Универсальные учебные действия
Булатова З.А.
Универсальные учебные действия – это:
- «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»;
- «совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений».
- полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:
познавательные и учебные мотивы;
учебная цель;
учебная задача;
учебные действия и операции (в т. ч. контроль и оценка).
Виды универсальных учебных действий:
- личностные;
- регулятивные, включая действия саморегуляции;
- познавательные, включая общеучебные, логические и знаково-символические;
- коммуникативные.
Действие смыслообразования – основа формирования мировоззренческих взглядов (внутренняя позиция учащегося, его нравственное и гражданское самоопределение).
Регулятивные: целеполагание; планирование; прогнозирование контроль; коррекция;
оценка; саморегуляция.
Познавательные:
- общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
- проблемные:постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- логические: выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез и их доказательство;
- знаково-символические: обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, формирования обобщенных знаний.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества;
- постановка вопросов – поиск и сбор информации через взаимодействие;
- поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;
- управление поведением (своего и партнера) – контроль, коррекция, оценка действий (своих и партнера);
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и метапредметной деятельности.