноя 2017, 19:01

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение NATURAL » 26 ноя 2017, 09:20

Проведенные психолого-педагогические исследования Т.А. Марковой и Т.Н. Виноградовой показывают, что эмоциональный опыт, приобретенный дошкольником при взаимодействии с природой, включает как позитивное, так и негативное содержание. Ценным в нем является положительно окрашенное отношение к привлекательным, на взгляд ребенка, объектам природы, прежде всего – к животным, наделенным развитыми чувствами и способностью их активно проявлять. Дошкольники с интересом наблюдают за ними, эмоционально положительно откликаются на проявление их жизни – движения – движения, звуки, способы поведения, реакции на людей, заботу о потомстве: улыбаются, комментируют поведение животных.
С привлекательными внешне животными дети нежно общаются, называют их ласковыми именами, «очеловечивают» их.
Подобное взаимодействие с живыми существами способствует формированию у детей доброжелательности, интереса, эмоциональной отзывчивости, желание общаться, помогать, заботиться. Поддержание взрослым ценного детского опыта, создание условий для его расширения и обогащения, несомненно, является главным направлением стратегии развития гуманного отношения дошкольников к природе.
Вместе с тем эмоциональный опыт взаимодействия ребенка с природой может иметь и негативную окрашенность. В чем это выражается? Многие дети неприязненно относятся к насекомым, пресмыкающимся и земноводным, допускают при общении с ними негативные действия. Если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно строить свое отношение к ним. Дошкольники утверждаются во мнении, что характер отношения к природному объекту определяется его внешними характеристиками, а не его сущностью как живого организма. В результате вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде), сопереживания (например, попавшему в беду лягушонку), радости (например, от помощи маленькому жучку или червячку) – ребенок приобретает опыт равнодушного или даже бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.
Поэтому, взрослому очень важно поддерживать стремление детей к проявлению адекватных эмоций как импульса к совершению гуманных поступков по отношению к природе. Этому способствует включение дошкольников в разнообразную деятельность экологической направленности, в которой они смогут « проживать» положительные эмоции и чувства, проявлять их, обогащая тем самым личный опыт взаимодействия с природой.
NATURAL
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 08:56

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение NATURAL » 26 ноя 2017, 09:15

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
В дошкольном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
NATURAL
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 08:56

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение NATURAL » 26 ноя 2017, 09:12

Функ­ция са­мо­вос­пи­та­ния и са­мо­дис­ци­п­ли­ны: в про­цес­се не­по­сред­ст­вен­но­го взаи­мо­дей­ст­вия с при­ро­дой вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся у детей та­кие ка­че­ст­ва как ор­га­ни­зо­ван­ность, дис­ци­п­ли­ни­ро­ван­ность, от­вет­ст­вен­ность.

Та­ким об­ра­зом, взаи­мо­дей­ст­вие с при­ро­дой дей­ст­ви­тель­но име­ет боль­шой пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­ский по­тен­ци­ал. Но при этом та­кой по­тен­ци­ал «ра­бо­та­ет» толь­ко в слу­чае го­тов­но­сти ребенка его «ви­деть», при на­ли­чии со­от­вет­ст­вую­щей внут­рен­ней ак­тив­но­сти ребенка.
По­это­му со­вре­мен­ное эко­ло­ги­че­ское об­ра­зо­ва­ние долж­но быть на­прав­ле­но на то, что­бы от­крыть ребенку опи­сан­ные воз­мож­но­сти взаи­мо­дей­ст­вия с ми­ром при­ро­ды; в этом слу­чае оно ста­нет фак­то­ром об­ще­го раз­ви­тия и фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти.
NATURAL
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 08:56

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение NATURAL » 26 ноя 2017, 09:08

Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста обеспечивается, если ребенок имеет возможность присваивать экологический опыт.
Игровой тренинг самый наилучший на мой взгляд источник экологического развития и саморазвития личности ребенка, так как в нём нами использовались игры, в которых воссоздавался экологический опыт, осуществлялась стимуляция мотивов поведения в природе, экологических интересов, экологически целесообразного поведения. Дети в игровой форме включались в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему в этой жизни. Игровой тренинг охватывал многообразие разновидностей игр: подвижных, словесных, хороводных, с предметами; создавал оптимальные условия для поддержки, проявления, развития детской игровой культуры.
NATURAL
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 08:56

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение NATURAL » 26 ноя 2017, 09:06

Активно по развитию экологической культуры у дошкольников проходили тренинги. Например: Упражнение «Я-берёзка» было направлено на развитие чувства эмпатии. Ребенку предлагалось представить себя березкой, передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях, рассказать, о чем думает березка, чем живет. Упражнение повторялось с новым объектом, в который перевоплощается ребенок. Особо обращалось внимание на признаки, по которым ребенок строил свой рассказ о самочувствии объектов природы.
Упражнение называется «Если бы я был деревом...» Основная цель упражнения - помочь детям усвоить части растения и их назначение, однако одновременно решалась задача развития чувства эмпатии. По ходу чтения стихотворения детям предлагалось представить, что у них растут ноги (корни), становятся длиннее и длиннее. Детям предлагалось покачаться, помахать руками (ветками), как бы от ветра, представить, что дерево хочет пить. Затем детям предлагалось представить, что кожа (кора дерева) становится морщинистой, наморщиться, почувствовать, что кожу-«кору» надрезают, подвигать руками, представив, как растут новые ветки, развести в стороны пальцы (листья).
упражнений на коррекцию поведения детей в природе. Например, упражнение «Старые вещи» направлено на коррекцию способов взаимодействия с природными объектами. Детям предлагалось выбрать какой-либо предмет, определить, где он использовался раньше, из какого материала сделан. Предлагали исследовать предмет, рассказать, на что он похож, где он может быть применен. На следующих этапах тренинга предлагалось выполнить художественную аппликацию, используя различные материалы: пластик, цветную бумагу.
NATURAL
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 08:56

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение NATURAL » 26 ноя 2017, 09:03

В нашем детском саду проведено уже достаточное количество мероприятий по экологии, имеющих в основе психологическое обоснование, нравственно-культурный аспект. Такие как:
Дидактические игры, как правило, решают не только задачи экологического образования, но и задачи развития речи, памяти, мышления, воображения детей. Их мы также использовали в комплексе. Например, игра «Построение предложений». Детям говорилось, что необходимо составить предложения, используя для этого слова «кролик» и «морковка». Например: «Кролик ел морковку». Предлагали два других слова с подобными отношениями, например, «собака» и «косточка». Дети составляли предложения, используя указанные два слова.
Игра «Горячие слова». Детям раздавались карточки, на каждой из которых было нарисовано животное или растение. Детям предлагалось пока звучит музыка, передавать свои карточки по кругу. Как только музыка прекращалась, дети должны прекратить передавать карточки, и каждый ребенок должен был назвать, кто изображен на его карточке.
Игра «Слушай внимательно». Шуточное упражнение было направлено на развитие внимания, вызывало положительные эмоции и очень нравилось детям. Трое, четверо, пятеро детей одновременно произносили разные предложения. Количество говорящих одновременно увеличивалось. После этого каждому ребенку предлагалось повторить то, что сказал собеседник, если это не получалось, то помогала группа.
Игра «Случай на природе». Игроки делились на 4 команды. Каждой команде предлагался комплект сюжетных картинок и 5 минут на обсуждение. Затем каждая команда должна была представить свою версию рассказа. Игра способствовала развитию артикуляционного аппарата ребенка, выработке правильного дыхания и выдоха воздушной струи. Использование таких игр способствовало созданию эмоционального комфорта, положительного настроя на восприятие обсуждаемой темы, гармонизации отношений детей.
В работе с детьми использовались имитационные экологические игры-моделирование: «Экосистема водоема», «Экологические кубики», «Экологические пирамидки», «Волшебные превращения», «Солнечная система», «День и ночь».
NATURAL
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 08:56

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение В. Лариса » 25 ноя 2017, 14:42

При формировании у детей целостного представления об окружающем мире, большое внимание уделяю комплексному изучению природы. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
В. Лариса
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 15:28

След.

Вернуться в Опыт и инновации в формировании экологической культуры дошкольников в условиях ФГОС ДОО

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1