Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Модераторы: Ichemgulova, Ichemgulova

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Алсу Утяшева » 06 фев 2012, 10:11

Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению. Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер. Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.
Алсу Утяшева
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 11:03

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Alfiy@ » 04 фев 2012, 12:05

Для поддержания интереса и развития познавательной активности учащихся необходимо ¬ расширить количество творческих и исследовательских работ, выполняемых с использованием ИКТ; ¬ использовать материал с физическим содержанием при проведении практических работ на уроках информатики; ¬ проводить неделю физики и информатики, на которой учащиеся смогут выставить на конкурс и защитить свои творческие и исследовательские работы, выполненные с использованием ИКТ.

Можно организовать следующие формы работы:
• при изучении нового материала – просмотр презентаций с включёнными в них видеофрагментами, интерактивными моделями явлений и устройств, задачами и вопросами, а также самостоятельная работа с материалами сайтов Интернета;
• при контроле знаний – решение задач с интерактивным выбором ответа и разбором решения, выполнение занимательных тестов в картинках;
• выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ с применением мультимедиа-диска компании «Физикон» - «Физика 7-11 классы»;
• при подготовке домашнего задания – поиск дополнительного материала к уроку, в том числе и иллюстративного, в Интернете.
Кроме того, учащимся можно предложить ряд индивидуальных творческих заданий с использованием компьютера
• Придумать и красиво оформить (с рисунками или фотографиями) несколько качественных задач (можно с юмором, как у Г. Остера) по темам: «Строение вещества», «Три состояния вещества», «Диффузия», «Плотность», «Сила»,«Давление», «Простые механизмы» и т.д.
• Найти в Интернете или сделать самому фотографию физического прибора(термометра, весов т.д.), устройства, явления, опыты и описать его по обобщённому плану.
• Разработать инструкцию к физическому прибору (весам, термометру, динамометру и т.д.).
• Подготовить рекламный листок к бытовому электроприбору: фотография, описание, достоинства (крупным шрифтом), недостатки (мелким шрифтом).
• Подготовить иллюстративный материал к уроку. Для этого найти в Интернете или сделать самому фотографии по темам: «Диффузия», «Кипение», «Нагревательные электроприборы», «Источники света», «Приборы для измерения давления» и т.д.
• Подготовить и красиво оформить занимательный материал (5-7 заметок) «Знаете ли вы, что …» по разным темам: «Скорость», «Масса», «Плотность» и т.д.
• Подготовить занимательную компьютерную мини презентацию («Такая разная вода», «Снежинки», «Физика в поэзии», «Физические загадки» и т.д.).
• Подготовить презентацию «Тест в картинках» по заданной теме («Простые механизмы», «Тепловые явления», «Виды теплопередачи», «Работа», «Давление»,«Законы геометрической оптики» и т.д.).
• Подготовить сообщение (1-2 печатных листа) по темам: «Роль явления диффузии в природе и хозяйственной деятельности человека», «Три состояния воды в природе», «Вред и польза силы трения», «Открытие и объяснение броуновского движения», «Вклад Г.Галилея в развитие науки», «Открытие закона всемирного тяготения» и т. д.
Alfiy@
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 13:22

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Alfiy@ » 04 фев 2012, 12:00

На уроках и при подготовке к их проведению можно использовать Интернет-ресурсы, содержащие новейшую информацию по некоторым разделам учебников:
1. Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации https://genphys.phys.msu.ru
2. Теория относительности: интернет-учебник по физике http://www.relativity.ru
3. Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt/
4. Физика в анимациях http://physics.nad.ru
5. Физика. ру: сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru
6. Эрудит: биографии учёных и изобретателей http://erudite.nm.ru и др.
Alfiy@
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 13:22

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Alfiy@ » 04 фев 2012, 11:55

Традиционные аудиовизуальные средства обучения могут быть с успехом заменены компьютером, экраном и мультимедийным проектором. Современное программное обеспечение позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (формулировки законов, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели. Учитель сам может скомплектовать из объектов электронного ресурса презентацию, которая будет демонстрироваться по ходу урока. В зависимости от типа урока информационное содержание слайдов будет меняться.
Например, на уроке изучения нового материала целесообразно продемонстрировать видеозапись опыта (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), затем продемонстрировать анимацию или компьютерную модель процесса (позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его). На этапе закрепления новых знаний можно провести игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме — следует ответ учащегося — возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы урока, демонстрируя отдельные информационные слайды.
Подобные (традиционные по сути) уроки позволяют отказаться учителю от привычных инструментов в работе мела и доски, сделать урок ярче, поддержать интерес учащихся к предмету.
Alfiy@
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 13:22

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Alfiy@ » 04 фев 2012, 11:48

При проведении физического практикума с использованием ИКТ компьютер позволяет обработать результаты опыта. Например, в программе Exсel в табличной форме происходит обработка данных, кроме того, эта же программа демонстрирует свои великолепные возможности при построении графиков функций. Но в полной мере применение ИКТ в физическом практикуме станет возможным и наиболее действенным при наличии в кабинете не одного преподавательского компьютера, а нескольких учебных. И тогда моделирование отдельных учебных элементов станет реальным, а это резко усилит активное усвоение учебного материала.
Alfiy@
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 13:22

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение марат к. » 04 фев 2012, 06:34

У меня пожелание к организаторам интернет-педсовета относительно организации работы подфорума Физика. Во-первых желательно объявлять тему с началом работы форума, во-вторых темы подбирать более обширные с учетом общей темы педсовета, или объявлять несколько тем. Тема"Проведение физпрактикума с использованием ИКТ" очень интересная и актуальная, но охватывает лишь одну, узкую область работы учителей физики. Ведь многие учителя не проводят работы практикумов (количество часов не хватает), а с применением ИКТ тем более. Поэтому активность учителей в этом форуме низкая. Всего 18 сообщений, намного меньше, чем у остальных родственных форумов.
марат к.
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 14:20

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Шабутдинова » 03 фев 2012, 07:10

Уважаемая Ichemgulova у меня имеютсядиски для учителя для 7-9 классов по физике издательство "Кирилл и Мефодий"(физика 7, и т. д.) . Там на каждый раздел имеются набор опытов которые необходимо проводить на уроках( тело брошенный вертекально вверх, под углом, измерение напряжения в сети с помощью реостата) меняешь значения сразу виден результат. А в конце - онлайн тест. Но имеется один недостаток диски не предназначены для работы в ОС линукс. Приходится использовать свой компьютер.
Шабутдинова
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 13 янв 2012, 14:57

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Соколова Е.А. » 02 фев 2012, 06:34

Уважаемые коллеги!

Обращаем Ваше внимание на то, что появился новый раздел нашего форума "Опрос". В данном разделе будут размещены вопросы на разные темы. Приглашаем принять участие в проводимых опросах. Это займет не более 15 секунд.
Для перехода к опросу необходимо выбрать раздел «Опрос» или перейти по адресу: http://monitoringirorb.ru/index.php?opt ... &Itemid=69
Соколова Е.А.
 

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение марат к. » 01 фев 2012, 17:18

В приведенных мною примерах математическая запись физических законов используется без преобразований, напрямую. Умение преобразовывать формулы формируется в основном на уроках математики и относится метапредметным умениям. Но мы, учителя физики, не должны при этом просто кивать на математиков, на уроках физики тоже есть немало возможностей для формирования этого умения. Примеры физических процессов, связанные с преобразованием выражений (формул) более понятны учащимся, а значит проще формировать данное умение. Например, нахождение пройденного пути и времени движения, массы и объема тел, работы и мощности, и т.д. Некоторые формулы позволяют рассматривать зависимость одной величины от двух и более величин, что нечасто встречается на уроках математики. Поэтому учителя физики и математики должны работать всегда вместе (взаимопосещения, интегрированные уроки, замещение уроков коллег при каждом случае, совместная работа в рамках ШМО).
марат к.
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 14:20

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Ирина Михайловна » 01 фев 2012, 16:47

Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я полностью согласна с вами в том, что физический эксперимент всегда был значимым в учебном процессе. Физический практикум – важное средство не только развития экспериментальных умений и навыков обучающихся, но и повторения материала, систематизации и обобщения знаний по курсу физики, выявления связи теории с практикой. В настоящее время задачи физического эксперимента существенно изменились. Несмотря на существенное сокращения часов в преподавании физики, роль последнего возросла. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Но для того, чтобы в полной мере применять ИКТ при проведении физпрактикума, необходимо наличие в кабинете не одного преподавательского компьютера, а нескольких учебных. И тогда моделирование отдельных учебных элементов станет реальным, а это резко усилит активное усвоение учебного материала. В реальных же условиях в подавляющем большинстве школ в кабинете физики нет не только учительского компьютера, но и самого необходимого демонстрационного оборудования.
Ирина Михайловна
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 01 фев 2012, 15:15

След.

Вернуться в Физика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron