Рамиля Тукбаева » 21 ноя 2017, 09:28
Добрый день! Уважаемые коллеги, хотелось бы поделиться опытом детского сада "Солнышко" с. Бурибай Хайбуллинского района по организации экологического образования наших воспитанников.
На протяжении трех лет с 2013 по 2016г.г. детский сад «Солнышко» села Бурибай Хайбуллинского района работал в режиме экспериментальной площадки Института развития образования по теме: «Экологическое образование детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности» под научным руководством Агишевой Р.Л. – кандидата педагогических наук. Результатом сотрудничества стала программа «Я познаю свой край» и методические пособия к ней, в которых содержатся проекты с учетом климатических, природных особенностей нашей республики. В ходе подготовительного этапа экспериментальной деятельности потребовалось создание соответствующих условий, таких как подготовка кадрового состава с целью повышения профессионального мастерства, обогащение и обновление предметно-развивающей среды, организация сотрудничества с родителями. В связи с этим возникла потребность создания управленческого проекта, цель которого - внедрение в образовательный процесс технологии проектной деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Управленческий проект состоит их трех этапов:
На начальном (организационном) этапе (апрель 2013 – декабрь 2013г.) нами решены следующие задачи:
1. Изучение нормативно-правовой и программно-методической базы в современных условиях;
2. Анализ профессиональных компетенций педагогов в области планирования работы в форме проектной деятельности, анализ исходной ситуации.
3. Организация системной методической помощи педагогам в применении технологий проектной деятельности;
4. Создание материально-технической базы для внедрения проектной деятельности по экологическому образованию «с учетом национально-культурных, климатических условий».
В ходе анализа исходной ситуации рассмотрены вопросы применения педагогами технологии проектирования в образовательном процессе, оснащенности методическими пособиями, состояние предметно-развивающей среды и территории детского сада. По результатам составлена карта проблемных зон и проведен мониторинг готовности педагогов к инновационной деятельности.
При проведении мониторинга профессиональной компетентности педагогов нами использованы разные подходы: наблюдение, тестирование, проведение недели свободного планирования, конкурс на лучший педагогический проект, результативность участия педагогов в муниципальном конкурсе «Юный исследователь». Результатом мониторинга стало распределение педагогов на 3 группы: педагоги, обладающие высокими педагогическими способностями, работающие в составе творческих групп, педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство, педагоги на этапе становления педагогического мастерства.
Для каждой группы педагогов разработана дорожная карта с целью повышения профессиональной компетентности по применению проектной технологии. Для первой группы педагогов предусмотрено создание творческой группы, разработка системы взаимосвязанных экологических проектов, оказание консультативной помощи педагогам из других групп, семинары-практикумы, организация наставничества. Вторая группа педагогов работала над повышением самообразования по применению проектной технологии, созданием экологических проектов под руководством творческой группы, продумыванием разнообразных приемов и форм работы с детьми, подготовкой и презентацией проектов на педагогическом совете. В методической работе с третьей группой педагогов использовано участие в «мозговом штурме», посещение организованной образовательной и совместной деятельности, проводимых педагогами первой и второй группы, подготовка дидактического материала, картотеки игр для проектов, а также самоанализ готовности к применению инновационных технологий.
Результат начального этапа работы – представление различных методов работы по экологическому образованию в практической части муниципальной научно-практической конференции: «Экологическое образование детей дошкольного возраста» в форме мастер-классов: «Природа и фантазия», «Экспериментирование», «Метод моделирования», «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников», а также презентован совместный проект педагога с детьми: «Какая она, осень?»
На основном этапе (сентябрь 2013 – февраль 2016г.) нами выполнены задачи:
1. Организация разработки взаимосвязанных проектов по экологическому образованию дошкольников (сентябрь 2013 – май 2014г)
2. Обеспечения контроля над реализацией проектов по экологическому образованию.
3. Принятие управленческих решений с целью корректировки качества образования.
Под руководством творческой группы разработан 31 проект по сезонным изменениям в природе, направленный на формирование представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы, развитие практических умений и навыков в общении с ней, воспитание экологической культуры на основе ближайшего природного окружения.
Наряду с экологическими созданы проекты краеведческого характера, направленные на ознакомление с памятниками природы, находящимися на территории Хайбуллинского района: «Пять чудес Хайбуллы», «Таналык и Сакмара – реки родины моей», «Растительность нашего края», «Хайбулла – наш хлебный край», «Полезные ископаемые моей земли». Их уникальность в том, что дети с ранних лет узнают о природном богатстве нашей земли.
В ходе разработки проектов использованы различные источники информации: научно-популярная, справочная, энциклопедическая и учебная литература, материалы периодической печати и средств массовой информации.
Проекты рассчитаны на наши климатические условия, знакомят с нашим природным окружением и территория детского сада служит основой для проведения наблюдений и экспериментов. Нами создана экологическая тропа с видовыми точками: луговая поляна, земляничная поляна, цветочная клумба, кустарники, деревья, старый пень, огород, новоселы, фитоогород. В зимнее время педагоги организуют исследовательскую деятельность в группах путем выращивания мини-огородов, проведения опытов, ведения дневника наблюдений, решения проблемных ситуаций, использования ИКТ-технологий.
На заключительном (контрольном) этапе (март 2016 – май 2016 г.) решены задачи:
1. Анализ и оценка результатов внедрения проектной деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста;
2. Анализ профессиональной компетентности педагогов в области применения проектной деятельности;
3. Принятие управленческого решения по обобщению опыта работы в ДОО: публикации, выпуск методических пособий, презентация педагогического опыта на муниципальном и республиканском уровне.
В результате реализации управленческого проекта:
Во-первых, педагоги овладели навыком создания и реализации проектов по экологическому образованию детей дошкольного возраста;
Во-вторых, выпущена авторская программа коллектива детского сада «Я познаю свой край», оснащенная шестью методическими пособиями и медиатекой. Программа оснащена методическими пособиями по разным возрастам с разнообразными формами работы с воспитанниками, педагогами и родителями в рамках реализации проектов. В пособиях расписаны конспекты организованной образовательной деятельности, игры, прогулки, экскурсии, экспериментальная деятельность, итоговые мероприятия по завершению реализации проекта, конспекты проведения мероприятий с родителями;
В-третьих, подготовка проектов потребовала создания наглядного материала, такого как: наглядно-иллюстрированные пособия «Лекарственные травы нашего края», «Полевые цветы», «Птицы», «Насекомые» ; альбомы «Минералы нашего края», «Когда-то здесь было море», «Полезные ископаемые Урала» и другие;
В-четвертых, обновлена и дополнена предметно-развивающая среда, как в группах, так и на территории;
В-пятых, в ходе реализации педагогических проектов по экологическому образованию целенаправленно формируются у воспитанников нашего детского сада основы экологической культуры, представления о взаимосвязях живой и неживой природы; развиваются исследовательские умения, практическое применение знаний; воспитывается бережное отношения к окружающей природе;
В-шестых, родители (законные представители) имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
Наш труд получил высокую оценку научно-методического совета Института развития образования Республики Башкортостан и рекомендован к распространению как на республиканском, так и на российском уровне.