alfiya » 26 янв 2012, 17:51
Хотелось бы сказать несколько слов о сложности обучения татарскому языку в условиях большого многонационального города, когда знания, умения, навыки, получаемые школьниками на уроках, не всегда ими применяются в языковой практике на постоянной основе (так же как и иностранные языки). Эта проблема, конечно, связана и с семейным воспитанием, коммуникативными особенностями семьи (родители не всегда способствуют практическому применению родного языка). Установлено, что родному языку в условиях инонационального окружения следует начать обучать детей в дошкольном возрасте, начиная с 3 – 4 лет. Конечно, родному языку можно обучать и позднее, но не столь эффективно. Очень немного шансов овладеть родным языком, если начать его изучение после 11лет. А именно этому возрасту уделяется основное внимание в практике обучения русскоязычных детей – татар татарскому языку. Не менее важная проблема: процесс обучения русскоязычных учащихся татар татарскому языку всё ещё не имеет у нас определённой методически продуманной системы. Как говорится, учим всему: учим читать и писать по-татарски, учим грамматике татарского языка, забывая, что, в первую очередь, надо научить русскоговорящих детей-татар говорить по-татарски.
По сегодняшний день, на уроках татарского языка, мы обучаем русскоговорящих детей – татар не татарской речи, а обучаем татарскому языку (системе языка, заучиванию слов, грамматических форм и конструкций), что мало способствует овладению речью на родном языке.
Действующие учебники являются пособиями по татарскому языку, а не по татарской речи. Не хватает часов, для того чтобы полностью познакомиться с художественными произведениями татарских писателей. Ведь отрывки из произведений, которые мы читаем на уроках, не могут дать полного представления о красоте и своеобразии литературной речи.
Не решив этих проблем, трудно, хотя и возможно, добиться ощутимых результатов в овладении учащихся родным (татарским) языком.