Опыт и инновации в формировании экологической культуры ...

Модератор: Нафикова З.Г.

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Маркова Ульяна » 18 ноя 2017, 22:52

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т. д. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно - процессуального подхода к реализации проектов.
Что такое «экологический проект»?
Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру.
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Экологические проекты в ДОУ
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:
1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.
3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.
Этапы разработки и проведения проекта:
1.Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2.Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4.Обсуждает план с семьями воспитанников.
5.Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).
6.Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
7.Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
8.Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.
9.Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
10.Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).
11.Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
12.Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.
Маркова Ульяна
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 13 ноя 2017, 19:01

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение fairuza61@yandex.ru » 17 ноя 2017, 08:26

Здравствуйте,уважаемые коллеги!

Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Экологическое воспитание – важная часть работы педагога. Территория нашего ДОУ предоставляет для этого большие возможности. Обратитив внимание на предметы живой и неживой природы, которые расположены на ней мы сделали вывод ,что каждый из них можно превратить в объект для наблюдения и исследования.Педагоги организуют прогулки с детьми так, чтобы развивать у них наблюдательность, любознательность, воображение.

Работа по формированию основ экологической культуры должна быть продумана. Прежде всего, необходимо сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу нам помогает экологическая тропа – элемент развивающей среды экологической направленности с учётом регионального компонента. Благодаря ей воспитанники учатся познавать окружающий мир, выделять в нем взаимосвязи, наблюдать за объектами живой и неживой природы, активно взаимодействовать с ними.
Чтобы создать экологическую тропу:
• собирали фольклорный и биолого-экологический материал о природных объектах, которые есть на территории детского сада;
• разработали маршрут экологической тропы, включили в него интересные природные объекты;
• максимально использовали территорию ДОУ;
• разработали экскурсионную программу.
Организовали на экологической тропе экскурсии, учитывая особенности времени года. Для каждого месяца и объекта продумали содержание образовательной деятельности.
Включили в маршрут по экологической тропе разные виды деятельности:
• познавательно-исследовательскую: в процессе наблюдений и экспериментирования развиваем у детей познавательный интерес к объектам природы, наблюдательность;
• восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативную: читаем сказки и рассказы, которые связаны с конкретным объектом, загадываем загадки по теме;
• изобразительную: рисуем и лепим вместе с детьми объекты экологической тропы;
• конструирование: сооружаем домики для птиц;
• двигательную: проводим пальчиковые и подвижные игры;
• игровую: организовываем сюжетно-ролевые игры;
• элементарный бытовой труд: собираем вместе с детьми опавшие ветки, шишки, проводим экологические акции.
Благодаря такой содержательной деятельности дети познакомились с процессами, происходящими в природе, изучили живые объекты в их естественном природном окружении, получили навыки простейших исследований, смогли выявить на элементарном уровне местные экологические проблемы и попытались решить их.
Такой маршрут экологической тропы разработали педагоги МАДОУ д/с „Солнышко“ с. Исянгулово. Для осуществления воспитательно-образовательной работы в летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.

Тематика объектов подобрана так, чтобы дети понимали необходимость беречь и охранять природу.
В ходе совместной с детьми деятельности педагоги используют разнообразные формы, методы и приемы. Их выбор зависит от возрастной группы. Но все они обеспечивают непосредственное участие воспитанников, стимулируют их интерес, дают возможность проявить себя..
Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы. Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

1.Отправной пункт – стенд-план. На нем схематично изображен маршрут экологической тропы с объектами. Он помогает дошкольникам ориентироваться на территории ДОО, формирует представление о богатстве окружающего мира. Старшие дошкольники воспринимают местность в виде модели. Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:
Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.
Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!


2.«Старый пень» – первая встреча. Согласно плану дети подходят к первому игровому объекту экологической тропы – старому пню. Около него они находят подсказку, куда идти дальше. Этот момент мотивирует их на дальнейшую деятельность. Объект интересен и прост. Если на участке срубили засохшее дерево, не спешите выкорчевывать пень – превратите его в сказочного героя.
3. «Рябиновая роща». В течение года дети наблюдают за изменениями, происходящими в природе. На объекте «Рябиновая роща» педагог обращает их внимание на то, как меняются листья, ствол, ветки. Дети сравнивают рябину с другими деревьями. Педагог, используя иллюстративный материал, беседует с детьми о пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.
С младшими дошкольниками можно провести игру «Кто быстрей найдет такой же листочек, какой я покажу». Педагог рассказывает о том, что о деревьях необходимо заботиться, тогда на них вырастет много плодов. Спрашивает дошкольников: «Кто питается плодами рябины?» Дети исследуют листья и ягоды и узнают, почему ягоды рябины красные. Вместе с педагогом воспитанники собирают опавшие ветки в рябиновой роще.
4. «Лекарственные травы». Этот объект знакомит детей с травянистыми растениями, их лечебными свойствами. С младшими дошкольниками педагог проводит беседу «Почему этот цветок так называют?», дыхательную гимнастику «Как пахнет цветочек?». Со старшими-организует игровые упражнения: «Назови растение и расскажи о нем», «Найди растение по целебным свойствам», «Остановись у отгадки», «Каких растений здесь не может быть» и др. Они формируют правильное экоповедение: дошкольники приходят к выводу, что с незнакомыми травами нужно обращаться осторожно. Вместе с воспитателем дети поливают растения.
5. «Скворечник». Наблюдения в течение года за этим объектом формируют целостную картину мира: дети узнают о богатстве животного и растительного мира летом и о том, как «засыпает» природа зимой.
Педагог рассказывает, что скворечники нужны птицам, чтобы укрыться от дождя, устроить гнездо, вывести птенцов. Дошкольники наблюдают, как ведут себя птицы у кормушки, узнают, чем они питаются. Воспитатель разыгрывает с детьми ситуацию «Птичья семья», проводит игру «Птицы и птенчики». Дети приходят к выводу, что птенцов трогать нельзя, потому что их мама будет переживать. Дошкольники подкармливают птиц.
Воспитатель читает им стихотворения, сказки, рассказы о птицах, загадывает загадки. Дети обсуждают, какие бывают птицы, как нужно о них заботиться. Затем в группе лепят для них угощения и строят домики. Общение с пернатыми всегда вызывает у дошкольников положительные эмоции.
7. «Муравейник». Данный объект похож на предыдущий. Дети узнают, для чего и как муравьи строят муравейник, почему нельзя его разорять, рассматривают его схемы. Воспитатель рассказывает, чем питаются муравьи. Проводит игры, в ходе которых дети понимают, что у муравьев есть семья и обижать их нельзя.
8. «Березовая роща». На этом объекте у дошкольников появляется возможность проявить заботу о природе – собрать упавшие ветки, очистить рощу, чтобы трава лучше росла и в ней жили насекомые. Дети наблюдают за березами разного возраста, толщины, рассматривают наросты на стволах.
С младшими дошкольниками воспитатель беседует о строении дерева, проводит подвижную игру «Кто быстрей добежит до березки». Дошкольники рассматривают насекомых в березовой роще.
Со старшими дошкольниками педагог организует сюжетно-ролевую игру «Прогулка в лес с семьей». Дети участвуют в экологической акции «Помоги природе».
9. «Лесное озеро». Дети любят этот объект. На озере они знакомятся со свойствами воды, его обитателями – уточками, наблюдают за водомерками, очищают берега от веток и опавших листьев.
10. «Сад и огород». Данный объект представляет собой огород на открытом, хорошо освещенном пространстве. Каждая посадка обозначена табличкой: «Огурцы», «Кабачки», «Укроп», «Лук», «Клубника». Дети старших групп сажают для детей младших групп морковь, лук, укроп, салат, петрушку. Их можно употреблять в пищу весной и осенью.
Дети узнают на нем, как ухаживать за растениями, чем полезны овощи и фрукты, с удовольствием рыхлят землю возле рассады, поливают ее.
С младшими дошкольниками воспитатель проводит наблюдение «Кто трудится на огороде», беседу на тему «Что можно приготовить из овощей?», задает детям вопрос «Что растет в огороде?» Со старшими дошкольниками организует сюжетно-ролевую игру «Овощной магазин», свободное общение на тему «Инструменты садовника», подвижную игру-эстафету «Кто быстрее соберет овощи на грядке».
11. «Цветник». Дети не только ухаживают за цветами. Они наблюдают за насекомыми, которые прилетают собирать нектар, и жучками, которые ползают рядом. Воспитатель обсуждает с ними, чем питаются насекомые и для чего они собирают нектар.
Младшим дошкольникам воспитатель читает рассказ С. Григорьева «Бабушкин садик» и предлагает составить рассказ «Расскажи про любимый цветок», зарисовать цветы на клумбе.
Со старшими дошкольниками педагог проводит дыхательную гимнастику «Понюхай цветок», предлагает отгадать загадки о цветах, организует сюжетно-ролевую игру «Цветовод».
13. «Фитоогород». На солнечной стороне детского сада находится фитоогород. Его территория огорожена низким заборчиком. Здесь воспитатели старшей и подготовительной групп знакомят детей с фитотравами. Воспитанники изучают, из каких частей состоят растения, сравнивают по запаху чабрец, мяту, шалфей и др.
Педагоги организуют наблюдение за растениями, рассказывают об их полезных свойствах, предлагают дошкольникам освободить растения от сорняков, разрыхлить землю, убрать сухую траву. Когда фитотравы вырастают, воспитатели организуют фитогостиную, где дети перебирают травы. Затем педагог заваривает отобранные растения и организует в группе чаепитие. 14.«Метеостанция» Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), фигурку ежика с колючками в виде шишек.
Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.
15 «Деревенское подворьеДети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, ветряная мельница, ульи для пчел, плетень, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных (бык, овечка, свинья с поросенком)). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные»
Экологическое воспитание дошкольников – трудоемкий, многогранный процесс познания природы, представляющий собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала в каждом ребенке.
Наши достижения в области экологии
2014г.-МКУ ОТДЕЛ Образования Администрации Муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан. Почётная Грамота 1 место по итогам деятельности по благоустройству территории в номинации «Эколидер».
2015г-Грамота 1 место в районном конкурсе цветов среди детей ,родителей и сотрудников ДОУ»Цветочные фантазии»
2015- лауреат районного фестиваля детских творческих работ на экологическую тематику « Мастерилка» - Диплом.
2016г- МКУ ОТДЕЛ Образования Администрации Муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан. Почётная Грамота 1 место по итогам деятельности по благоустройству территории в номинации «Лучшая развивающая среда ».
2016г- победитель районного фестиваля детских творческих работ на экологическую тематику « Разноцветная Осень» - диплом 1 степени.
2016г. Грамота 1 место в районном конкурсе на лучшую кормушку «Птичья столовая» среди родителей и детей в ДОУ .
2017г.-Диплом лауреата Районного конкурса народного творчества среди сельских поселений»Сохраним родную землю вместе!» посвящённый Году экологии и особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан.
2017г.Грамота 2 место. Районный конкурс макетов среди образовательных учреждений. «В мире животных»
2017г.Диплом призёра Республиканской детской заочной экологической олимпиады для детей дошкольного возраста в рамках Всероссийского детского экологического фестиваля «Экодетство»
fairuza61@yandex.ru
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 ноя 2017, 11:46

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Газиева Ольга » 16 ноя 2017, 18:09

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о природе, учим любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что мы должны беречь и сохранять ее.
Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе. На данный момент стоит проблема в том, что нужно суметь помочь ребенку сформировать целостную картину представления о жизни на нашей планете, объяснить ребенку, что человек взаимосвязан с природой, что люди живут за счет природных ресурсов. А чтобы решать экологические проблемы, человек должен обладать определённой экологической культурой, а чтобы решить эту проблему, нужны методические разработки и пособия по организации экологической культуры по формированию целостной картины представления о жизни на нашей планете. На базе нашего детского сада созданы дидактические пособия «Географическая карта» ( 2014 г.) , «Земля» ( 2013 г.), «Трудиться – хлеба добиться!» ( 2012 г.); « Хвойные деревья Республики Башкортостан», «Экосистема леса», дидактическая игра «Книга «Дерево в нашей жизни» (2015 г.), которые можно использовать для формирования целостного представления о картине жизни на планете Хочу отметить, что данные пособия можно использовать не только в формирование экологической культуры, но и познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, а также использовать в экспериментальной деятельности. Хочется отметить, что на сегодняшний день существуют пробелы в экологическом воспитании дошкольника, и поэтому нужно продолжить работу над их созданием пособий.
Газиева Ольга
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 06 фев 2016, 17:44

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Резеда Бушина » 16 ноя 2017, 17:04

Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, я стараюсь реализовать задачи экологического воспитания через интегрированный подход в обучении.
Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.
Игровая деятельность
Сценарий игры не описывается, а задаётся лишь ситуация. Дети сами моделируют своё поведение, выстраивают отношения. В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка. Ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования. Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Зоологический магазин», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов» и т.д.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует. Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.
Кейс-технологии
Кейс - технология - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Идеи технологии:
- предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
- развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»
Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д. - цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.
Компьютерные технологии и мультимедийные презентации
Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.
Экологический театр, использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику)
Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.
Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей.
В организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).
Хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр - новое направление в работе детского сада, открывающие широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.
Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Конкурсы, викторины, развлечения, праздники, экологического характера
Проведение конкурсов, викторин, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День земли», «Елочка - живи!», «Осенний лес полон чудес», также помогает детям ощутить себя частью природы, дети с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.
Познавательно-исследовательский проект «Дневник наблюдений по зимней и весенней подкормке птиц». Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей дошкольного возраста, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Все свои наблюдения воспитанники фиксировали в дневниках наблюдений: ежедневно дети считали сколько птиц прилетали на кормушки, фиксировали, какой корм птицы клевали с удовольствием, а какой корм им не нравился. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал.
Экологическая тропа
Во время работы с натуральными природными объектами важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними. Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды - экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном, приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.
Резеда Бушина
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 13 ноя 2017, 14:17

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение akbacholga » 16 ноя 2017, 13:10

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я тоже считаю, что одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
Одним из принципов экологического образования ученые рассматривают межпредметные связи. Их руководящая роль позволит детям усвоить ведущие мировоззренческие идеи: единство и взаимосвязь неживой и живой природы, человек – часть природы.
Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся.
Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (окружающий мир, математика, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.
Большие возможности имеют экскурсии. Они позволяют более детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения.
Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определенной познавательной целью в преподавании другого предмета.
Например, на уроках математики при изучении темы «Решение задач» можно использовать задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера.
Задача 1. Бельчата появляются на свет слепыми и голыми. В течение 6 недель они находятся в гнезде питаясь молоком матери. Сколько дней они находятся в гнезде?
Задача 2. Летом лось за сутки съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в 1 месяц (в 3 месяца )?
Развитию экологических представлений способствуют приемы, используемые при изучении элементов геометрии:
- моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина;
- нахождение в данной фигуре (человечка, животного и др.) геометрических фигур;
- создание картины (фигуры) из данных геометрических фигур.
Изучение материалов о природе на уроках чтения, родного и русского языков, образность описаний природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями писателей.
Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ель, ворона и т. д.). ( Приложение 1 )На уроках родного языка учитель может предложить задания такого типа: объяснить значение пословиц, отгадать загадки, написать названия близлежащих озер нашего села, составить рассказ по картине или на заданную тему, написать сочинение, изложение и др.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения. Произведения писателей-натуралистов Г.Скребицкого, Б.Чарушина, М.Пришвина, якутских писателей Е.Макарова, И.Сосина позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, о взаимосвязях в природе. При изучении произведений можно задать вопросы, позволяющие задуматься:
- Что ты открыл для себя в этом рассказе?
- Подумай, что можно сказать о зайчатах?
- Какие картинки можно нарисовать к тексту?
-Что помог тебе увидеть в зимней природе автор?
Таким образом, межпредметные связи углубляют содержание урока, повышают его познавательное значение, активизируют деятельность учащихся, пробуждают в них интерес к познанию природы.

Упражнения для 4 класса.

1. Прочитай. Выпиши из них только имена существительные 1-го склонения .
Животные и люди привыкли к суровой зиме. Зимою по лесу бродят громадные лоси, в поисках пищи бегают лисицы, зайцы и волки. Не боятся зимних морозов глухарь, куропатка, рябчик, ворон, клест и даже маленькая синица и воробей. А некоторые животные: тарбаганы, суслики, бурундуки – зимою спят. Хозяин тайги медведь тоже спит в своей берлоге.
Что ты открыл для себя в этом тексте?
2. Отгадай загадку и произведи фонетический разбор этого слова.
Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.
Что означает это слово? Если не знаешь, посмотри в любом толковом словаре.
3. Прочитай. Представь эту полянку. Как ты думаешь, кто виноват? Вспомни случай из своей жизни. Разбери по составу выделенные слова.
Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя не похожая!
Траву на мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали.
Березки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками.
Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой.
Бывшая лесная полянка.

По Н.Сладкову
akbacholga
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 15 ноя 2016, 15:58

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Марина Глухова » 16 ноя 2017, 11:50

На занятиях по сказкотерапии предлагаю детям обыгрывание экологических этюдов, что дает возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и с помощью мимики и жестов передать эмоциональное состояние героев.
В работе с детьми дошкольного возраста применяю песочную терапию в контексте сказкотерапи. В рамках данного подхода с использованием специального оборудования дети создают сказки на песке: творят, оживляют, сочиняют и просто взаимодействуют с природными материалами – водой, камушками, ракушками, песком, «заземляя» тем самым негативную энергию, которая может накапливаться в каждом из нас.
Один из путей повышения эффективности экологического образования и просвещения детей в ДОО состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы, в частности методов комплексной сказкотерапии
Марина Глухова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:04

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Марина Глухова » 16 ноя 2017, 11:49

В своей работе применяю сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: спасают рыбок из грязной воды, выручают из беды исчезающие растения. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения. В своих работах дети находят много разных существ: исчезающих или исчезнувших животных и придумывают о них истории, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии, обогащения эмоционального мира.
Марина Глухова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:04

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Марина Глухова » 16 ноя 2017, 11:49

Моя работа с детьми по использованию методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающий в себя определенное количество сказочных образов и сюжетов.
Марина Глухова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:04

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Марина Глухова » 16 ноя 2017, 11:49

Уже несколько лет в своей работе с детьми как педагог-психолог применяю метод комплексной сказкотерапии, направленный на экологическое воспитание, решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем.
В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии – это любая детская книга, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом. Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у ребенка бережного отношения к природе.
Марина Глухова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:04

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Марина Глухова » 16 ноя 2017, 11:48

Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:
• пониманию самоценности природы;
• осознанию ребенком себя как части природы;
• воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
• пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
• пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
• формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
• усвоению азов экологической безопасности;
• усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Марина Глухова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:04

Пред.След.

Вернуться в Опыт и инновации в формировании экологической культуры дошкольников в условиях ФГОС ДОО

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2