Педагогика

Модераторы: Халикова Л.Р., Ижбулатова Э.А., Губайдуллин М.И., Тимерьянова Л.Н.

Re: Педагогика

Сообщение Акафьева Юлия » 31 янв 2012, 11:54

Эльза Анифовна! Я полностью согласна с Вами. В целях формирования познавательного интереса необходимо обеспечить целостное изучение предмета в разных его ипостасях. Это урок традиционный, интегрированный, учебно- ролевые игры. Это внеурочная работа по предмету, например учебные выставки. Это дополнительные формы образования (олимпиады, проекты, исследовательская работа).
Акафьева Юлия
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 08:25

Re: Педагогика

Сообщение Акафьева Юлия » 31 янв 2012, 11:36

В образовательно- воспитательном процессе нельзя не учитывать условия, происходящие в общественной жизни страны. В связи с этим одной из важных задач дополнительного образования является обновление содержания предлагаемой детям деятельности. Разнообразию содержания дополнительного образования отвечает живое разнообразие методов ( смещение с репродуктивных на продуктивные) и форм педагогической деятельности ( смещение с фронтальных на индивидуальные и групповые). Необходимо использовать методы и формы, основанные на общении, диалоге учителя и учащихся, развитии творческих способностей.
Акафьева Юлия
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 08:25

Re: Педагогика

Сообщение Насретдинова Лариса » 31 янв 2012, 11:34

Добрый вечер, коллеги!
Какими же технологиями пользуемся мы, учителя начальных классов,
при формировании УУД?
1. Прежде всего, следует обратить наше внимание на развивающую ценность любого задания. Выбирать такие задания, которые сориентированы на формирование умений и нацелены не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. На мой взгляд, к таким заданиям относятся только творческие задания и вопросы. Такие задания, повышающие познавательный интерес, обладают воспитательным потенциалом, создают зону ближайшего развития для всех учащихся (система заданий для формирования познавательных универсальных действий в рамках курса «Окружающий мир»:логические задачи, «философские» задачи, чтение дополнительных текстов, практические методы(опыты),дидактические игры, творческие рассказы, творческие этюды, учебные ролевые игры)
2. Избегать сравнения с результатами более успешных учеников, если сравнивать, то его собственные результаты.
3. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала. Обучаясь по системе «Школа 2100» дети включаются в данную работу уже с первого класса. Главной задачей является создание проблемной ситуации. Главное требование к постановке проблемы - это интерес к ней самих детей.
4. Учитель обучает детей приемам работы в группах. Данная технология была описана в трудах башкирского профессора Рахимова. Она очень актуальна в условиях деревенских малокомплектных школ.
5. Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания. В конце урока обычно задаю вопросы: Что нового узнали? Как узнали, что помогло? Где пригодятся знания этого урока? Кто из ребят больше всего помог в «открытии» знаний? Как работал ты?
6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации. На уроке использует интерактивные возможности ИКТ.
7. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
8. Учителю должен видеть и оценивать промежуточные результаты сформированности метапредметных и личностных результатов образования. С этой целью необходимо проводить диагностикиу сформированности УУД.
9.Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности( первый проект во 2 классе по курсу «Окружающий мир»-«Моя страна». Исследовательские работы -« Я горжусь тобой, мой земляк!», «История одного блюда-бишбармак»)
10.Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
11.Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха. Необходимо детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. То, что не получилось самостоятельно, получится при работе с группой.
12.Учитель учит детей выражать свои мысли, отстаивать собственное мнение, но и уважительно относится к мнению других.
13.Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
14.Уитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.
Насретдинова Лариса
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:22

Re: Педагогика

Сообщение Шамыкаева В.Е. » 31 янв 2012, 08:13

Управление воспитательным пространством — это особая деятельность, в которой ее субъекты обеспечивают посредством четкого планирования, организации, руководства и контроля более высокую эффективность совместной деятельности компонентов воспитательного пространства по реализации воспитательных задач.
На современном этапе можно отметить следующие особенности управления развитием воспитательного пространства в условиях малого города:
во-первых, это низкая целенаправленность. По данным имеющихся исследований, только 8-10% руководителей учреждений воспитательного пространства ставят конкретные цели и пытаются их решать, координируя усилия субъектов. С одной стороны отсутствует структурная единица управления данным пространством как системой, следствием чего является отсутствие единых целей, четкой организационной структуры, механизма регулирования взаимосвязанных и взаимообусловленных воздействий компонентов воспитательного пространства, координации их деятельности. Отсутствие научно-методических рекомендаций о целевом управлении, управлении по конечным результатам отрицательно сказывается на управленческой практике, которая в основном ориентируется на процесс и задачи, забывая контроль и достижения конечных целей.
Во-вторых, это бессистемность управления развитием воспитательного пространства. Его цели, функции, организационные структуры, механизмы и результаты не составляют единого целого, мало взаимосвязаны и взаимообусловлены. Управляемый объект не всегда находит своего объекта на уровне управляющей системы. Неконкретность целей порождает неполноту функций управления.
Результаты исследования Г.И. Оглоблиной показали, что к числу функций, выполняемых на недостаточно высоком уровне, относятся: анализ изменений в качестве образования; прогнозирование изменений образовательных потребностей населения; прогнозирование изменений информационного обеспечения; организация и проведение экспертизы инновационных и управленческих новшеств; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров; организация региональных, городских экспериментальных площадок; организация разработки новых информационных систем; стимулирование инновационной деятельности работников учреждений воспитательного пространства.
Низкое качество выполнения названных функций объясняется как неполнотой их регламентации, так и несоответствием используемых в практике для их реализации управленческих структур и технологий. Функционирующие организационные структуры управления развитием воспитательного пространства слабо ориентированы на темы существующих в практике изменений управления инновационными процессами. Нужны новые субъекты управления, управленческие кадры, владеющие новыми управленческими технологиями.
В-третьих, недостаточное взаимодействие учреждений образования с другими социальными институтами воспитательного пространства. Сегодня практически уже никто не сомневается в том, что принятие важнейших решений в сфере образования не должно быть частным делом лишь одних ее работников. Внутриотраслевая замкнутость не создает условий для развития государственно-общественного управления развитием воспитательного пространства.
В-четвертых, в современной практике управления развитием воспитательного пространства усиливается противоречие между централизацией и децентрализацией. Решить эту проблему смогут лишь те, кто нашел рациональное соотношение централизации и децентрализации, управления и самоуправления.
В-пятых, главной причиной низкой технологичности управления развитием воспитательного пространства остается неразработанность механизмов взаимодействия компонентов воспитательного пространства, интеграции усилий различных субъектов управления на его различных уровнях, в том числе и интеграции с педагогической наукой.
В-шестых, отсутствие критериев результативности управления развитием воспитательного пространства тормозит процессы обновления управляющих систем и их корректировки.
В связи с этим актуальной остается сущность воспитательного пространства как педагогической категории, регулирование взаимоотношений его структурных единиц, возможность постановки единой цели и ее реализация в рамках городского поселения, закономерностей его функционирования и развития.
Таким образом, в рамках исследования актуальность темы определяется необходимостью теоретического осмысления процесса совершенствования системы управления взаимодействием компонентов воспитательного пространства. При этом мы исходим из того, что система управления развитием воспитательного пространства малого города, отражает наиболее характерные черты современного педагогического сообщества. Многолетний опыт реализации воспитательных программ в условиях малого города доказывает возможность построения научно обоснованной стратегии управления развитием воспитательного пространства.
Шамыкаева В.Е.
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:09

Re: Педагогика

Сообщение Наталья Дьяченко » 31 янв 2012, 08:03

Добрый день, Ирина Григорьева!
К сожалению, у меня нет опыта работы в сельской малокомплектной школе, но, думаю, общие советы вмешательства в конфликтные ситуации помогут справиться со стихийными проявлениями агрессивного поведения. Что же может вызвать проявление агрессии в детском и подростков возрасте? Отсутствие любви в семейной жизни ребенка, отсутствие дружественных связей в группе сверстников и враждебное отношение учителя (который сердится на ребенка из-за плохой учебы) - все это создает невыносимые условия жизни маленького человека. Он вынужден адаптироваться к враждебному миру людей и вырабатывать защитную позицию.
В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, снять книги с полки»);
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому, что ты устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, «чтение морали»,
- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»;
- сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Демонстрация модели не агрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя не агрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают не агрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
И, самое главное, как можно чаще создавать для детей Ситуации успеха! Успех порождает чувство удовлетворенности деятельностью и желание ее повторения. Успех повышает самооценку и достоинство личности растущего ребенка. Успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности. Наконец, успех повышает социально-психологический климат класса.
Наталья Дьяченко
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 20 янв 2012, 14:43

Re: Педагогика

Сообщение Шамыкаева В.Е. » 31 янв 2012, 08:02

Понятие «воспитательное пространство» недавно вошло в категориальный аппарат современной педагогики.
Оно еще не определено однозначно, но большинство ученых (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова) сходятся во мнении, что воспитательное пространство - это множество взаимосвязанных педагогических событий, организованных не только школой, а также и другими социальными субъектами, такими, например, как театр, библиотека, система дополнительного образования, лечебное учреждение, спортивные учреждения, другие образовательные учреждения).
Воспитательные пространства разнообразны, поэтому технология их использования создается индивидуально, с учетом и в зависимости от масштаба, потребностей характера деятельности воспитательной системы школы.
Шамыкаева В.Е.
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:09

Re: Педагогика

Сообщение Шамыкаева В.Е. » 31 янв 2012, 08:01

Формирование развивающего воспитательного пространства

В Концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность воспитания в образовании и обозначены ее основные задачи: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Практическая реализация этих идей возможна посредством создания воспитательного пространства в микрорайоне, малом городе, сельской местности.
Опираясь на передовой педагогический опыт, образовательные учреждения обновляют содержание воспитания: внедряют в практику как целевые, так и локальные программы по различным направлениям.
Особое место в воспитании подрастающего поколения принадлежит сокровищницам духовной и материальной культуры - музеям, театрам, выставочным залам и т. д.
Социальное творчество детей находит свое развитие в деятельности детских общественных объединений и организаций. Включая своих воспитанников в реальные общественно-экономические отношения, детские организации предоставляют им уникальные возможности для адаптации в новых условиях, для развития своего личностного потенциала. В образовательных учреждениях имеются достаточные условия для развития способностей в кружках, секциях, клубах, специально организованных коллективных воспитательных мероприятиях. Воспитанники учреждений дополнительного образования принимают участие в городских, окружных, всероссийских и международных конкурсах.
Воспитательная деятельность не ограничивается рамками только образовательных учреждений. Воспитательное пространство города представляет достаточно широкую сеть учреждений культуры и спорта, в которых занимаются учащиеся школ.
Управление образованием должна осуществлять тесное взаимодействие с заинтересованными ведомствами и учреждениями. Среди них Управление по культуре и молодежной политике, Управление по физической культуре, спорту и туризму; комиссия по противодействию злоупотреблениям наркотическими средствами и их незаконному обороту, с военным комиссариатом, ГИБДД и т. д. Совместная деятельность всех заинтересованных ведомств в городе даст положительные результаты.
Работа должна проводиться при активном взаимодействии всех социальных и педагогических структур, максимальном соответствии содержания, форм воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся. И это позволит успешно решить главные задачи воспитания, созвучные целям, сформулированным в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: научить учиться; научить жить; научить жить вместе, научить работать и зарабатывать.
Шамыкаева В.Е.
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:09

Re: Педагогика

Сообщение Шамыкаева В.Е. » 31 янв 2012, 07:59

Сущность понятия «воспитательное пространство»
Воспитательное пространство - это среда, механизмом организации которой является педагогическое событие детей и взрослых (Григорьев Д.В., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.).
Сама по себе среда - данность и не всегда обладает воспитывающим влиянием. Не факт, что и ребенок, находящийся в этой среде, будет осваивать и присваивать ее. Педагогизация среды, а также освоение ее ребенком как раз и происходят в процессе целе и ценностно ориентированной встречи педагога и ребенка, их события в данной среде.
Воспитательное пространство может возникнуть в результате как инициативной деятельности «сверху», так и деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которой лежат их личностные потребности. Это как бы две крайние точки, между которыми расположены различные социальные институты, участвующие в этом процессе.
Воспитательное пространство может реализоваться на уровнях образовательного учреждения, муниципальном, городском, районном, региональном. В последнем случае чаще речь идет не столько о воспитательном пространстве региона, сколько о региональной политике в области воспитания.
Воспитательное пространство - пространство воспитания, а не функционирования различных образовательных, культурных и других учреждений.
Субъектами воспитательного пространства могут быть дети, родители, соседи, педагоги различных специальностей, работающие в различных воспитательных учреждениях, волонтеры, из числа родителей и других членов микросоциума.
Создание воспитательного пространства предполагает:
1) диагностику среды - выявление ее воспитательного и антивоспитательного потенциала, изучение потребностей и мотивов находящихся здесь субъектов;
2) разработку модели воспитательного пространства - приоритетным должно стать сетевое моделирование воспитательного пространства, которое предполагает моделирование не столько поведения субъектов воспитательного пространства, сколько связей и отношений между ними (причем, каждый из субъектов строит с другими свои связи и отношения, которые находятся вне управляющего воздействия проектировщика и могут им только предполагаться);
3) создание ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства через выработку педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания;
4) дифференциацию коллективных субъектов воспитательного пространства, результатом которой является обретение “индивидуального лица” школой, учреждением дополнительного образования, культуры и другими учреждениями;
5) организацию взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы процесса интеграции, необходимого для его функционирования;
6) создание условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.
Известно, что признак системности свойственен всем социальным объектам и явлениям, включая воспитание. Современным обществом в полной мере осознается особая роль воспитания. Признак системности характеризует школу как государственное учреждение и проявляется в программах, структуре школы, организации ее жизнедеятельности и быта. История педагогики знает примеры демократических, истинно гуманных воспитательных систем, развивающихся как альтернатива официальной педагогике. Поэтому идея воспитательной системы школы сегодня приобретает все больше сторонников, изучается и анализируется богатый опыт создания воспитательных систем, изменяются теоретические представления о методах и способах их создания, динамично развивается категориальный аппарат, предлагая новые формулировки понятий. Есть определенные основания утверждать, что понятие «воспитательная система школы» является одним из ключевых в научной терминологии современной педагогики.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, сочетая учебные занятия, внеурочную деятельность, общение за пределами школы. Это необычайно масштабное и результативное явление в педагогической теории и практике, слаженное психолого-социо-педагогическое образование, которое создает оптимальные условия для образования учащихся. Современная теория “воспитательных систем” рассматривает их особенности, соотношения между элементами, осмысливает традиции, возможности и направления развития. Согласно данной теории воспитательная система объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками, управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы и освоенную среду.
Одной из важнейших задач функционирования воспитательной системы является организация ее взаимодействия с социальной, природной, предметно-эстетической средой, постоянное расширение воспитательного пространства.
Таким образом, воспитательное пространство наряду с воспитательной системой является необходимым и эффективным механизмом личностного развития школьников.
Шамыкаева В.Е.
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:09

Re: Педагогика

Сообщение марат к. » 31 янв 2012, 06:01

Я согласен, что основная задача воспитания - это формирование творческой личности. Одним из условий решения этой задачи и является наличие единого образовательного Воспитательного) пространства школы. Как элементы, сюда должны входить и кружки дополнительного образования, и занятия в различных школах(спортивные, музыкальные..), и посещение театра, музея, .. и встреча с творческой интеллегенцией. К сожалению в условиях нашей сельской школы, большинство из этих элементов отсутствует(основная проблема кадры и финансирование). Мы пытаемся привлечь специалистов, например тренера или музыканта, но поработав некоторое время они исчезают, кто будет работать за неполную нагрузку и 2000 в месяц. Хорошо, если среди учителей есть таланты, они во всяком случае не откажутся.
марат к.
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 14:20

Re: Педагогика

Сообщение Петрова » 31 янв 2012, 05:06

необходимо помнить, что главным все-таки, является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Петрова
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 05:47

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron