Актуальность проблемы практикооориентированного обучения учащихся обусловлена тем, что реализация данного подхода к обучению позволяет снять обострившиеся противоречие между необходимостью овладения учащимися системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей, формирования у них экологического сознания и недостаточной исследованностью практикоориентированного обучения и его образовательных возможностей.
Практикоориентированное обучение химии - это дидактический подход в силу следующих обстоятельств:
- он имеет всеобщей для обучения характер;
- выполняет регулирующую функцию в разработке содержания и технологии обучения;
- указывает, каким должно стать соотношение теоретического и практического обучения химии;
- его реализация дает иной качественный результат, значительно меняя отношение к предмету;
- способствует изменению ситуации с изучением химии;
- соответствует требованиям времени.
Сущность практикоориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении конкретных жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска. Практикоориентированное обучение учащихся обеспечивает включение предметного знания в систему ценностного знания, свободно функционирующего в жизнедеятельности человека. Реализация практикоориентированного обучения учащихся закладывает основы социальной и профессиональной мобильности на основе сбалансированных отношений личности и среды. Процесс учения в рамках практикоориентированного подхода является успешной, а знания - востребованными.