В документах по внедрению новых образовательных программ создана примерная программа формирования УУД, правда, имеющая рекомендательный характер. В программе прописан и структурирован вклад предметов в формирование и развитие УУД, выделены основные виды УУД. Очень много теории по этим вопросам учителя получили на курсах повышения, на обучающих семинарах. Но на данный момент недостаточно разработана технология практического овладения учителем этими методиками. Учителям, работающим по новым ФГОС, бывает трудно ориентироваться в потоке обильной литературы по этой тематике.
Хорошим помощником учителя в плане ориентации в этих методиках может стать пособие «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя» [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
В пособии не только раскрываются виды и возрастные особенности развития УУД у учащихся начальной школы, но и даются рекомендации по развитию всех видов УУД, направленных на формирование у детей умения учиться. Особая ценность этого пособия в том, что здесь представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий и критерии оценивания, которые позволят простому учителю применить их без особой подготовки. Ведь с учетом принятого подхода к стандарту, как к общественному договору, оценка становится одним из ведущих элементов всей конструкции стандарта.