Экологическое образование в условиях дополнительной ...

Модератор: Губайдуллин М.И.

Re: Экологическое образование в условиях дополнительной ...

Сообщение Rima » 29 ноя 2017, 13:28

Президентом РФ Владимиром Путиным 2017 год объявлен Годом экологии. Соответствующий Указ подписан 5 января 2016 года.
«В рамках нашей внутренней политики экология была и, безусловно, останется одной из важнейших составляющих всей нашей работы. Мы должны будущим поколениям оставить процветающую в смысле экологии страну» В.В.Путин.
Стратегия экологической безопасности России, разработанная до 2025 года, стратегические приоритеты видит в:
- сохранении и восстановлении природных экосистем;
- сохранении биологического разнообразия в условиях нарастающей техногенной и в целом антропогенной нагрузки;
- регулировании роста техногенной нагрузки на окружающую среду при снижении уровня негативного воздействия на компоненты окружающей среды каждого отдельного источника негативного воздействия;
- рациональном использовании, восстановлении и охране природных ресурсов.
Также в документе отмечается, что основными целями внутренней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности являются:
- формирование, развитие и совершенствование государственной системы управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, ориентированной на снижение или предотвращение негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду, рациональное использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов;
- разработка и реализация организационных, технических и технологических мероприятий для всех видов хозяйственной и иной деятельности во всех отраслях экономики, включая внедрение экологически безопасных, ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий и оборудования, обеспечивающих снижение техногенной нагрузки на окружающую среду, а также рациональное использование природных ресурсов;
- развитие и укрепление системы особо охраняемых природных территорий как основной базы сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
- развитие системы экологического мониторинга, а также наполнение государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) как информационной основы для принятия управленческих решений по охране окружающей среды, по планированию и осуществлению хозяйственной и иной деятельности;
- укрепление и расширение деятельности служб, особенно в приграничных районах, обеспечивающих защиту природных ресурсов, в том числе биоресурсов, находящихся на территории (акватории) Российской Федерации;
- обеспечение условий для активного участия в охране окружающей среды общественных организаций и широких слоев населения, в том числе за счет предоставления им достоверной экологической информации и развития различных форм повышения экологической грамотности.
Для достижения указанных целей должны соблюдаться такие принципы, как:
- принцип «загрязнитель платит», предусматривающий, что все расходы по предотвращению и ликвидации экологического вреда должны быть возложены на природопользователя, который нанес этот вред;
- принцип долгосрочной перспективы, предусматривающий, что издержки природопользования должны определяться не только непосредственно после воздействия на окружающую среду, но и в долгосрочной перспективе.
- принцип взаимозависимости, предполагающий учет последствий воздействия не только на данную экосистему, но и на все связанные с ней;
- принцип предосторожности, предполагающий предупреждение возможных негативных последствий воздействия.
Действительно, хорошая стратегия и принципы. Всё это мы, учителя, должны донести до детей. Не только о том, что был объявлен Год экологии, но приняты целевые планы, по которым мы должны пересмотреть своё отношение к тому, что происходит сейчас в экологическом отношении(провести диспуты, конференции, встречи и т.д)
Rima
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 21 окт 2013, 15:16

Re: Экологическое образование в условиях дополнительной ...

Сообщение Rima » 29 ноя 2017, 07:10

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают млн. тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Экологические проблемы, наверное, были всегда. Но раньше их удавалось как-то решать.
Например, князь Ярослав мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя... Как видим, экологический вопрос беспокоил наших предков еще тысячу лет назад.
Петр I своим указом от 1718 года предписывал преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать на каторжные работы. Этим же указом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.
А вот следующий указ Петра от 1719 г.. В нем царь высказал озабоченность по иному доводу: «если кто осквернит Неву отбросами или др. нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...» Строго? Но в некоторых странах просвещенной Европы того времени, например, за незаконную рубку леса палач отсекал руку обличенному преступнику. Долгое время строгость закона торжествовала. И экология планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащенность тогдашнего человечества.
Rima
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 21 окт 2013, 15:16

Re: Экологическое образование в условиях дополнительной ...

Сообщение Ilnarik31 » 29 ноя 2017, 02:30

Одной из особенностей образовательных стандартов второго поколения является их экологическая направленность. Впервые в качестве одного из важнейших результатов образования определяется такая составляющая как экологическая культура, среди личностных результатов освоения образовательной программы заявлено формирование основ экологического мышления. Экологическое образование предполагает не только обучение, но и воспитание. Это нашло свое отражение в Программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования.
Ilnarik31
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 12 ноя 2017, 09:44

Re: Экологическое образование в условиях дополнительной ...

Сообщение Indira.Kaz. » 28 ноя 2017, 19:09

Урал күкрәгендә йөрәк кеүек
Башҡортостан-тыуған илкәйем.
Шул йөрәктең ҡан тамыры булып
Күкһелләнә Ағиҙелкәйем.
Уҡыусылар, эпиграфтан сығып, күргәндәрҙе барлап, дәрестең маҡсатын, темаһын билдәләй.Нимә тураһында һүҙ бара?
-Эйе,Ағиҙел, Башҡортостан тураһында.
-Башҡортостанды Ағиҙелһеҙ күҙ алдына килтереп буламы икән ?.
Теманы яҙыу. Р.Ниғмәтиҙең портретын күрһәтеү, китаптарынан күргәҙмә..Тормош һәм ижад юлы тураһында ҡыҫҡаса ғына һөйләп китеү.
Поэманы уҡып сығыу.(уҡытыусы башлай, тасуири уҡыған уҡыусы дауам итә)
-уҡыу алымдары
-һүҙлек эше ҡаушырыу- бөгөү,сгибать
кереш-тетива лука
ҡайрау-сарлау, точить
урғыу-бурлить (һүҙлек эше уҡыр алдынан таҡтала яҙылып ҡуйыла)

Поэманың йөкмәткеһенән сығып проблемаһын, идеяһын, Башҡортостандың үткәнен. киләсәген билдәләү.
Тема Ағиҙел ниндәй йылға?Уның
1. Ағиҙел
тураһында нимәләр ишеткәнегеҙ
бар?
-шиғырҙар, йырҙар, риүәйәттәр.
Ағиҙел- Башҡортостандың иң ҙур йылғаһы.Исеме, бәлки, аҡһыл төҫтәге һыуы өсөн бирелгәндер.Һыуының төҫө унда эзбиз булыуға бәйләнгән.
Учалы районы Урал тауҙарынан башлана.(картала күрһәтелеп барыла)
Оҙонлоғо- 1400 км, киңлеге 10 метрҙан алып 500 метрға етә.Ағиҙел бормалы- бормалы һәм төрлө урында төрлө тигеҙлектә аға.Юғарыла, таулы һәм ныҡ ауыш ерҙә, яуым-төшөм дә күп булмағанлыҡтан, ул ярһып, урғылып тора. Ә тигеҙлектәрҙә уның юлы киңәйә, аҡҡан ере ныҡ ауыш булмағас, ул тыныс. әкрен аға.Күп мең йылдар буйына Ағиҙел ҡыйыу рәүештә тауҙар аша үҙенә юл һалған.Юлына үтеп булмаҫтай ҡаялар сығып баҫҡанда, ул киҫкен генә боролмалар яһай.Ундай урындарһа уның ярҙары бейек, текә.
Әңгәмәне дауам итеү.(схемаға яҙып барыу)

2.Урал Ни өсөн ҡартлас Урал ни күрһә
шуны күргән Ағиҙел, ти шағир -Сөнки Урал бөтә булған һуғыштарҙы, хәл-ваҡиғаларҙы күреп торған.
-(ҡыҫҡаса Баш ҡортостандың үткәне тураһында һөөйләп китеү)
Урал менән Ағиҙелде айырым ҡарап булмай.Сөнки улар бер туғандар һымаҡ.Улар бөтә ауырлыҡтарҙы бергә кисергән.

-Әгәр ҙә Уралдың да Ағиҙелдең дә теле булһа нимәләр һөйләрҙәр ине икән?( фекрҙәр тыңланыла)

Һ.Ниндәй йырҙар йырлаған?
-Ни өсөн ашығып аҡҡан? .Мәргән уғын дошманға
Кирелеп атҡан йылға ул, тигән юлдарҙы нисек аңлайһығыҙ?
Яуап.Сөнки Салауат, Батырша,Ҡараһаҡал кеүек шәхестәр ере, иле өсөн ихтилалдарға күтәрелгәндәр.
Һорау.Ҡайынына ҡан биргән
Имәненә йән биргән юлдарҙы уҡығас ниндәй уйҙар тыуа?

Һ.Ташына ҡылыс ҡайратып
Талпынып аҡҡан йылға ул.
Яуап.Батырҙар Башҡортостанды һаҡлап уҡтар, ҡылыстар, һөңгөләр менән ҡоралланып дошманға ҡаршы һуғышҡандар.
Һ.Һыуһап килгән юлсыға
Һыуын биргән был Иҙел.
Яуап.Һыуһыҙ тормош юҡ, тормоштоң, йәшәүҙең һуты бөтә.
Һорау.Байҙан ҡасҡан ялсыға
Ҡуйынын биргән был Иҙел
Яуап.Эйе, Ағиҙел һәр ваҡыт ярлылар. ябай халыҡ, тырыш кешеләр яғында,уларҙы яҡлаған, һаҡлаған.
Һорау.Дуҫтар яуға сапҡанда
Айырылған ул икегә
Дошман яуға сапҡанда
Урғып ярҙан һикергән.
Яуап.Дошмандарына, ҡара эсле кешеләргә, тәбиғәтенә , киләсәгенә битараф ҡарағандарҙы яратмай, йотоп тора икән.
-Шулай итеп тағы ниндәй теманы асыҡлап була?
3.Тәбиғәт.
Уҡытыусының һүҙе.
Ағиҙелгә арналған йырҙар бар.Халыҡ уны бик маҡтап яҙған.Ә был поэманың йөкмәткеһенән сығып нимә әйтергә була.
Шағир ошо поэманы ниндәй маҡсат менән яҙған икән?Ниндәй проблемаллар күтәрә?Нилектән был поэма яҙылған?Нимә булмаһа поэма булмаҫ ине?
Проблемалар
Экология
-Һыуһаҡлағыс
Кешелекһеҙлек
битарафлыҡ

Шулай итеп, Башҡортостандың үткәне нимәнән ғибәрәт?-1Ҡурҡаҡлыҡ.
-Батырлыҡ
-Ере, иле өсөн йөнен йәлләмәгән шәхестәрҙең, сәсәндәрҙең аяныслы яҙмышы, репрессия ҡорбандары булыуҙары.
-Аслыҡ-яланғаслыҡ һ.б.
Башҡортостандың бөгөнгөһө
-Үҙаллылыҡ
-Президент
-Дәүләт теле
-Ҡоролтайҙарҙы тергеҙеү
-Тәбиғәтте бысратыу
-Һыуһаҡлағыстар төҙөү һ.б.

Был поэма ҡасан яҙылған тип уйлайһығыҙ.?
Поэма 1939 йылда яҙылған.Поэмалағы проблемалар бөгөнгө көндә актуалме, өллә шул тиклем ғүмер үткәс иҫкергәнме?

Бөгөнгө көндә тирә- яҡ мөхитте һаҡлау проблемаһы алғы планда тора.Ҡыҙғанысҡа ҡаршы, тәбиғәт бысрана, йылғалар ҡорой, һыуға сүп-сар ташлана.Киләсәк быуынға тәбиғәтебеҙҙе ата-бабаларыбыҙ нисек ҡалдырған, шулай тапшырырға тейешбеҙ.

Әлеге көндә экологик мәсьәләне ҡайғыртҡан ниндәй әҫәрҙәр бар? Эйе, Р.Бикбаевтың « Һыуһаным, һыуҙар бирегеҙ», Р.Ғариповтың «Урал йөрәге».Был әҫәрҙәр 70-80 йылдарҙа яҙылған.
Ниндәй уйҙар, маҡсаттар менән яҙылған?(тәбиғәттең ҡырылыуы, һыуҙарҙың ҡороуына шағирҙың йөрәге әрней.
Шағирҙар поэмаларында Р.Ниғмәтиҙең һылыу, саф, таҙа һыулы Ағиҙеле бөлгөнлөккә төшә барыуын, уны һаҡларға кәрәклеген яҙалар.
Р.Ниғмәти тере булһа нимә әйтер ине икән?(135 бит ,6 класс-урыҫ класы-2 линия,
башҡорт теле,Р.Бикбаевтың поэмаһынан өҙөк уҡыла

Уҡыусылар, беҙҙең аранан да Башҡортостандың киләсәген ҡайғыртҡан уҡыусылар сығыуына иманым камил.Шундай уҡыусыларҙың береҙе-Йомағужина Ләйсән үҙе ҡобайыр ижад иткән.(Ҡобайырын уҡып ишеттереү, Республика күләмендә 1 урынға лайыҡ булған).

4.Һығымта.Шулай итеп дәрестән нимә алдыҡ?Үҙебеҙҙе ниндәй шәхес итеп тәрбиәләргә тейешбеҙ?
-Уҡыусылар киләсәк кемдең ҡулында?
Эйе, илен һаҡлаған, телен яратҡан, киләсәккә битараф булмаған, киләсәктә ҙур маҡсаттар , хыялдар менән йәшәгән ҡыҙҙар һәм егетттәрҙер тип уйлайым.Поэманың идеяһын әйтеп китеү, тулыһынса матур итеп өйҙә яҙып килеү.
Шулай уҡ кем теләй, поэма буйынса миндә тыуған уйҙар һорауына яҙып килә.
5.Ижади эш.
1 төркөм-Киләсәк быуынға мөрәжәғәт
2 төркөм Йәмле Йүрүҙән буйҙарында
3 төркөм Мин-Ағиҙел
6.Һығымта
Эпиграфтан сығып нимә әйтә алабыҙ?Эйе, Уралдың йөрәге- Башҡортостан.Башҡортостандың ҡан тамыры-Ағиҙел.(Йөрәк һүрәте эсендә карта эшләнгән, шунда ҡыҙыл менән ҡан тамыры итеп Ағиҙел күрһәтелгән)
-Ҡан тамыры ниндәй булырға тейеш?
-Эйе, таҙа булғанда ғына кешенең ғүмере оҙон була.
Шулай итеп, Башҡортостандың йөрәге мәңге типһен өсөн. беҙ, киләсәк быуын, ниндәй булырға тейешбеҙ?
-Башҡортостандың үткәненә, киләсәгенә битараф булмаһаҡ, киләсәк быуынды ҡайғыртһаҡ , рухи яҡтан бай булһаҡ илебеҙҙең йөрәге туҡтамаясаҡ.Киләсәк беҙҙең ҡулда.
Белем нуры- ҡояш беҙгә
Йөрәктәрҙең көсөн, дәртен
Бағышлайбыҙ тыуған илгә.
Беҙ-йөш быуын,
Беҙ- йөш быуын
Илдең ҡыйыу бөркөттәре
Ҡыйыу бөркөттәрен көтә
Серле йыһан киңлектәре.
Беҙ ғорур дауам итербеҙ
Атайҙарҙың данлы юлын!



-
Indira.Kaz.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 28 ноя 2017, 18:38

Re: Экологическое образование в условиях дополнительной ...

Сообщение Хабибуллина Татьяна » 28 ноя 2017, 17:19

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Хабибуллина Татьяна
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 18 ноя 2017, 12:47

Re: Экологическое образование в условиях дополнительной ...

Сообщение elvirazia1976 » 28 ноя 2017, 16:39

Я исследовала проблему формирования у моих учеников экологического отношения к природе. В ходе этой работы использовались постоянные наблюдения; регулярно проводились уроки и внеклассные мероприятия экологической направленности, индивидуальные и групповые беседы с учащимися, нацеленные на выявление экологических знаний и умений; проводились анкетирования, тестирования, контрольные срезы для выяснения уровня сформированности экологического отношения к природе. Для духовного развития личности человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней. Формирование экологического отношения к природе в начальном звене необходимо осуществлять через комплексное применение в курсе «Окружающий мир» нетрадиционных методов обучения, системы познавательных заданий для 1-4 классов на основе программного природоведческого материала по применению природоведческих знаний в новой учебной ситуации.
elvirazia1976
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 15 ноя 2017, 15:35

Re: Экологическое образование в условиях дополнительной ...

Сообщение Роза Маннапова » 28 ноя 2017, 16:35

Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это, прежде всего, наши беды. Мы, люди, – дети природы.
Ученые с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека, предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе...
Как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом, имя которому – планета Земля?
Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного:
Воздух – это наш отец,
Вода – мать,
Роса – национальное богатство,
Земля – дом.
Важно каждому помнить, что мы – хозяева природы, и думать о том, что же останется нашим потомкам.
Роза Маннапова
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 18 ноя 2017, 10:08

Re: Экологическое образование в условиях дополнительной ...

Сообщение Bkvbhf » 28 ноя 2017, 12:58

Основные направления экологического воспитания
В настоящее время экологическое воспитание уже не рассматривается
как синоним природоохранного. Оно также многоаспектно, как современная
экология. К основным направлениям экологического воспитания относятся:
научно-экологическое (биоэкологическое, экологический мониторинг);
эколого-эстетическое; эколого-этнографическое; эколого-патриотическое;
экологическое краеведение и туризм; эколого-экономическое; эколого-
валеологическое; эколого-правовое (гражданское).
Следует отметить, что в настоящее время наиболее разработанными
являются такие ставшие традиционными направления, как экологический
мониторинг и биоэкологические исследования. Вместе с тем, экологическую
культуру нельзя рассматривать, не обращаясь к истокам, к национальным
духовным ценностям культуры. Она развивается внутри общей культурной
традиции и отражает национальные особенности отношения к природе в
каждой отдельно взятой культуре. Поэтому дальнейшее развитие должны
получить этно-экологическое, эколого-патриотическое, эколого-правовое
(гражданское) направления, экологическое краеведение. Интеграция
экологического воспитания с воспитанием культуры здорового образа жизни
предполагает интенсивное развитие эколого-валеологического направления.
На каждом возрастном этапе соотношение данных аспектов меняется.
Вместе с тем целесообразно, чтобы экологическое воспитание в
образовательной организации не сводилось к двум-трем направлениям, а
было сбалансированным.
Важным этапом разработки программы воспитания экологической
культуры образовательной организации является анализ содержания
программ учебных предметов и курсов, специальных программ основной
образовательной программы (программы духовно-нравственного воспитания,
формирования духовно-нравственной культуры, здорового образа жизни и
безопасной жизнедеятельности и др.). С одной стороны такой анализ
раскрывает их потенциал для формирования экологической культуры
обучающихся, с другой — позволяет сделать вывод о системообразующей
роли экологического воспитания, построения на его основе целостной
системы воспитания в образовательной организации.
Bkvbhf
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 28 ноя 2017, 12:55

Re: Экологическое образование в условиях дополнительной ...

Сообщение Галимова Г. Б. » 27 ноя 2017, 17:18

Изучение практики работы учителей начальных классов и анализ экологического образования младших школьников позволил сделать вывод, что не все школьники успешно овладевают комплексом сложных экологических знаний, недостаточно прочно сформированы экологические умения, многие учащиеся не имеют тех необходимых качеств личности, которые выражаются в экологической ответственности, не всегда реализуется опыт творческой экологической деятельности. Недостаточна межпредметная связь построения программ по экологическому образованию, не обеспечена преемственность при переходе учащихся из начальной школы, ощутим дефицит педагогических, профессиональных кадров. Все это определяет актуальность совершенствования теории и практики экологического образования, разработки содержания, форм и методов работы в процессе изучения предметов на междисциплинарном уровне и во внеклассной деятельности и реализацию в экологическом образовании принципа преемственности.
Галимова Г. Б.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 27 ноя 2017, 17:15

Re: Экологическое образование в условиях дополнительной ...

Сообщение mullagulova_1_6 » 27 ноя 2017, 17:12

Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:
- Повышение уровня информированности;
- Повышение интереса к природе родного края;
- Потребность выразить свой интерес в творческих работах;
- Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- Выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- Ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
mullagulova_1_6
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 16 ноя 2017, 15:07

Пред.След.

Вернуться в Экологическое образование в условиях дополнительной педагогической деятельности

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron