Русский язык и литература

Модераторы: ОшееваЮВ, ОшееваЮВ

Re: Русский язык и литература

Сообщение вахитова дамира с. » 31 янв 2012, 08:25

здравствуйте! я считаю. что в учебно-тематическом плане обязательно должны быть следующие графы:
1. виды учебной деятельности обучающихся,
2.формируемые предметные знания, умения, навыки,
3.формируемые метапредметные умения в рамках ФГОС.
вахитова дамира с.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 31 янв 2012, 08:15

Re: Русский язык и литература

Сообщение ОшееваЮВ » 31 янв 2012, 06:41

Уважаемые коллеги! Благодарим вас за высказывания и суждения относительно того, как вами видится учебный процесс в свете последних тенденций в развитии нашей образовательной системы.
Но хотелось бы побольше конкретики. В предложенной теме необходимо обсудить прежде всего вопрос создания рабочих программ (и прежде всего такого ее компонента, как учебный план :!:), которыми пользуется в школьной практике любой учитель (тематический или календарно-тематический план).
На проходящих в настоящее время курсах повышения квалификации учителей, проводимых преподавателями кафедры русского языка и литературы ИРО РБ, запланировано выполнение индивидуальных проектов, цель которых - научить педагогов разрабатывать учебный план, который, в свою очередь, должен быть ориентирован на требования Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Речь идет прежде всего о том, как в этом компоненте рабочей программы предусмотреть планируемые универсальные учебные действия, какой должна быть структура плана. Необходимо прийти к какому-то оптимальному варианту, образцу этого плана. Поскольку существующие примерные программы по предметам "Русския язык" (5-9 кл.) и "Литература" (5-9 кл.) предусматривают в обязательном порядке формирование УУД. Другое дело, что классификация этих УУД в самих примерных программах не предусмотрена. Так, в примерной программе по литературе, в одной графе, предусматривающей формирование УУД, напротив изучаемой темы мы найдем и предметные, и личностыне, и метапредметные УУД.
Хотелось бы услышать ваше мнение о структуре учебного плана, в частности, нужно ли в нем предусмотреть разделение УУД на предметные, личностные и метапредметные.
ОшееваЮВ
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 06:13

Re: Русский язык и литература

Сообщение Гилязова Ирина » 31 янв 2012, 04:08

Технология модульного обучения ещё не получила широкого одобрения среди языковедов. Многие учителя используют традиционную систему с элементами модульного обучения. Но в старших классах (9-11), по мнению специалистов, можно переходить на модульное обучение по русскому языку, что позволит сократить время учебного курса на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс “конструирования” модулей позволяет “отсечь” все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая не только способствует, а чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.
Гилязова Ирина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:11

Re: Русский язык и литература

Сообщение Гилязова Ирина » 31 янв 2012, 04:07

Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех классах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Только в тех классах, где учителя большое внимание уделяли формированию навыков самостоятельной работы, учащиеся полностью справляются с модулями. Некоторые учащиеся просто не успевают выполнить все задания из-за того, что просто не умеют самостоятельно работать. Поэтому я работаю с модулями не во всех классах, а только в тех, где дети умеют самостоятельно работать. В остальных же классах можно использовать элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым навыки самостоятельной работы. Первые уроки по модульной технологии лучше проводить на уроках систематизации и обобщения. Если эта работа понравится и пойдёт гладко, можно использовать модули и при изучении нового материала.
Но самое важное при освоении модульной технологии – желание учителя использовать её в практике работы, наличие теоретической подготовки и материально-технической базы школы.
Гилязова Ирина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:11

Re: Русский язык и литература

Сообщение Ардаширов Ильшат » 31 янв 2012, 04:06

Я считаю, что модульное обучение, несомненно, имеет свои преимущества перед другими методами обучения.
1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.
2. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.
3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости. Сорок пять минут напряжённой работы.
4. Модульный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.
5. Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.
6. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.
Ардаширов Ильшат
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:45

Re: Русский язык и литература

Сообщение Стрельникова Татьяна » 27 янв 2012, 18:39

Форум затронул актуальный вопрос. Для нас как начинающим, так и опытным педагогам для эффективной работы важно, чтобы требования по составлению учебно-тематических планов были единого стандарта.
Уважаемые коллеги, предлагаю при составлении учебно-тематического планирования учитывать также такие аспекты, как: раздел литературы, теория литературы.
Стрельникова Татьяна
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 27 янв 2012, 14:07

Re: Русский язык и литература

Сообщение Гилязова Ирина » 27 янв 2012, 04:55

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать , учиться и переучиваться. Сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе .А для этого должен быть изменён способ обучения. В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса , нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию, совокупность действий учащихся, обеспечивающих социальную компетентность, способности к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса. Содержание инновационного опыта, ориентированного на высокий предметный результат, формирование УУД. Я внесла элементы новизны в учебный процесс при изучении всех разделов русского языка. Учебный процесс выстроила так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием и при этом у него формировались способности к самообучению, самоорганизации. Дети работают в команде, решая вопросы, строят внутренний план действий, способы к рефлексии. Урок строю как систему познавательных проблем и способов их разрешения на уроках и во внеурочное время на основе системного использования СОТ, а также на основе личностно - ориентированного обучения.
В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию. Сущность моего опыта заключается в возможности реализации УУД у учащихся и готовлю ученика как социального исследователя, организатора и участника коммуникаций, субъекта принятия решений.
Этого я добиваюсь в процессе самостоятельной работы. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Я исхожу из того, что урок должен быть обучающим, оптимистичным, интересным, деятельным и результативным. Таким образом, самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик должен научиться в школе.
Специально подобранная система заданий, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. Тем самым формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Результатом такого этапа обучения является самоопределение школьников, основанное на желании осваивать материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностного значения цели действия- научиться. При формировании УУД широко использую технологию сотрудничества, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе. В результате формируются коммуникативные УУД. Для формирования коммуникативных УУД я использую технологию модульного обучении.
Модульная технология обучения развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно- познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках, дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В процессе данной деятельности готовим ученика как социального исследователя и организатора социального действия. Таким образом, в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка идёт процесс формирования основных ключевых компетенций учащихся. Я убедилась, что использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.
Гилязова Ирина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:11

Re: Русский язык и литература

Сообщение Гилязова Ирина » 26 янв 2012, 11:59

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило
цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
• овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
• устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
• научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
• отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Гилязова Ирина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:11

Re: Русский язык и литература

Сообщение Гилязова Ирина » 26 янв 2012, 09:36

В целях подготовки к переходу на новые образовательные стандарты общеобразовательным учреждениям следует уже сейчас вести разработку основных образовательных программ, рабочих программ по учебным предметам (курсам), иных документов перспективного планирования с учетом современных государственных требований к содержанию, условиям и результатам образования.
Обязательными требованиями к деятельности образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, являются:
- соблюдение прав и охрана здоровья обучающихся и педагогов,
- соблюдение требований к структуре учебного плана по русскому языку и литературе и выполнение нормы учебного времени, отводимого на изучение данных предметов основной образовательной программы,
- обеспечение выполнения в полном объеме учебных программ по русскому языку и литературе, включенным в образовательную программу общеобразовательного учреждения,
- создание в образовательных учреждениях современных условий получения образования, предусматривающих оснащенность образовательного процесса современным учебным и компьютерным оборудованием, укомплектованность педагогическими кадрами необходимой квалификации, организацию образовательного процесса в соответствии с действующими требованиями.
Гилязова Ирина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:11

Re: Русский язык и литература

Сообщение ОшееваЮВ » 26 янв 2012, 06:54

В связи с предстоящим внедрением ФГОС в основном звене общего образования (5-9 классы) педагоги столкнулись с проблемой, связанной с отсутствием единых стандартов в создании рабочих программ. При этом каждый педагог понимает, что рабочая программа является едва ли не основным документом, в соответствии с которым он должен организовывать свою деятельность.
Одним из важнейших компонентов структуры рабочих программ, регулирующих современный образовательный процесс, является учебно-тематическое планирование. В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, реализация которого, в свою очередь, требует от учителя умения планировать не только собственную деятельность, но и деятельность учащихся. Педагогу, разрабатывающему рабочую программу по предметам «Русский язык» и «Литература», в учебно-тематический план необходимо заложить и такой аспект, как планирование и проверка уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД). Их перечень содержится во ФГОС нового поколения. Но тем не менее не существует единства в понимании того, что мы называем универсальными учебными действиями и тем более, как их формировать.
Уважаемые коллеги! Мы ждем ваших мнений и предложений по вопросам:
- какие УУД могут быть прежде всего сформированы на уроках «Русский язык» и «Литература»;
- как связаны предметные и универсальные учебные действия;
- как может выглядеть фрагмент учебно-тематического плана на любую тему (по предметам филологического цикла), в котором представлены предметные и на их базе формируемые метапредметные умения.
ОшееваЮВ
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 06:13

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron