Наталья Дьяченко » 30 янв 2012, 15:43
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества Российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, а включает в себя комплекс показателей: уровень обученности, уровень воспитанности, уровень здоровья, степень развитости, степень социализации личности.
Такой подход к пониманию качества образования требует построения адекватной системы социально-психологического сопровождения. Совсем недавно все проблемы воспитания, обучения, сопровождения ребенка осуществляли только школьные педагоги. Однако вопросы психического здоровья, гармоничного развития и адекватной социализации личности не всегда бывают решаемы учителями.
Поэтому в МБОУ «Гимназия № 2» г. Стерлитамак Республики Башкортостан была открыта кафедра социально-психологического сопровождения образовательного процесса. В состав кафедры входят социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-логопеды, старшие вожатые. Основной сферой деятельности кафедры является процесс адаптации детей в социуме.
Понимание социально-психологической деятельности начинается с ответа на вопрос: а чем вообще по сути является работа педагога-психолога и социального педагога, зачем она нужна и каких целей они хотят достигнуть, где находится точка соприкосновения их совместной деятельности, кто главный объект применения их профессиональных усилий? Таким образом, кафедра социально-психологического сопровождения в гимназии нуждается в своей теории. Такой теорией является социально-психологическое сопровождение. Сопровождать – значит идти вместе с кем-либо в качестве провожатого.
Сопровождение – система профессиональной, совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации гимназического взаимодействия.
Компонентами сопровождения являются:
1.Систематическое отслеживание социально-психологического статуса ребенка и динамики его развития в процессе обучения. За время обучения ребенка в гимназии, начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамики развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого ученика. То есть формируется банк данных. Для получения и анализа такого рода используются методы психолого-педагогической диагностики.
Личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам деятельности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Отношение же к данным объектам как к антиценностям будет свидетельствовать о развитии личности. Таким образом, личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, самому себе.
Социальный педагог проводит изучение личностного роста по методике П.В. Степанова на определение отношения подростков к миру, семье, труду, культуре, знаниям. Данная диагностика позволяет определить программу индивидуальной коррекционной работы с учащимся.
Ребенок развивается как личность не только в учебном процессе, но и в семье. Поэтому педагогом-психологом и социальным педагогом изучается психологический климат в семье, нравственные устои, взаимоотношения между ребенком и другими членами семьи.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы социально-психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения.
Педагогами кафедры разработаны следующие программы: «Развитие творческих способностей у учащихся младших классов», «Развитие навыков позитивного общения у учащихся среднего звена» (5 классы), «Подросток» (6-9 классы), «Мой выбор» (6-8 классы), «В поисках своего призвания» (9 класс), «Основы выбора профессии» (9 класс).
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в общении, психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентируется на тех учеников, у которых выявлены проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых норм поведения.
Таким образом, деятельность педагога-психолога и социального педагога в рамках сопровождения предполагает:
- осуществляемый совместно с педагогами анализ гимназической среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития ребенка, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
- определение психологических критериев эффективного обучения и развития учащихся;
- разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития гимназистов;
- приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.