Екатерина Ямаева » 31 янв 2012, 16:54
Обучение иностранному языку на современном этапе нацелено на комплексную реализацию личностно-ориентированного и социокультурного подходов к обучению иностранного языка.
1. Личностный подход выражается в:
- учете возрастных особенностей школьников на каждой ступени обучения, их интересов, возможностей и потребностей, что проявляется в отборе предметного содержания речи,
- постановке учащегося в ситуацию выбора при разноуровневом обучении на старшей ступени, в том числе при выборе уровня обученности, профиля,
- учете профессиональных устремлений школьников и их потребности в самоопределении за счет введения профильного обучения на старшей ступени,
-формулировке требования к уровню подготовки учащихся.
2. Деятельностная направленность заключается в развитии иноязычной коммуникативной компетенции ученика в единстве всех ее составляющих (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции). Содержание обучения должно быть направлено на развитие мотивации учеников к изучению иностранных языков и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков. Получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.
3. Диалог культур ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, приобщая школьников к культуре своей собственной страны и развивая у них умения ее представлять средствами немецкого языка. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках позволяет сравнивать особенности образа жизни и стилей жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах.
Особенностями иностранного языка являются:
-межпредметность –содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний,
-многоуровневость – с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическими, грамматическими, фонетическими, с другой- умениями в четырех видах речевой деятельности,
-полифункциональность- иностранный язык может выступать и как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний,
- речевая направленность и ситуативность- речевую ценность урока иностранного языка определяют его содержательное и методическое наполнение, направленные на решение конкретных коммуникативно-прагматических задач в условиях реального/ситуативного иноязычного общения.
Преемственность при изучении иностранного языка в начальной, основной и старшей средней школе обеспечивается посредством учета внутрипредметных связей при формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
1.В начальной школе создаются условия для:
- ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения,
-для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком, формируется элементарная коммуникативная компетенции и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, а также элементарные лингвистические представления и общеучебные умения.
2. К моменту окончания основной школы учащиеся достигают уровня коммуникативного владения иностранным языком при выполнении основных видов речевой деятельности, который дает им возможность продолжить языковое образование на старшей ступени в полной средней школе.
3.В старшей школе осуществляется дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных иноязычных умений во всех видах речевой деятельности.
Урок–это неотъемлемая часть учебного процесса. Он обладает всеми свойствами общего обучения задач, которые как учитель, так и ученики решают исходя из конкретной, сугубо индивидуальной ситуации, условий работы группы или отдельного ученика. Современный урок иностранного языка характеризуется прежде всего:
• доброжелательной атмосферой, способствующей полноценной работе учащихся на уроке,
• разумным соотношением времени говорения учителя и ученика в пользу учащегося,
• интеграцией всех видов речевой деятельности с целью создания коммуникативной ситуации,
• разумным отбором учебного материала, который решает как учебные, так и воспитательные задачи обучения,
• техническим обеспечением, где прежде всего необходимо наличие аудиосредств (магнитофона),
• использованием интерактивных педагогических технологий, позволяющим формировать и развивать учебно-познавательные умения и навыки: организационные, информационные и интеллектуально-коммуникативные в режиме диалога с учителей/группой/партнером,
• использованием УМК нового поколения, включающих: учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, рекомендации для учителя и звуковое пособие на аудиокассетах или СD.
Современный урок иностранного языка строится на следующих принципах:
- принцип природосообразности – учет не только типологических особенностей школьников, их возрастных особенностей, но и индивидуальных особенностей,
- принцип автономии школьников- где они выступают в качестве активных субъектов учебной деятельности, увеличивается удельный вес их самостоятельности,
- принцип продуктивности обучения- нацеленность на реальные результаты обучения в виде продуктов деятельности.
В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, учителя вынуждены научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного содержания, а значит, так подавать эту информацию, чтобы она была востребована и воспринята учащимися. На сегодняшнем этапе для педагога становится важно овладение искусством рекламной упаковки учебной информации. Ведь основные элементы рекламы- привлечь внимание, возбудить интерес. Пробудить желание и побудить к действию- во многом совпадают с ключевыми задачами урока.
Мотивационная сила учебной ситуации становится больше, если учащимся предложены:
- значимый, интересный для них материал,
-задания, предлагающие разнообразные умения для их выполнения,
-положительная обратная связь,
-предлагаются задания с очевидным результатом,
-возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся.
Предмет «Иностранный язык» является практико-ориентированным, поэтому все занятия являются практическими.
В качестве наиболее адекватных технологий обучения выступает «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов». Большое внимание необходимо придать здоровье сберегающим технологиям, особенно на начальном этапе за счет смены активности или смены речевой деятельности с целью предотвращения усталости школьников.
При отборе учебного материала, используемого на уроках, следует уделять внимание их аутентичности и ценностной значимости, для формирования у учащихся представлений о современном политкультурном и многоязычном мире. Недопустимо использование в учебном процессе иноязычных материалов, которые могут сформировать у школьников искаженные представления об истории и культуре страны изучаемого языка и России. Используемый в учебном процессе иноязычный культуроведческий материал должен отвечать возрастным особенностям, коммуникативным возможностям школьников на каждой ступени обучения иностранным языкам.