гульназ Т. » 29 янв 2012, 12:55
Сегодня в динамично изменяющемся мире происходит быстрое обновление знаний, вследствие появляются новые профессии, которые требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Особую значимость приобретает готовность обучающихся к поиску и переработке информации, осознанность умственной деятельности, способность к переносу освоенных навыков на другие области.
В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Под универсальными учебными действиями (УУД) в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается «совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса». Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития личности; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области; создают условия для подготовки обучающихся к решению жизненных задач.
В традиционном образовании образовательный процесс в подавляющем большинстве случаев основан на подборе необходимой для изучения информации и методов её подачи учащимся, гораздо меньше внимания уделяется непосредственному развитию психических процессов, и в ещё меньшей степени - обучению эффективным приёмам (операциям) как мышления, так и обучения в целом. Это значительно снижает общую эффективность образовательного процесса и негативно сказывается на развитии личности. Кроме того, обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности обучающихся, не стимулируя саморазвития последних.
Потребность в развитии УУД обусловлена также необходимостью:
1. развития понятийного мышления как основы успешности ребенка в овладении научными основами знаний;
2. задействовать в обучении все каналы восприятия информации с учетом индивидуальных особенностей детей;
3. смещения акцентов с результата действия на его процесс для развития осознанности мышления;
4. в условиях информационной перенасыщенности развивать способность к структурированию, обобщению информации;
5. переноса обучающимися освоенного способа действия на решение практических задач.
Думаю, что с введением новых стандартов образования формирование универсальных учебных действий младших школьников будет осуществляться целенаправленно в рамках общеобразовательных предметов. Но возможности классно-урочной системы ограничены в части применения освоенных УУД для решения практических жизненных задач. Развитие универсальных учебных действий младших школьников может успешно продолжаться в дополнительном образовании и во внеурочной деятельности, где ученик на уровне возможностей своего возраста может освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.