Психология

Модераторы: Халикова Л.Р., Зиннурова Г.Р.

Re: Психология

Сообщение Наталья Дьяченко » 01 фев 2012, 18:57

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Психологический климат является неотъемлемой характеристикой ученического коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я».
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьниками и полноценному развитию личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Нездоровый психологический климат тормозит развитие ученического коллектива и личности в нем, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.
Каждый из нас наверняка хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благоприятная психологическая атмосфера. Для этого желательно, чтобы выполнялись следующие условия:
- каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность);
- у каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности;
- каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения;
- все члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.
Наталья Дьяченко
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 20 янв 2012, 14:43

Re: Психология

Сообщение Галеева Г.Р. » 01 фев 2012, 18:50

Вопрос организации единого психологического пространства в образовательном учреждении как условие формирования универсальных учебных действий учащихся очень актуален и остр одновременно! Как орагнизовать единое психологическое пространство при отсутствии психолога в образовательном учреждении? На чьи плечи ложится психологическая диагностика метапредметных результатов учебной деятельности? Кто поможет учителю проектировать учебную деятельность? Кто просветит педагогов по вопросам возрастной, социальной и педагогической психологии? На данный момент вопросов больше, чем ответов. Конечно же учителя ведут в этом направлении работу, но она не сравнится с той, которая должна быть...
Галеева Г.Р.
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 10:36

Re: Психология

Сообщение марат к. » 01 фев 2012, 17:55

Огромное спасибо Тимерьяновой Л.Н. за отклик на мою просьбу. Внимательно прочитал Ваше сообщение, предложенный тест обязательно попробую в своей практике. Все скопировал, просмотрю позже еще раз для неспециалиста, как я есть и непонятные места. надеюсь Ваше сообщение было полезно не только для меня. Буду очень благодарен, если Вы укажете и соотвествующие первоисточники, лучше в электронном варианте.
марат к.
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 14:20

Re: Психология

Сообщение Насретдинова Лариса » 01 фев 2012, 16:42

;) Доброго времени суток, Коллеги!ragida62!Спасибо,что поддержали тему гиперактивных детей. Согласна и с тем, что "виноват учитель, не сумевший организовать двигательную активность детей". ragida62, Вы говорите, что в Вашем классе дети любознательные, эрудированные, но я уверена, что среди гиперактивных детей и у Вас найдутся такие, которых мы, учителя, нередко называем трудными детьми, совершающие мелкие проказы. Таких детей простыми наставлениями не убедишь. Родители, в основном, махнули рукой. Вся надежда на школу.Уважаемая коллега, как Вы решаете этот вопрос?Какие методы и приёмы используете в работе? Как ведёте работу с родителями таких неугомонных детей? Спасибо.
Насретдинова Лариса
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:22

Re: Психология

Сообщение Халикова Л.Р. » 01 фев 2012, 16:18

Вполне согласна с предыдущим сообщением.
Огромное достижение нового стандарта - это индивидуализация работы ребенка. Стремление идти за возможностями и способностями ребенка в учебно-воспитательной ситуации как раз означает построение индивидуально ориентированной траектории его работы. Это находится в руках учителя. То есть учитель должен быть ориентирован на каждого ребенка и строит конкретно его работу с учебным материалом.
Умеет ли современный учитель строить вот такую индивидуально ориентированную и групповую работу? И так, что бы учитывать индивидуально-психологические особенности каждого.
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Re: Психология

Сообщение ragida62 » 01 фев 2012, 15:13

Тоже хотела бы сказать несколько слов про гиперактивных детей. Если внимательно изучать документы ФГОС НОО и новые СанПИНы, нельзя не заметить, что они практически направлены на работу именно с современными детьми, включая и гиперактивных.Просто не выполняются все эти требования, многие учителя сами игнорируют их.Если у учителя первоклассник все 40-45 минут сидит за партой, виноват учитель, не сумевший организовать двигательную активность детей. Ведь многие гиперактивные дети не потому гипер, что им хочется двигаться, просто им некуда деть свою энергию. Задача учителя- направить её в нужное русло. В данном случае, на добывание, открытие новых знаний.Например, в моем классе гиперактивные дети - самые любознательные, эрудированные.Но не может человечек спокойно сидеть за партой- пусть работает стоя. Пусть помогает слабому, пусть работает на доске.Не зря же в классах должны стоят конторки, а у кого-нибудь их поставили? Ссылаются на нехватку средств, многие администрации даже не знают об этом. А где обещанные мультимедийные средства для первоклассников? Конечно, ребенку неинтересно смотреть на старые плакаты со старыми картинками.Разве не так?
ragida62
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 15:33

Re: Психология

Сообщение Халикова Л.Р. » 01 фев 2012, 13:20

В условиях введения и реализации ФГОС нового поколения психоло-гическое сопровождение учебной деятельности, как уже отмечалось, связано с диагностикой метапредметных результатов учебной деятельности, результатом которой выступает построение индивидуального образовательного маршрута учащегося. Задача педагога-психолога заключается в разработке рекомендаций по построению этого маршрута, учитывая способности ребенка, зону ближайшего развития и его потенциальных возможностей, а также возможностей самого образовательного учреждения. В виду этого в рамках нашего педсовета представляется целесообразным уточнение понятия «индивидуальный образовательный маршрут».
«Для рассмотрения сущности проблемы индивидуального образова-тельного маршрута представляется необходимым обратиться прежде всего к материалу педагогических исследований, раскрывающих различные подходы к понятию индивидуальный образовательный маршрут школьника.
Понимание образовательной программы как маршрута ученика — первого из рассматриваемых подходов к раскрытию понятия инди-видуальный образовательный маршрут — наиболее полно дано в сборнике «Образовательная программа — маршрут ученика» под ред. А. П. Тряпицыной (СПб., 1998. Ч. 1). Образовательная программа рассматривается как своеобразная модель путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного ученика. При построении образовательного маршрута создаются условия для самовыражения личности при обязательном достижении целей обучения.
Формируемая как индивидуальный образовательный маршрут образовательная программа является сложно структурированной. В ней выделяются целевой, содержательный, технологический, диагностический, организационно-педагогический, результативный аспекты.
Целью результативного прохождения по индивидуальный образова-тельный маршрут является достижение учеником определенного уровня образованности (грамотности, функциональной грамотности, компетентности). Типология индивидуальный образовательный маршрут может быть проведена в соответствии с типами образовательных программ (базовая, расширенная, гимназическая, лицейская и пр.) Соответственно, варианты прохождения по индивидуальному маршруту определяются особенностями прохождения учеником по образовательным программам разных типов, в соответствии в его возможностями, потребностями, интересами и др. В индивидуальном маршруте возможны изменения через переход с одной образовательной программы на другую.
Подход к образовательному маршруту как раскрывающему индивидуальный путь прохождения по образовательной программе явился первым из подходов, дававших достаточно целостное понимание индивидуальный образовательный маршрут. В нем отразилось новое видение образовательной программы, возможность гибкого вариативного использования ее материала, создания для ученика ситуации выбора. Более того, такой подход к индивидуальному маршруту предполагает отслеживание (диагностирование и коррекцию) и сопровождение ученика по маршруту с целью оптимизации и процесса, и результатов продвижения. Индивидуальный образовательный маршрут рассматривается, по существу, как взаимодействие ученика с образова-тельной программой, потенциал которой может «работать» на ученика многовариантно и многоаспектно. Однако при всем этом маршрут остается в рамках образовательной программы, направляется и регулируется ею. Образовательная программа остается основным ориентиром и регулятором механизмов формирования индивидуальный образовательный маршрут, на которую накладываются индивидуальные особенности ученика.
Развитие подхода к образовательной программе как к маршруту ученика связано с построением маршрута на основе дифференциации образовательных программ. Основные идеи такого подхода — второго из рассматриваемых — состоят в следующем. В подходе используется расширительное и в определенной мере качественно новое раскрытие сущности образовательной программы. Дифференцирование образовательных программ позволяет превратить ученика в субъекта выбора, проектирования, реализации, изменений и осуществления индивидуальной образовательной траектории в соответствии с его возможностями, интересами, потребностями. Образовательная программа выступает как предпосылка условий продвижения ученика в образовании при осуществлении поддержки этого продвижения.
Школа, содействуя самоопределению, раскрытию уникальности уче-ника, построению его собственной биографии, должна приспосабливаться к возможностям его, к динамике развития, содействовать раскрытию личностных потенций, способности самостоятельно определять цели деятельности, находить методы их реализации.
Индивидуальный образовательный маршрут отражает в совокупности индивидуальные особенности и возможности ученика, его выбор в соответствии с существующими образовательными потребностями.
Выделяемые типы и виды индивидуальных образовательных маршрутов построены на основе предметно-ориентированных и профильно-ориентированных образовательных программ.
Подход к дифференциации программ в соответствии с индивидуаль-ными и образовательными возможностями ученика позволяет раскрыть новые механизмы в формировании образовательного маршрута. Таким образом, можно будет говорить не только о выборе учеником своего образовательного пути, о самоопределении в ходе этого пути, но также о разработке элементов индивидуальной образовательной системы, способствующей достижению адекватных возможностям ученика результатов» (по Н. А. Лабунской).
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Re: Психология

Сообщение Шарко С. Н. » 01 фев 2012, 12:44

Уважаемая Фазлыева Айгуль Флюровна большое спасибо, за то, что поделились опытом работы в выступление « Предпрофильная подготовка школьников в едином образовательном пространстве общеобразовательного учреждения». Вы не рассказали о работе с родителями во время проведения этого курса, поделитесь формами работы . Ведь при выборе профиля обучения родительский совет для ребенка очень важен, надо и родителей ввести в курс.
Шарко С. Н.
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 11:33

Re: Психология

Сообщение Насретдинова Лариса » 01 фев 2012, 11:37

Добрый день, коллеги!Полностью разделяю точку зрения Шарко С.Н.о важности взаимодействия всех специалистов общеобразовательного учреждения в работе с неуспевающими детьми.Особенно волнует меня проблема , связанная с воспитанием и обучением гиперактивных детей.Процент гиперактивных детишек в настоящее время постоянно растет. Проблемы детей , имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны.А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка , то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми .
Гиперактивные младшие школьники испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни.И просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 40 минут для них также задача непосильна. А система оценивания знаний, умений и навыков, принятая в современной школе , выполняет не столько функцию регулирования, сколько санкционирования для ребенка.Увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом. Письменные работы выполняются ими обычно неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.
Нередко объяснение учебного материала в школе представляет собой педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения, тогда как гиперактивным детям нужны, прежде всего, визуальные и тактильные опоры в получении информации.
И еще одна особенность школьной среды не позволяет гиперактивным детям чувствовать себя комфортно — это отсутствие игрового пространства в школе , тогда как для этих детей оно необходимо, т. к. позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям. Получается замкнутый круг.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Согласна с коллегой-это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов . Хотелось бы поинтересоваться у коллег, как решается в Ваших школах, проблема гиперактивных детей? :)
Насретдинова Лариса
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:22

Re: Психология

Сообщение Шарко С. Н. » 01 фев 2012, 11:19

Уважаемая , Ишмаева Эльмира, ваш вопрос довольно глубокий. Мне тоже кажется, что в школе среднему учителю (по статистическим данным примерно 30-45 лет), опыт работы есть, но он как вы отметили, устарел «В условиях внедрения ФГОС к каждому учителю предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, ему необходимо сломать свои устоявшиеся стереотипы, научиться работать по-новому.», я думаю учитель всегда отличался мобильностью (пример наше с вами общение), да меняются формы, методы преподавания, но задача основная: научить и воспитать она осталась и была и будет всегда такой. Не надо ломать старое, нужно взять все лучшее, что давало результаты и отказаться от приема подачи готового материала, научить детей захотеть добывать знания- нужные в жизни.
Шарко С. Н.
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 11:33

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron