Ишмаева Эльмира » 30 янв 2012, 09:14
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств. Например, недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому необходимо созадние для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Хочется поделиться небольшим опытом. Как случайно я заметила, девочку Д., у которой глаза были наполнены слезами… Побеседовав с ребенком, узнала, что у нее проблемы по литературе – не может выучить стихотворение. Проблема была зарыта глубже: она боялась педагога, его взгляда, слов, сказанных в ее адрес и т.д. С Д.я занималась 2 раза в неделю: учили стихотворение, подбадривала ее, обращала внимание на положительные сдвиги, учила мнемическим приемам и т.д.Параллельно провела беседу с педагогом. Через некоторое время Д. подошла ко мне и от всей души поблагодарила в оказанной помощи, преодолении страха, неуверенности
Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей
Для преодоления неуверенности в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих, необходимо подбадривать ребенка: “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”, “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате»
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”