fairuza61@yandex.ru » 17 ноя 2017, 08:26
Здравствуйте,уважаемые коллеги!
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Экологическое воспитание – важная часть работы педагога. Территория нашего ДОУ предоставляет для этого большие возможности. Обратитив внимание на предметы живой и неживой природы, которые расположены на ней мы сделали вывод ,что каждый из них можно превратить в объект для наблюдения и исследования.Педагоги организуют прогулки с детьми так, чтобы развивать у них наблюдательность, любознательность, воображение.
Работа по формированию основ экологической культуры должна быть продумана. Прежде всего, необходимо сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу нам помогает экологическая тропа – элемент развивающей среды экологической направленности с учётом регионального компонента. Благодаря ей воспитанники учатся познавать окружающий мир, выделять в нем взаимосвязи, наблюдать за объектами живой и неживой природы, активно взаимодействовать с ними.
Чтобы создать экологическую тропу:
• собирали фольклорный и биолого-экологический материал о природных объектах, которые есть на территории детского сада;
• разработали маршрут экологической тропы, включили в него интересные природные объекты;
• максимально использовали территорию ДОУ;
• разработали экскурсионную программу.
Организовали на экологической тропе экскурсии, учитывая особенности времени года. Для каждого месяца и объекта продумали содержание образовательной деятельности.
Включили в маршрут по экологической тропе разные виды деятельности:
• познавательно-исследовательскую: в процессе наблюдений и экспериментирования развиваем у детей познавательный интерес к объектам природы, наблюдательность;
• восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативную: читаем сказки и рассказы, которые связаны с конкретным объектом, загадываем загадки по теме;
• изобразительную: рисуем и лепим вместе с детьми объекты экологической тропы;
• конструирование: сооружаем домики для птиц;
• двигательную: проводим пальчиковые и подвижные игры;
• игровую: организовываем сюжетно-ролевые игры;
• элементарный бытовой труд: собираем вместе с детьми опавшие ветки, шишки, проводим экологические акции.
Благодаря такой содержательной деятельности дети познакомились с процессами, происходящими в природе, изучили живые объекты в их естественном природном окружении, получили навыки простейших исследований, смогли выявить на элементарном уровне местные экологические проблемы и попытались решить их.
Такой маршрут экологической тропы разработали педагоги МАДОУ д/с „Солнышко“ с. Исянгулово. Для осуществления воспитательно-образовательной работы в летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.
Тематика объектов подобрана так, чтобы дети понимали необходимость беречь и охранять природу.
В ходе совместной с детьми деятельности педагоги используют разнообразные формы, методы и приемы. Их выбор зависит от возрастной группы. Но все они обеспечивают непосредственное участие воспитанников, стимулируют их интерес, дают возможность проявить себя..
Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы. Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:
1.Отправной пункт – стенд-план. На нем схематично изображен маршрут экологической тропы с объектами. Он помогает дошкольникам ориентироваться на территории ДОО, формирует представление о богатстве окружающего мира. Старшие дошкольники воспринимают местность в виде модели. Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:
Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.
Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
2.«Старый пень» – первая встреча. Согласно плану дети подходят к первому игровому объекту экологической тропы – старому пню. Около него они находят подсказку, куда идти дальше. Этот момент мотивирует их на дальнейшую деятельность. Объект интересен и прост. Если на участке срубили засохшее дерево, не спешите выкорчевывать пень – превратите его в сказочного героя.
3. «Рябиновая роща». В течение года дети наблюдают за изменениями, происходящими в природе. На объекте «Рябиновая роща» педагог обращает их внимание на то, как меняются листья, ствол, ветки. Дети сравнивают рябину с другими деревьями. Педагог, используя иллюстративный материал, беседует с детьми о пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.
С младшими дошкольниками можно провести игру «Кто быстрей найдет такой же листочек, какой я покажу». Педагог рассказывает о том, что о деревьях необходимо заботиться, тогда на них вырастет много плодов. Спрашивает дошкольников: «Кто питается плодами рябины?» Дети исследуют листья и ягоды и узнают, почему ягоды рябины красные. Вместе с педагогом воспитанники собирают опавшие ветки в рябиновой роще.
4. «Лекарственные травы». Этот объект знакомит детей с травянистыми растениями, их лечебными свойствами. С младшими дошкольниками педагог проводит беседу «Почему этот цветок так называют?», дыхательную гимнастику «Как пахнет цветочек?». Со старшими-организует игровые упражнения: «Назови растение и расскажи о нем», «Найди растение по целебным свойствам», «Остановись у отгадки», «Каких растений здесь не может быть» и др. Они формируют правильное экоповедение: дошкольники приходят к выводу, что с незнакомыми травами нужно обращаться осторожно. Вместе с воспитателем дети поливают растения.
5. «Скворечник». Наблюдения в течение года за этим объектом формируют целостную картину мира: дети узнают о богатстве животного и растительного мира летом и о том, как «засыпает» природа зимой.
Педагог рассказывает, что скворечники нужны птицам, чтобы укрыться от дождя, устроить гнездо, вывести птенцов. Дошкольники наблюдают, как ведут себя птицы у кормушки, узнают, чем они питаются. Воспитатель разыгрывает с детьми ситуацию «Птичья семья», проводит игру «Птицы и птенчики». Дети приходят к выводу, что птенцов трогать нельзя, потому что их мама будет переживать. Дошкольники подкармливают птиц.
Воспитатель читает им стихотворения, сказки, рассказы о птицах, загадывает загадки. Дети обсуждают, какие бывают птицы, как нужно о них заботиться. Затем в группе лепят для них угощения и строят домики. Общение с пернатыми всегда вызывает у дошкольников положительные эмоции.
7. «Муравейник». Данный объект похож на предыдущий. Дети узнают, для чего и как муравьи строят муравейник, почему нельзя его разорять, рассматривают его схемы. Воспитатель рассказывает, чем питаются муравьи. Проводит игры, в ходе которых дети понимают, что у муравьев есть семья и обижать их нельзя.
8. «Березовая роща». На этом объекте у дошкольников появляется возможность проявить заботу о природе – собрать упавшие ветки, очистить рощу, чтобы трава лучше росла и в ней жили насекомые. Дети наблюдают за березами разного возраста, толщины, рассматривают наросты на стволах.
С младшими дошкольниками воспитатель беседует о строении дерева, проводит подвижную игру «Кто быстрей добежит до березки». Дошкольники рассматривают насекомых в березовой роще.
Со старшими дошкольниками педагог организует сюжетно-ролевую игру «Прогулка в лес с семьей». Дети участвуют в экологической акции «Помоги природе».
9. «Лесное озеро». Дети любят этот объект. На озере они знакомятся со свойствами воды, его обитателями – уточками, наблюдают за водомерками, очищают берега от веток и опавших листьев.
10. «Сад и огород». Данный объект представляет собой огород на открытом, хорошо освещенном пространстве. Каждая посадка обозначена табличкой: «Огурцы», «Кабачки», «Укроп», «Лук», «Клубника». Дети старших групп сажают для детей младших групп морковь, лук, укроп, салат, петрушку. Их можно употреблять в пищу весной и осенью.
Дети узнают на нем, как ухаживать за растениями, чем полезны овощи и фрукты, с удовольствием рыхлят землю возле рассады, поливают ее.
С младшими дошкольниками воспитатель проводит наблюдение «Кто трудится на огороде», беседу на тему «Что можно приготовить из овощей?», задает детям вопрос «Что растет в огороде?» Со старшими дошкольниками организует сюжетно-ролевую игру «Овощной магазин», свободное общение на тему «Инструменты садовника», подвижную игру-эстафету «Кто быстрее соберет овощи на грядке».
11. «Цветник». Дети не только ухаживают за цветами. Они наблюдают за насекомыми, которые прилетают собирать нектар, и жучками, которые ползают рядом. Воспитатель обсуждает с ними, чем питаются насекомые и для чего они собирают нектар.
Младшим дошкольникам воспитатель читает рассказ С. Григорьева «Бабушкин садик» и предлагает составить рассказ «Расскажи про любимый цветок», зарисовать цветы на клумбе.
Со старшими дошкольниками педагог проводит дыхательную гимнастику «Понюхай цветок», предлагает отгадать загадки о цветах, организует сюжетно-ролевую игру «Цветовод».
13. «Фитоогород». На солнечной стороне детского сада находится фитоогород. Его территория огорожена низким заборчиком. Здесь воспитатели старшей и подготовительной групп знакомят детей с фитотравами. Воспитанники изучают, из каких частей состоят растения, сравнивают по запаху чабрец, мяту, шалфей и др.
Педагоги организуют наблюдение за растениями, рассказывают об их полезных свойствах, предлагают дошкольникам освободить растения от сорняков, разрыхлить землю, убрать сухую траву. Когда фитотравы вырастают, воспитатели организуют фитогостиную, где дети перебирают травы. Затем педагог заваривает отобранные растения и организует в группе чаепитие. 14.«Метеостанция» Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), фигурку ежика с колючками в виде шишек.
Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.
15 «Деревенское подворьеДети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, ветряная мельница, ульи для пчел, плетень, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных (бык, овечка, свинья с поросенком)). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные»
Экологическое воспитание дошкольников – трудоемкий, многогранный процесс познания природы, представляющий собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала в каждом ребенке.
Наши достижения в области экологии
2014г.-МКУ ОТДЕЛ Образования Администрации Муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан. Почётная Грамота 1 место по итогам деятельности по благоустройству территории в номинации «Эколидер».
2015г-Грамота 1 место в районном конкурсе цветов среди детей ,родителей и сотрудников ДОУ»Цветочные фантазии»
2015- лауреат районного фестиваля детских творческих работ на экологическую тематику « Мастерилка» - Диплом.
2016г- МКУ ОТДЕЛ Образования Администрации Муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан. Почётная Грамота 1 место по итогам деятельности по благоустройству территории в номинации «Лучшая развивающая среда ».
2016г- победитель районного фестиваля детских творческих работ на экологическую тематику « Разноцветная Осень» - диплом 1 степени.
2016г. Грамота 1 место в районном конкурсе на лучшую кормушку «Птичья столовая» среди родителей и детей в ДОУ .
2017г.-Диплом лауреата Районного конкурса народного творчества среди сельских поселений»Сохраним родную землю вместе!» посвящённый Году экологии и особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан.
2017г.Грамота 2 место. Районный конкурс макетов среди образовательных учреждений. «В мире животных»
2017г.Диплом призёра Республиканской детской заочной экологической олимпиады для детей дошкольного возраста в рамках Всероссийского детского экологического фестиваля «Экодетство»