Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Модераторы: Гульназира С., Зилира Ахнафовна, Урал Булатович, Гульназира С., Урал Булатович, Зилира Ахнафовна

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Зилира Ахнафовна » 06 фев 2012, 05:24

Универсальные учебные действия

Булатова З.А.
Универсальные учебные действия – это:
- «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»;
- «совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений».
- полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:
 познавательные и учебные мотивы;
 учебная цель;
 учебная задача;
 учебные действия и операции (в т. ч. контроль и оценка).
Виды универсальных учебных действий:
- личностные;
- регулятивные, включая действия саморегуляции;
- познавательные, включая общеучебные, логические и знаково-символические;
- коммуникативные.
Действие смыслообразования – основа формирования мировоззренческих взглядов (внутренняя позиция учащегося, его нравственное и гражданское самоопределение).
Регулятивные: целеполагание; планирование; прогнозирование контроль; коррекция;
оценка; саморегуляция.
Познавательные:
- общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
- проблемные:постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- логические: выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез и их доказательство;
- знаково-символические: обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, формирования обобщенных знаний.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества;
- постановка вопросов – поиск и сбор информации через взаимодействие;
- поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;
- управление поведением (своего и партнера) – контроль, коррекция, оценка действий (своих и партнера);
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и метапредметной деятельности.
Зилира Ахнафовна
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 05:25

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Ilmirarifovna » 05 фев 2012, 22:49

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.
Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса.
Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. Например, механизм чтения предполагает следующие действия ученика: фонемный анализ слова; ориентировка на гласную букву (определение особенностей звука, который стоит до гласной (мягкий согласный, твердый согласный); объединение букв в слоги (буква а, читая твердо ма; буква я, читаю мягко мя), слогов в слова и т.д. Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребенок проговаривает каждую операцию, которую он выполняет, затем из развернутого они становятся «свернутым» сокращенным умственным действием (интериоризуются, как говорят психологи).
На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.
Ilmirarifovna
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 23:46

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Мещевцева Эльвира » 03 фев 2012, 09:30

В едином образовательном пространстве огромную роль играет дополнительное образование детей. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В ДДТ «Юлдаш» с 2007 года широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения не является для наших дошкольников инновационным. Он используется педагогами давно и направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Например, полное представление о домашних животных дается детям на занятиях познавательных и занятиях художественно-эстетического цикла, через образы домашних животных в произведениях писателей, поэтов, передачу этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.
Переход учреждения на проектный метод деятельности осуществлялся по следующим этапам:
• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
• комплексные блочно-тематические занятия;
• интеграция;
• метод проектов:
−форма организации образовательного пространства;
−метод развития творческого познавательного мышления.
Мещевцева Эльвира
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 07:47

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Рина Микрюкова » 02 фев 2012, 15:38

В некоторых сельских школах нет Интернета или он очень медленный, что затрудняет педагогам процесс самообразования. Поэтому важно, чтобы районные отделы образования активно направляли учителей на курсы повышения квалификации или проводили выездные однодневные курсы с приглашением преподавателей кафедры психологии или педагогики ВУЗов или Института развития образования РБ, с которыми можно заключить договор о научно-методическом сотрудничестве.
Рина Микрюкова
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 12:35
Откуда: Сибайский институт БашГУ

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Лилия Амировна » 02 фев 2012, 14:20

Что такое УУД?
В широком смысле – это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле – это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельного усвоения новых знаний, формирования умений включая организацию этого процесса.
Формирование УУД - это надежный путь кардинального повышения качества образования.
Лилия Амировна
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 08:32

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Мещевцева Эльвира » 02 фев 2012, 11:42

МОТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для успешного владения активизирующими факторами руководителям УДО следует изучить мотивы педагогической деятельности членов педагогического коллектива. Приведённая ниже таблица поможет руководителям учитывать их при принятии управленческих решений, а кроме этого для выделения профессионального «ядра» коллектива как движущего фактора инновационных процессов учреждения.

Тип педагогической деятельности Мотив педагогической деятельности ФИО
педагогов
«Исполнительский» Одобрение, материальное и моральное поощрение, признание его системы работы руководством. Ориентация на внутриучрежденческие планы, стремление выполнить то, что может и то, что важно для учреждения.

«Профессионально-коммуникативный» Самоутверждение в глазах коллег, признание их профессионализма пед.коллективом. моральное поощрение не столько со стороны администрации, сколько со стороны педагогической общественности.

«Либеральный» Завоевание авторитета среди детей и родителей способами «доброты», «любви» и др. Приспособление к детям, к родителям, к коллегам, к администрации.

«Независимый» Принципиальность, целеустремлённость в своей деятельности. Достижение творческого уровня, стремление к реальным результатам (развитие детей). Создание собственной «авторской» методической системы (программы, технологии).
Мещевцева Эльвира
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 07:47

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Мещевцева Эльвира » 02 фев 2012, 11:32

Проектный метод в деятельности ДДТ «Юлдаш»
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В ДДТ «Юлдаш» с 2007 года широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения не является для наших дошкольников инновационным. Он используется педагогами давно и направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Например, полное представление о домашних животных дается детям на занятиях познавательных и занятиях художественно-эстетического цикла, через образы домашних животных в произведениях писателей, поэтов, передачу этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.
Переход учреждения на проектный метод деятельности осуществлялся по следующим этапам:
• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
• комплексные блочно-тематические занятия;
• интеграция;
• метод проектов:
−форма организации образовательного пространства;
−метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы педагога по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (педагог обсуждает план с детьми, с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие, мероприятие.
Мещевцева Эльвира
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 07:47

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Соколова Е.А. » 02 фев 2012, 06:08

Уважаемые коллеги!

Обращаем Ваше внимание на то, что появился новый раздел нашего форума "Опрос". В данном разделе будут размещены вопросы на разные темы. Приглашаем принять участие в проводимых опросах. Это займет не более 15 секунд.
Для перехода к опросу необходимо выбрать раздел «Опрос» или перейти по адресу: http://monitoringirorb.ru/index.php?opt ... &Itemid=69
Соколова Е.А.
 

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Albina Galiullovna » 02 фев 2012, 03:00

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Я, как заместитель директора по УВР, посещяю уроки в первом классе, и в процессе посещения я должна проследить как формируются УУД на уроке, это вызывает у меня трудности. Хотелось бы, чтобы по данной теме проводились семинары, практические занятия.
Albina Galiullovna
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:14

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Шамыкаева В.Е. » 28 янв 2012, 19:23

Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. Личностные УУД делят на 3 блока:
1) самоопределение;
2) смыслообразование;
3) нравственно-этического оценивания.
При поступлении в школу, диагностируя сформированность этих действия, определяют индивидуальную готовность к школьному обучению.
Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению. Это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное, что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (какие цели я ставлю), что я могу (представление о своих возможностях), что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую), что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения). Здесь значимо, чтобы ученики своё увлечение миром компьютеров осмыслили с позиции нравственных норм, установок здорового образа жизни.
Важным является и профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Младшие школьники ориентируются на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Предпрофильная подготовка в начальной школе – это рассказы родителей о своей профессии, чтение стихотворений, конкурсы загадок, викторины о профессиях, экскурсии на предприятия. Замечательно, если среди профессий, с которыми познакомятся дети, будут те, что связаны с миром информационно-коммуникационных технологий. Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов на отдаленное или на ближайшее будущее: окончание школы, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.
Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе ребенок оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению. Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей.
Шамыкаева В.Е.
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:09

След.

Вернуться в Управление образованием.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1