Ахметдинова Т.Р. » 24 янв 2012, 16:41
Образовательный процесс – это единая педагогическая система, где взаимосвязаны три её составляющие: обучение-воспитание-развитие. Планируя свою систему, нацеленную на получение компетентного субъекта образования I ступени, учителю начальных классов важно реализовать одно из основных положений – «в начальном образовании нет главных и неглавных предметов. Каждый предмет значим для общего развития ребёнка». При этом предметы нужно изучать во взаимосвязи, ориентируясь на учебные и общеучебные умения учащихся.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования – познания мира, эффективной реализации и освоения обучающимися образовательной программы, индивидуального развития всех обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий необходимо создание единого образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения. Встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.
Образовательное пространство - это мир деятельности и мир представлений, воображения, культурных смыслов и знаков. В нем множество идей, понятий, научных знаний и человеческих ценностей, переживаний, эмоций. В этот мир “погружается” личность, делает свой личностный выбор.
Пространство в образовательном учреждении, приспособленное для решения образовательных задач, существует внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности, созданной взрослыми с помощью детей, и служит делу развития детей. Активное образовательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью выбора различных видов деятельности (учебной, художественной, спортивной, профилированной и др.), включением в них посредством диалога и самореализацией учащихся на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учителей, учеников, родителей и администрации, т.е. позитивным опытом совместной деятельности детей и взрослых.
Школа – пространство проб, посредством которых происходит саморазвитие, самореализация, социализация учащегося. Школа с ее культурой, традициями, системой ценностей и отношений становится фактором совершенствования творческого опыта учащихся и в то же время отражает существующие нормы и ценности. Перед школой стоят следующие задачи:
- создать комфортную образовательную среду для раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечить развитие, саморазвитие, самореализацию учащихся за счет здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, сотрудничества учащихся и педагогов в различных видах деятельности;
- сформировать профессиональную среду, способствующую успешной работе педагогов;
- воспитать человека нового тысячелетия: самодостаточного, саморазвивающегося, способного адаптироваться и жить в современном обществе.
Основная форма организации образовательного процесса, придуманная Я.-А. Коменским, сохраняется на протяжении четырех сотен лет. Несмотря на острые дискуссии, «…урок был, есть и еще останется основной формой организации образовательного процесса в школе, - утверждает М.М.Поташник,- вместе с тем, конечно же, время, научно-технический и социальный прогресс в той или иной мере меняют все, … и урок». А чтобы изменить урок, учитель должен «поменять себя».
Многими педагогами выдвигаются требования к современному уроку. Акцент делается на развивающий характер, поэтому урок необходимо обогатить новыми информационно-коммуникационными технологиями.