Психология

Модераторы: Халикова Л.Р., Зиннурова Г.Р.

Re: Психология

Сообщение Петрова » 01 фев 2012, 11:05

В одной из статей прочитала замечательные слова, которыми хочу поделиться с участниками педсовета: "Непонятного не бывает, бывает непривычное, а привыкнув, можно уверенно смотреть в будущее. Помочь привыкнуть к предмету может только учитель"...
Петрова
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 05:47

Re: Психология

Сообщение Тимерьянова Л.Н. » 01 фев 2012, 10:34

Добрый день!
Отвечая на вопрос "как провести миониторинговые исследования, опросы, анкетирование с целью выявления личностных устремлений учащихся, их мотивации в различных областях деятельности" можно предложить методику диагностики направленности мотивации изучения предмета, которая может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест-опросника.

Инструкция.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

· верно – (+ +);

· пожалуй, верно – (+);

· пожалуй, неверно – (–);

· неверно – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).

Ключ

Да
1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет
3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20


За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Проверка надежности теста. Проверка надежности производилась на основе анализа 353 анкет, в которых испытуемые (учащиеся и студенты различных средне-специальных и высших учебных заведений г. Стерлитамака в возрасте 16–30 лет) выражали свое отношение к изучаемым предметам. Для вычисления надежности и точности применялась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности – согласованности целого теста использовались формула Спирмена-Брауна и формула Кронбаха [6]. Получены следующие показатели:

· надежность и точность (по формуле Рюлона) составила 0,933;

· надежность – согласованность составила 0,935 (по формуле Спирмена-Брауна) и 0,927 (по формуле Кронбаха).

Вычислены также следующие показатели:

· медиана = 10;

· стандартное отклонение = 6;

· минимальное число баллов = 0;

· максимальное число баллов =20.

Проверка валидности тоста осуществлялась путем выделения двух контрастных групп предметов:

1) предметы, которые, по мнению самих учащихся (студентов), нравились, были интересны им;

2) предметы, которые явно не нравились учащимся, были им неинтересны. Обработке были подвергнуты ответы 50 испытуемых. Среднее арифметическое для первой группы составило 16,4, среднее квадратическое отклонение – 2,97; для второй группы среднее арифметическое составило 4,4; среднее квадратическое отклонение – 3,26.

Значение t (критерий Стьюдента) значительно превысило однопроцентный уровень значимости, что свидетельствует о том, что разработанный тест в высокой степени характеризует то, для измерения чего он предназначен.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

· 0–10 баллон – внешняя мотивация;

· 11–20 баллов – внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

· 0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

· 6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;

· 15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Внедрение и практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся;

2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);

3) для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

4) для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;

Результаты исследования могут рассматриваться:

1) как показатель эффективности (качества) применяемой учителем методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);

2) как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);

3) как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.
Тимерьянова Л.Н.
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 10:18

Re: Психология

Сообщение Григорьева Ирина » 01 фев 2012, 10:14

Работа с одаренными детьми - особое направление в работе психологической службы, но часто на практике большая часть времени и энергии уходит на работу с неблагополучиями, травмами, девиациями. Буду рада сотрудничеству с научно-методическим центром развития одаренности в этом направлении. В настоящий момент мы имеем результаты мониторинга сформированности УУД у первоклассников и дошкольников, достигших 6 лет. Есть небольшой процент детей, которые имеют высокий уровень сформированности УУД уже в первом класса. Как правильно и методически грамотно выбрать образовательный маршрут для данной категории детей, какие рекомендации в работе с ними дать учителю начальных классов - актуальная задача для нашего центра сегодня.
Григорьева Ирина
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 03:43

Re: Психология

Сообщение Ишмаева Эльмира » 01 фев 2012, 06:55

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. В условиях внедрения ФГОС к каждому учителю предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, ему необходимо сломать свои устоявшиеся стереотипы, научиться работать по-новому. От его желания, характера, уровня его профессиональной подготовки зависит, будут ли у детей сформированы умения. Каким должен быть современнй учитель? Сможет ли учитель, который работал по традиционной системе в течении многих лет, перестроится на новую?
Ишмаева Эльмира
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 06:16

Re: Психология

Сообщение Шарко С. Н. » 31 янв 2012, 15:58

Добрый день, уважаемая Григорьева Ирина Александровна. Очень рада с вами общаться в рамках интернет педсовета. Разработанная мною программа «Гармония» апробируется второй год, конечно она была разработана, учитывая мой опыт владения методическими приемами и особенности детей первоклассников. Своим опытом работы по данной программе я поделюсь со всеми желающими социальными педагогами, потому что вместе совершенствовать наши занятия по данному направлению нам будет легче.
Шарко С. Н.
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 11:33

Re: Психология

Сообщение Петрова » 31 янв 2012, 12:35

Перед учителями ставятся непростые задачи: учитель должен уметь конструировать общение детей со сверстниками, взрослыми, создавать зону успеха каждому ребенку, воспринимать его индивидуальность, диагностировать, анализировать уровень развития учащегося, конкретные педагогические ситуации и собственную педагогическую деятельность.
Петрова
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 05:47

Re: Психология

Сообщение 1111 » 31 янв 2012, 09:28

Алиса Сергеевна, основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом важности психопрофилактики. Почему это происходит? Вероятно потому, что в школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли не возникнут, – думают учителя – нам бы с имеющимися трудностями справиться». Психолог не должен идти на поводу подобных рассуждений. Психологическая служба должна прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.
В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей. Здесь он хозяин положения.
1111
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 08:27

Re: Психология

Сообщение марат к. » 31 янв 2012, 06:41

Хотелось бы услышать от психологов, как провести миониторинговые исследования, опросы, анкетирование с целью выявления личностных устремлений учащихся, их мотивации в различных областях деятельности (особенно в страших классах). Важно именно практическое осуществление, желательно из опыта работы. Ещё лучше было бы, если приведете результаты таких исследований.
марат к.
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 14:20

Re: Психология

Сообщение Григорьева Ирина » 31 янв 2012, 06:22

Ишмаева Эльмира, ваш опыт, в создании ситуации успеха, интересен. Спасибо за то, что делитесь им. Думаю те фразы, обращения к ребенку, которые вы предложили, будут в помощь каждому учителю, педагогу в создании психологического комфорта в классном коллективе на уроках и во внеурочной деятельности. Это и есть один из способов создания в образовательном учреждении единого образовательного пространства. Спасибо!
Григорьева Ирина
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 03:43

Re: Психология

Сообщение pgp83 » 31 янв 2012, 06:15

Здравствуйте Ирина Александровна (Григорьева). Мне бы хотелось, чтобы Вы поделились с форумом результатом совместной программы с Шарко С.Н. по половому воспитанию. Мне кажется Вы на шаг вперед смотрели при разработке данной программы, потому что одной из целей ФГОС является коммуникабельный выпускник, контактный в различных социальных группах, гибкий в меняющихся жизненных ситуациях, умеющий самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, что как раз отражено в Вашей программе.
pgp83
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 14:21

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1