Zulfia » 31 янв 2012, 16:29
Уважаемые коллеги!
В методической литературе существует мнение, что «тематическое планирование представляет собой сжатый конспект урока». Такой точки зрения придерживаются, например, авторы пособия «Литература. 9 класс. Тематическое планирование к учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева с учетом национально-регионального компонента» (М., «Русское слово», 2009 г.).
Г.Х. Ахбарова и Т.О. Скиргайло предлагают для планирования десять граф; одной из самых спорных, на мой взгляд, является «Виды самостоятельной работы. Планируемые знания, умения и навыки». Рассмотрим, к примеру, планирование урока «Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения» (стр. 14); в данной графе содержится следующее.
1. «Работа с литературным словарем. Письменная работа. Сообщение учителя» (о самостоятельной работе). На мой взгляд, это относится к видам учебной деятельности, но графы с таким содержанием в предлагаемом планировании нет. Необходима и более корректная формулировка: не существует «литературного словаря», а «сообщение учителя» не является видом самостоятельной работы учеников (!).
2. «Развитие монологической речи учащихся. Формирование художественного чтения пьес. Умение составлять тезисы» (о планируемых знаниях, умениях и навыках).
С точки зрения требований ФГОСа по литературе (на который ссылаются авторы в начале предисловия) в этой формулировке смешаны предметные и метапредметные знания и умения. Таким образом, произошло неоправданное соединение нескольких понятий: виды учебной деятельности, предметные и метапредметные знания и умения.
Для продуманной и эффективной работы учителя-словесника в новых условиях необходимо чёткое разграничение этих понятий в тематическом планировании. Преподавание литературы - процесс живой, меняющийся, и составлять перед началом года планирование, представляющее собой «сжатый конспект урока», не является обязательным. Нужен каркас, основа, а содержание всегда варьируется, так как зависит от уровня общего развития учеников, их читательской компетентности, количества детей, ориентированных на углубленное изучение литературы, и многого другого.
Хасанова З.Ш.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия №105 г. Уфы