Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Модератор: Ichemgulova

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Ichemgulova » 01 фев 2012, 14:43

Уважаемая Шабутдинова! При проведении физического практикума к каким цифровым образовательным ресурсам Вы обращаетесь? Какие Вами применяемые ЭОР, на Ваш взгляд, более полно и убедительно, "наглядно" для учащихся выстроены?
Ichemgulova
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 04:14

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Шабутдинова » 01 фев 2012, 14:31

Здравствуйте уважаемые коллеги! Проведение физического практикума с использованием ИКТ существенно облегчает нашу работу. Не все приборы имеются в кабинете, некоторые сломались, поэтому использование ИКТ при проведении опытов выход из ситуации.
Шабутдинова
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 13 янв 2012, 14:57

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Надежда Алдошина » 01 фев 2012, 12:59

Хочу дополнить высказывание Марата К. о значимости, формировании и развитии общеучебных умений и навыков на уроках физики. Мало знать формулу и словесные формулировки законов. Многие задачи требуют не только знания формул, но и умения выражать из этих формул переменные, выполнять серию подстановок, решать системы уравнения, применять понятия физического и математического смысла величин, верно использовать перевод единиц измерения, зная свойства степеней и применять различные математические методы для решения задач. Поэтому глобальной проблемой, которую требуется решать - это акцентировать внимание на математические дисциплины - алгебру, для работы с математическими методами вычисления, и геометрией - для правильного выполнения чертежей, например, используя векторный метод, который облегчает решение задач
Надежда Алдошина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 20 янв 2012, 16:01

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение марат к. » 31 янв 2012, 17:12

Кроме предложенной темы хотелось бы поговорить о формирование и развитие общеучебных умений на уроках физики. Например таких важных умений как проводить эксперимент, измерять величины, наблюдать и делать выводы и т.д. Я хочу рассказать об опыте работы по формированию умений анализировать физические законы (связи между величинами). Как известно почти все физические законы имеют математическую форму записи т.е. формулу. Поэтому некоторые ученики думают, что если они запомнят эти формулы, то это и значит знание физического закона. Чтобы уберечь учащихся от такого формального подхода я использую алгоритмы работы с такими законами или зависимостями между величинами. Пример такого алгоритма:
1. Запишите формулу, озвучьте её ;
2. Прочитайте формулу в словесной форме;
3. Прочитайте формулу в виде зависимости одних величин от других;
4. Зная зависимость между величинами охарактеризуйте изменение одной величины при изменение сначала для первой величины, затем для второй и т.д. фиксируя каждый раз новое значение искомой величины;
5. По данному образцу выполните задания;
Приведу и образец применения алгоритма:
1. U = I R «у равно и на эр»);
2. Электрическое напряжение на концах участка цепи равно произведению силы тока на участке и сопротивления участка;
3. Электрическое напряжение на концах участка цепи прямо пропорционально силе тока на участке и обратно пропорционально сопротивления участка;
4. Во сколько раз увеличивается (уменьшается) сила тока на участке цепи во столько же раз увеличивается (уменьшается) электрическое напряжение на концах участка и во сколько раз увеличивается (уменьшается) сопротивление участка цепи во столько же раз увеличивается (уменьшается) электрическое напряжение на концах участка;
5. При силе тока 4 А напряжение на концах участка цепи 36 В. Каким будет напряжение на концах этого же участка, если силу тока уменьшить до 1 А?
Решение. Т.к. участок один и тот же, то сопротивление не меняется, а сила тока уменьшается в 4 раза, то электрическое напряжение тоже уменьшится в 4 раза и будет равно 36 В / 4 = 9 В.
марат к.
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 14:20

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Алсу Утяшева » 31 янв 2012, 16:53

На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.
Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.
В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал.
Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных средств, в процесс обучения.
Первостепенным из данных информационных средств является использование компьютерных моделей на уроках физики.
Это позволяет решать ряд важных задач в процессе обучения школьников:
- последовательную реализацию деятельностного подхода к процессам учения и обучения
- использование на уроке различных типов (и форм) познавательной деятельности учащихся в зависимости от их уровня развития;
- развитие личностных качеств ученика;
- включение в содержание образования методов научной деятельности;
- реализацию исследовательского подхода в обучении.
Алсу Утяшева
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 11:03

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение марат к. » 31 янв 2012, 05:31

Хочу поделиться с опытом использования ИКТ на уроках решения задач по физике. Важным умением для учащихся является умение правильно оформлять условие задачи, умение переводить единицы измерения в СИ, умение делать графическую модель задачи. Все эти умения формируются при использование презентации с анимацией при решение задач. Например, на одном слайде сначала появляется текст задачи, затем, после обсуждения с учащимися запись условия, затем перевод в СИ, затем рисунок, необходимые формулы, преобразования, расчет и ответ. Все это умещается на одном слайде. после каждого этапа учащиеся сверяют свои записи с соответствующими записями на слайде.
марат к.
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 14:20

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Алсу Утяшева » 30 янв 2012, 17:54

Уважаемый Рашит Хусаинович! Я тоже на своих уроках использую ИКТ при проведении физического практикума - мы выполняем виртуальные интерактивные лабораторные работы с применением мультимедиа-диска компании "Физикон" -"Физика 7-11 классы". Действительно, применение ИКТ на уроках повышает интерес к предмету.
Алсу Утяшева
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 11:03

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение марат к. » 30 янв 2012, 15:17

Рашит Хусаинович! Приведенный Вам и пример использования ИКТ для физпрактикума конечно впечатляет, но возможностей многих кабинетов физики наверняка недостаочны для проведения таких практикумов, тем более если классы непрофильные. Все равно, такие идеи стоит брать на вооружение. из своего опыта, могу сказать, что применение ИКТ уместны на всех уроках: изучения нового материала, закрепления и обощения, повторения и контроля. Эффективность применения ИКТ многократно возрастает, если привлечь самих учащихся к подготовке таких уроков. Я часто предлагаю учащимся подготовить презентацию по теме, подготовить сообщение с использованием интернет ресурсов, создать анимацию явления или работы технических устройств. Учащиеся старших классов ищут, находят и предлагают одноклассникам задачи, их решения из Интернета. Все это формирует у них устойчивые умения работать с источниками информации, умения защищать свое мнение, и т.д.
марат к.
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 14:20

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Надежда Алдошина » 30 янв 2012, 12:18

Уважаемые коллеги, многие учителя физики на своих уроках используют ИКТ технологии - это диктуется необходимостью современного образовательного процесса. И я совершенно согласна с участником форума Рафиковым Р.Х., в том, что использование компьютеров для проведения лабораторных работ и эмпирических исследований на уроках должно стать одной из форм проведения уроков в рамках ФГОС нового поколения. Оборудование в школах зачастую изношено, а новых поступлений нет и не предвидится. Конечно, по Нацпроекту некоторые школы получили комплект кабинета физики, но из нашего Калининского района таких было 3 из 30 школ, т.е. 10 %. Поэтому прохождение практической части программы вполне можно заменить виртуальными лабораторными работами и исследованиями. В настоящее время в специализированных магазинах в продаже достаточно много различных пособий на CD и DVD дисках с различным материалом по различным предметам, в том числе и по физике. Я активно использую этот материал в своей работе. Кроме того, как отмечают многие учителя, возможности компьютера позволяют показать на уроке такие эксперименты и демонстрационные опыты в виде анимационных роликов, процессов, которые в реальных условиях мы не можем наблюдать. Например, ядерные реакции, траектории движения молекул и др. А восприятие у учащихся на 90 % происходит за счет органов зрения, поэтому необходимость использования всех имеющихся ИКТ технологий в школе идет только на пользу учащимся.
Надежда Алдошина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 20 янв 2012, 16:01

Re: Проведение физического практикума с использованием ИКТ

Сообщение Рафиков Р.Х. » 30 янв 2012, 09:30

При исследовании резонанса напряжения в последовательной цепи на технической частоте меняем емкость конденсаторов через 1 мкф, измеряем напряжение на катушке, на конденсаторе, полное напряжение в контуре и ток. Результаты измерений заносим в таблицу.
По результатам измерений на компьютере строим графики:
U_L=f(c), U_C=f(c); U=f(c); I=f(c).
По формуле
tg α=(ωL-1/ωc)/R
подсчитываем сдвиг фаз и наблюдаем этот сдвиг на экране монитора компьютера.

Таким образом, используя ИКТ технологии на уроках физики, учитель добивается значительного усилия мотивации учащихся к обучению, интереса к предмету, повышения качества знаний, формирование навыков исследовательской деятельности, развития коммуникативных способностей, повышения информационной компетентности учащихся и прочности усвоения знаний и умений.
Уважаемые коллеги, убедительно просим Вас поделиться опытом работы по использованию ИКТ – технологий и на других уроках физики.
Рафиков Р.Х.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 08:06

Пред.След.

Вернуться в Физика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron