xusnutdinova » 28 янв 2012, 08:54
В своей практике я стараюсь ознакомиться с различными методами и приемами обучения родному татарскому языку. Так на уроках татарского языка при изучении частей речи, я обращалась к методам по системе Штейнберга. Суть данной методики заключается в том, что подача нового материала идет на основе логически-смысловых моделей. При изучении новой темы строится опорная схема, которая состоит из различных координат. С каждой новой темой ( при изучении одной языковой единицы, например, глагола) схема расширяется и дополняется новыми сведениями, количество координат растет, например, в 1-ю к-ту вносим общие сведения о данной языковой единице, во 2-ю к-ту - его морфологические признаки, в 3-ю -способы образования глагола и т. д. Надо отметить, что подача материала в учебниках татарского языка идет параллельно тому, что и в учебниках русского языка, т.е. есть возможность проводить интегрированные уроки русского и татарского языка. Т. о. система Штейнберга
имеет неоспоримые плюсы в том, что учащиеся, осваивая новую тему, наблюдают её связь с предыдущим материалом, учатся анализировать языковые единицы и делать самостоятельные выводы, участвуя в построении схем, а также невольно, порой не осознавая этого, включаются в исследовательскую, аналитическую работу, особенно при сравнении языковых единиц 2-х языков.