Опыт и инновации в формировании экологической культуры ...

Модератор: Нафикова З.Г.

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Тапаева Лилия » 23 ноя 2017, 22:46

Здравствуйте!
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
На протяжении уже многих лет я работаю в группе раннего возраста.
Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования. Постоянное общение ребенка с природой создает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Именно поэтому в раннем возрасте так актуально заложить основы элементарных экологических представлений.
Цель моей работы:
1. Создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.
2. Формирование у детей элементарных представлений об изменениях в природе.
Задачи:
1.Формировать умение правильно взаимодействовать с природой.
2. Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
3. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
4. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
5. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Тапаева Лилия
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 23 ноя 2017, 22:41

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Дяглева Лилия » 23 ноя 2017, 19:37

Одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы - специально оборудованного маршрута на природе. Создание экологической тропы в современной практике экологического воспитания в ДОУ играет огромную роль.
Экологические тропы выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей. Главная задача экологической тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей. Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, необходимо помнить о том, что экологическая тропинка - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Так, например, старые, поваленные деревья, пеньки, сухие листья и т.п. могут служить точками для интереснейших наблюдений. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано и на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. Можно выделить три основных типа экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения; в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.); в здании детского сада.
Любая экологическая тропинка состоит из видовых точек или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога. В качестве видовых точек экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений: мох, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, родники и т.п.
Видовыми точками могут стать:
- Отдельные растения - старые и молодые деревья, кустарники разных родов и видов; экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например, деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей стволом); растения с разными по размеру (крупными и мелкими), форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п.), цвету (светло-зелеными и темно- зелеными), характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) листьями; сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле), пни; крупные травянистые растения (лопух, крапива).
- Сообщества растений - фрагменты ландшафтов луговой, лесной растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как дикорастущие заросли, так и растения, специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков, заросли подорожника, птичьей травы (горца почечуйного) и других видов. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения. К таким же точкам можно отнести искусственные сообщества растений — участки сада, огорода.
- Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности - естественные и искусственные гнездовья, кормушки (включая «птичьи столбы»), муравейники, кротовины, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли; сезонные скопления насекомых (например, весной можно наблюдать за клопами «солдатиками»), обитателей пруда или озера, реки.
- Участки с интересными объектами неживой природы — овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки (для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками.
- Специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега), высотой стояния Солнца (солнечные часы); поляна сказок (сказочные скульптуры, строения).
- Птичья столовая с кормушками.
- Клумбы обычные и особого назначения (с растениями-часами, растениями- барометрами).
- Огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур («поля»), в северных районах — теплицы.
- Участки с хорошо заметными следами влияния человека (как положительного, так и отрицательного): места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, пляжи и т.п. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
Этапы создания экологической тропинки:
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;
- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;
- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Дяглева Лилия
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14 ноя 2017, 21:16

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Гулюза Ахметгалиева » 23 ноя 2017, 15:29

Добрый вечер! Хочу поделиться опытом работы в подготовительной группе. Провела краткосрочный проект на тему "Поиск воздуха". Целью которой было Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность и продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.Провела следующие виды работ:
Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,
Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы,
Беседа «Живая и не живая природа»;
Рассматривание иллюстраций в энциклопедии ;
Наблюдения на прогулке за ветром.
Экспериментальным образом выяснили следующее:
1 эксперимент - предложить надуть шарики - Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает. Воздух не имеет формы.
2 эксперимент - Перед каждым на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Предложить подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотреть, что произойдет с водой. - Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
3 эксперимент «Увидим воздух»- Предложить набрать воздух в полиэтиленовый пакет. Посмотреть через пакет на руку. - Воздух прозрачный.
4 эксперимент – «Почувствуй воздух»Предложить сделать веера и помахать на себя - мы чувствуем ветерок – это и есть воздух. Воздух можно почувствовать.
5 эксперимент – на дно стакана приклеить кусочек бумаги. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Предложить посмотреть намокнет ли полоска бумаги. Предложить слегка наклонить стакан, чтобы в него попала вода - Воздух вокруг нас.воздух занимает место.
С помощью данного проекта достигнуты следующие результаты:
У детей сформировали представление о воздухе, его свойствах, у детей появился интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, научились делать выводы в процессе эксперимента.
Таким образом, дети в увлекательной форме узнали о свойствах воздуха и об ответственности людей за будущее природы.
Гулюза Ахметгалиева
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 20 ноя 2017, 14:22

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Ленария » 21 ноя 2017, 17:25

Добрый вечер, уважаемые коллеги!
В нашем современном мире одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность.
Одной из форм работы с детьми, которые помогли бы нам в обучении основам экологии и природопользовании становится создание экологического пространства детского сада, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. И в нашем детском саду была создана метеостанция. Для нее мы выбрали открытый участок. На нем мы установили традиционные приборы: компас, термометр, и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями :дождемер, ветряной рукав, барометр, флюгер. Также у нас есть календарь природы , где дети отмечают все показания этих приборов.
Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. С ее созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.
Таким образом, работа на метеостанции позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
наблюдать за небом и облачностью,
с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,
с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,
измерять количество осадков с помощью дождемера,
определять температуру воздуха с помощью термометра,
с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды,
сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.
Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие с приборов и составление прогнозов. Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.
Ленария
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 16:25

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Рамиля Тукбаева » 21 ноя 2017, 09:28

Добрый день! Уважаемые коллеги, хотелось бы поделиться опытом детского сада "Солнышко" с. Бурибай Хайбуллинского района по организации экологического образования наших воспитанников.
На протяжении трех лет с 2013 по 2016г.г. детский сад «Солнышко» села Бурибай Хайбуллинского района работал в режиме экспериментальной площадки Института развития образования по теме: «Экологическое образование детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности» под научным руководством Агишевой Р.Л. – кандидата педагогических наук. Результатом сотрудничества стала программа «Я познаю свой край» и методические пособия к ней, в которых содержатся проекты с учетом климатических, природных особенностей нашей республики. В ходе подготовительного этапа экспериментальной деятельности потребовалось создание соответствующих условий, таких как подготовка кадрового состава с целью повышения профессионального мастерства, обогащение и обновление предметно-развивающей среды, организация сотрудничества с родителями. В связи с этим возникла потребность создания управленческого проекта, цель которого - внедрение в образовательный процесс технологии проектной деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Управленческий проект состоит их трех этапов:
На начальном (организационном) этапе (апрель 2013 – декабрь 2013г.) нами решены следующие задачи:
1. Изучение нормативно-правовой и программно-методической базы в современных условиях;
2. Анализ профессиональных компетенций педагогов в области планирования работы в форме проектной деятельности, анализ исходной ситуации.
3. Организация системной методической помощи педагогам в применении технологий проектной деятельности;
4. Создание материально-технической базы для внедрения проектной деятельности по экологическому образованию «с учетом национально-культурных, климатических условий».
В ходе анализа исходной ситуации рассмотрены вопросы применения педагогами технологии проектирования в образовательном процессе, оснащенности методическими пособиями, состояние предметно-развивающей среды и территории детского сада. По результатам составлена карта проблемных зон и проведен мониторинг готовности педагогов к инновационной деятельности.
При проведении мониторинга профессиональной компетентности педагогов нами использованы разные подходы: наблюдение, тестирование, проведение недели свободного планирования, конкурс на лучший педагогический проект, результативность участия педагогов в муниципальном конкурсе «Юный исследователь». Результатом мониторинга стало распределение педагогов на 3 группы: педагоги, обладающие высокими педагогическими способностями, работающие в составе творческих групп, педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство, педагоги на этапе становления педагогического мастерства.
Для каждой группы педагогов разработана дорожная карта с целью повышения профессиональной компетентности по применению проектной технологии. Для первой группы педагогов предусмотрено создание творческой группы, разработка системы взаимосвязанных экологических проектов, оказание консультативной помощи педагогам из других групп, семинары-практикумы, организация наставничества. Вторая группа педагогов работала над повышением самообразования по применению проектной технологии, созданием экологических проектов под руководством творческой группы, продумыванием разнообразных приемов и форм работы с детьми, подготовкой и презентацией проектов на педагогическом совете. В методической работе с третьей группой педагогов использовано участие в «мозговом штурме», посещение организованной образовательной и совместной деятельности, проводимых педагогами первой и второй группы, подготовка дидактического материала, картотеки игр для проектов, а также самоанализ готовности к применению инновационных технологий.
Результат начального этапа работы – представление различных методов работы по экологическому образованию в практической части муниципальной научно-практической конференции: «Экологическое образование детей дошкольного возраста» в форме мастер-классов: «Природа и фантазия», «Экспериментирование», «Метод моделирования», «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников», а также презентован совместный проект педагога с детьми: «Какая она, осень?»
На основном этапе (сентябрь 2013 – февраль 2016г.) нами выполнены задачи:
1. Организация разработки взаимосвязанных проектов по экологическому образованию дошкольников (сентябрь 2013 – май 2014г)
2. Обеспечения контроля над реализацией проектов по экологическому образованию.
3. Принятие управленческих решений с целью корректировки качества образования.
Под руководством творческой группы разработан 31 проект по сезонным изменениям в природе, направленный на формирование представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы, развитие практических умений и навыков в общении с ней, воспитание экологической культуры на основе ближайшего природного окружения.
Наряду с экологическими созданы проекты краеведческого характера, направленные на ознакомление с памятниками природы, находящимися на территории Хайбуллинского района: «Пять чудес Хайбуллы», «Таналык и Сакмара – реки родины моей», «Растительность нашего края», «Хайбулла – наш хлебный край», «Полезные ископаемые моей земли». Их уникальность в том, что дети с ранних лет узнают о природном богатстве нашей земли.
В ходе разработки проектов использованы различные источники информации: научно-популярная, справочная, энциклопедическая и учебная литература, материалы периодической печати и средств массовой информации.
Проекты рассчитаны на наши климатические условия, знакомят с нашим природным окружением и территория детского сада служит основой для проведения наблюдений и экспериментов. Нами создана экологическая тропа с видовыми точками: луговая поляна, земляничная поляна, цветочная клумба, кустарники, деревья, старый пень, огород, новоселы, фитоогород. В зимнее время педагоги организуют исследовательскую деятельность в группах путем выращивания мини-огородов, проведения опытов, ведения дневника наблюдений, решения проблемных ситуаций, использования ИКТ-технологий.
На заключительном (контрольном) этапе (март 2016 – май 2016 г.) решены задачи:
1. Анализ и оценка результатов внедрения проектной деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста;
2. Анализ профессиональной компетентности педагогов в области применения проектной деятельности;
3. Принятие управленческого решения по обобщению опыта работы в ДОО: публикации, выпуск методических пособий, презентация педагогического опыта на муниципальном и республиканском уровне.
В результате реализации управленческого проекта:
Во-первых, педагоги овладели навыком создания и реализации проектов по экологическому образованию детей дошкольного возраста;
Во-вторых, выпущена авторская программа коллектива детского сада «Я познаю свой край», оснащенная шестью методическими пособиями и медиатекой. Программа оснащена методическими пособиями по разным возрастам с разнообразными формами работы с воспитанниками, педагогами и родителями в рамках реализации проектов. В пособиях расписаны конспекты организованной образовательной деятельности, игры, прогулки, экскурсии, экспериментальная деятельность, итоговые мероприятия по завершению реализации проекта, конспекты проведения мероприятий с родителями;
В-третьих, подготовка проектов потребовала создания наглядного материала, такого как: наглядно-иллюстрированные пособия «Лекарственные травы нашего края», «Полевые цветы», «Птицы», «Насекомые» ; альбомы «Минералы нашего края», «Когда-то здесь было море», «Полезные ископаемые Урала» и другие;
В-четвертых, обновлена и дополнена предметно-развивающая среда, как в группах, так и на территории;
В-пятых, в ходе реализации педагогических проектов по экологическому образованию целенаправленно формируются у воспитанников нашего детского сада основы экологической культуры, представления о взаимосвязях живой и неживой природы; развиваются исследовательские умения, практическое применение знаний; воспитывается бережное отношения к окружающей природе;
В-шестых, родители (законные представители) имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
Наш труд получил высокую оценку научно-методического совета Института развития образования Республики Башкортостан и рекомендован к распространению как на республиканском, так и на российском уровне.
Рамиля Тукбаева
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 09:22

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Гулюза Ахметгалиева » 20 ноя 2017, 15:04

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Работая во второй группе раннего возраста, могу сказать, что начинать экологическое воспитание необходимо с момента поступления в детский сад. Малыши, эмоционально окрашенные ощущения, сохраняют надолго. В работе используем разнообразные наглядные средства: это и бутафорские деревья по сезонам года, и самостоятельно изготовленные плакат "Поле ненужных вещей" (с помощью которой малышам объясняем, что нельзя обертки, бумажки и различный мусор бросать на землю) и т.д. С особой тщательностью оформляем уголки природы, подбирая доступный и интересный материал для данного возрастного этапа. Используем в работе и различный природный материал, что позволяет нам знакомить детей со свойствами объектов неживой природы.
Работа с родителям, в данном направлении, постоянно ведется. Совместно с родителями изготовили кормушки для зимующих птиц. Установив их на площадке для прогулок, мы планируем подкармливать наших пернатых друзей. При этом развиваем в детях чувство сопереживания и любви к природе.
Гулюза Ахметгалиева
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 20 ноя 2017, 14:22

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение fairuza61@yandex.ru » 20 ноя 2017, 09:08

Добрый день ,уважаемые коллеги!
Информационно-компьютерные технологии прочно входятв систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Я использую следующие виды иллюстартивно-наглядных материалов на электронных носителях:

1. звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;

2. экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;

3. мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;

4. медиазанятия, которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном;

5. в процессе моделирования;

6. в случае,если необходимо дать какую-то виртуальную познавательную информацию.

Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.
fairuza61@yandex.ru
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 ноя 2017, 11:46

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Дяглева Лилия » 18 ноя 2017, 23:04

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года
Дяглева Лилия
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14 ноя 2017, 21:16

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Халиуллина Нина » 18 ноя 2017, 23:00

В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.
Экологические проблемы, связанные с разрушительной деятельностью человека, являются следствием не только каких-то механических действий (засорение, уничтожение), но, прежде всего, следствием разрушительного мышления, психической деятельности.
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты.
Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов — сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.
Третья позиция берет начало, в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертая позиция это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов) Ознакомление с этими явлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
- общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
- проектная деятельность.
Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран - и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов... А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.
Халиуллина Нина
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 18 ноя 2017, 22:54

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Халиуллина Нина » 18 ноя 2017, 22:56

Здравствуйте, коллеги!
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.
Халиуллина Нина
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 18 ноя 2017, 22:54

Пред.След.

Вернуться в Опыт и инновации в формировании экологической культуры дошкольников в условиях ФГОС ДОО

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2