Педагогика

Модераторы: Халикова Л.Р., Ижбулатова Э.А., Губайдуллин М.И., Тимерьянова Л.Н.

Re: Педагогика

Сообщение Рямов Р.Ф. » 02 фев 2012, 03:39

Уважаемые коллеги!

Обращаем Ваше внимание на то, что появился новый раздел нашего форума "Опрос". В данном разделе будут размещены вопросы на разные темы. Приглашаем принять участие в проводимых опросах. Это займет не более 15 секунд.
Для перехода к опросу необходимо выбрать раздел «Опрос» или перейти по адресу: http://monitoringirorb.ru/index.php?opt ... &Itemid=69
Рямов Р.Ф.
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 16:25

Re: Педагогика

Сообщение Наталья Дьяченко » 01 фев 2012, 19:33

Уважаемая Григорьевна Ирина!
Большинство педагогов и психологов, теоретиков и практиков, под ключевыми компетенциями понимают совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых школьнику для его социально-психологической адаптации к постоянно изменяющимся условиям реальности и обеспечивающих высокий потенциал благополучия в жизни.
При этом их формирование у учащихся не заканчивается в начальной школе, а продолжается весь период обучения. А также введение компететнтностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются также и подходы к оценке - в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том и в другом. Это поможет ему затем самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни.
Конечно, при этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен сам уметь общаться, ставить цели и мотивировать учащихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентное поведение. А так как компетентность подразумевает деятельность, то педагог сам должен уметь эту деятельность организовывать.
Наталья Дьяченко
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 20 янв 2012, 14:43

Re: Педагогика

Сообщение Любовь » 01 фев 2012, 16:06

Наш опыт показал, что очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Этот показатель напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений. Но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи и т.п.).
В нашей практике есть положительные результаты работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. После длительной совместной работы специалистов различных служб города и школы в семьях кардинально менялась ситуация: родители излечивались от алкоголизма, трудоустраивались, детям в семье стало уделяться достаточно внимания, в результате чего разрешались их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль, и преемственность со стороны специалистов школы позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.
Любовь
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 20 янв 2012, 13:17
Откуда: Стерлитамак

Re: Педагогика

Сообщение Любовь » 01 фев 2012, 16:05

Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности работы с семьей

Результатом практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.
Так, в случае неопределенности гражданского статуса результатом работы станут восстановление утраченных документов (паспорта, свидетельства о рождении), оформление льгот, пособий, пенсии и т.п. Если и в семье была проблема безработицы, ожидаемый результат социального воздействия – появление мотивации на трудовую деятельность и трудоустройство членов семьи.
Результатом целенаправленной комплексной работы специалистов с проблемой зависимости от ПАВ является отказ от алкоголя (наркотиков), изменение образа жизни, позитивные изменения в понимании и принятии самими членами семьи системы семейных ценностей, социального одобрения.
В результате защиты прав и интересов ребенка из асоциальной семьи через суд могут быть восстановлены жилищные права несовершеннолетнего. В случае угрозы жизни, здоровью и развитию ребенка родителей лишают (ограничивают) в правах, решается вопрос дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.
Для оценки эффективности работы с семьей специалистами используется достаточно распространенный метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров:
1) начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей);
2) контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьёй).
В качестве параметров, отражающих состояние семьи, можно использовать:
наличие или отсутствие в семье той или иной социальной проблемы (социального явления, деструктивным образом влияющего на процесс функционирования семейной системы);
динамику (изменение) показателей проблемы (характерных признаков, которые выявляются при проведении первичной и уточняющей диагностики и по которым специалист может судить о том, что данная проблема действительно присуща конкретной семье);
степень преодоления, "ликвидации" причин социальных проблем, по которым можно судить, справляется ли семья с воздействием на нее потенциально опасных социальных и внутрисемейных факторов.
Так, при оценке эффективности по параметрам наличия или отсутствия в семье той или иной социальной проблемы может быть использован:
а) показатель устранения проблемы (при положительной эффективности);
б) показатель появления новой проблемы (при отрицательной эффективности диагностики, прогнозирования или профилактических мероприятий);
в) показатель стабильности проблемы (при нулевой эффективности).
При оценке эффективности по показателям проблемы учитывается отсутствие динамики, наличие положительной или отрицательной динамики.
При оценке эффективности устранения причин социальных проблем учитывается:
какие из причин возникновения проблем в конкретной семье удалось нейтрализовать за время работы с семьей (положительная эффективность);
какие из причин, выявленных при первичной диагностике, продолжают действовать на момент контрольной диагностики (нулевая эффективность);
какие из неразрешенных причин привели к появлению новых или усугублению уже имеющихся проблем (отрицательная эффективность).
При этом учитывается динамика как отдельных причин, так и всей совокупности, выявленной при первичной и контрольной диагностике.
Наиболее показательным является использование сразу трех параметров, что дает возможность отследить эффективность не только практической работы, но и организации, планирования деятельности.
Любовь
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 20 янв 2012, 13:17
Откуда: Стерлитамак

Re: Педагогика

Сообщение Любовь » 01 фев 2012, 15:46

Отправляя сигнальные карты в разные службы города, школа предоставляет информацию о проделанной работе с данной семьей, находящейся в социально-опасном положении.
Любовь
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 20 янв 2012, 13:17
Откуда: Стерлитамак

Re: Педагогика

Сообщение Любовь » 01 фев 2012, 14:38

Уважаемая Шамыкаева В.Е.
Сигнальная карта разработана и является Приложением 1 к приказам МТ и СЗНРБ № 3-О от 25 января 2010г., ММПСТ РБ № ОД-42/1 от 25 января 2010г., МВД по РБ № 61 от 25 января 2010г., Минобразования РБ № 57 от 25 января 2010г., Минздравоохранения РБ № 142-Д от 25.01.2010г.
Сигнальная карточка составляется на семью, находящуюся в социально опасном положении (в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). В данной сигнальной карточке описывается ситуация и положение, в которой находится несовершеннолетний ребенок, сообщается о его родителях(законных представителях), месте их работы, о месте фактического и юридического проживания несовершеннолнтнего и его родителей. К сигнальной карте прилагаются: акты жилищно-бытовых условий (за последние 2 недели), характеристика классного руководителя, психолого-педагогическая характеристика, составленная педагогом-психологом школы, табель успеваеости и посещаемости школы ребенком, справка о составе семьи.
Сигнальную карту в срочном порядке с исходящим номером отправляем председателю Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа г. Стерлитамак. Копии отпраляются начальнику ОУУП и ПДН управления МВД России по г. Стерлитамаку, начальнику Отдела опеки и попечительства по г. Стерлитамаку
и в Отдел образования города Стерлитамака (главному специалисту по социальным вопросам).
Любовь
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 20 янв 2012, 13:17
Откуда: Стерлитамак

Re: Педагогика

Сообщение Акафьева Юлия » 01 фев 2012, 11:32

Успешная работа любого образовательного учреждения возможна лишь когда учителя, родители, дети становятся единым, целым, большим, сплоченным коллективом. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов.
Акафьева Юлия
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 08:25

Re: Педагогика

Сообщение Григорьева Ирина » 01 фев 2012, 09:48

Психолого-педагогическими условиями организации совместно-разделенной деятельности учеников являются следующие:
- отношения между учащимися, объединяющимися в группу должны быть положительными или нейтральными;
- групповое обучение будет эффективным при организации совместной деятельности с динамикой ролей;
- необходимо разработать и последовательно предъявлять систему задач, создающую возможность смены ролевых функций при решении каждой задачи;
- эффективность сотрудничества определяется возможностями обмена мнениями, анализировать и обсуждать действия партнеров в процессе постановки и решения задач;
- каждый член группы, независимо от выполняемой им роли, должен участвовать в практической реализации замысла;
- в группы целесообразно объединять учащихся с разными, но достаточно близкими исходными уровнями развития обобщения в отношении реализуемой учебной цели. Так, например, группы, объединяющие учеников с высоким и средним уровнем обобщения («смешанные»), оказываются эффективнее, чем группы, объединяющие учащихся только с высоким исходным уровнем. Учащиеся с низким уровнем обобщений (эмпирическим) обнаруживают больший прогресс при работе с учениками, обнаруживающими более высокий уровень обобщения.
Григорьева Ирина
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 03:43

Re: Педагогика

Сообщение Григорьева Ирина » 01 фев 2012, 09:43

Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила. При организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы); совместная работа не должна превышать 10-15 минут, так как если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается; не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием и т.д. При этом нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.
Григорьева Ирина
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 03:43

Re: Педагогика

Сообщение Григорьева Ирина » 01 фев 2012, 09:42

С первого класса и на протяжении младшего школьного возраста происходит активное становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная. С точки зрения психологов, в ситуации стихийного, не управляемого формирования (так сказать «сама собой») эта компетентность развивается у разных учеников по-разному, но в большинстве случае недостаточно. Поэтому необходимы специальные условия, непосредственно связанные с внедрением принципов сотрудничества в обучение.
Между тем на некоторых уроках господствуют индивидуальные формы организации учебной деятельности по типу «учитель - ученик»: ученики на уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, так как учитель всегда выступает посредником между детьми. Обращение детей друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко, так как им запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на уроке называют “подсказкой и списыванием”. И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников. Фактически дети учатся рядом, но не вместе.
Очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).
Григорьева Ирина
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 03:43

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron