Ахиярова Э.И. » 31 янв 2012, 13:56
Одной из самых главных причин, порождающих низкую успеваемость, является неумение учащихся учиться. Именно это неумение превращает учёбу в бессмысленную зубрёжку, делает учебный труд непосильно тяжёлым, безрадостным, малопродуктивным. Известно ведь, что устают больше оттого, что работают неумело, чем оттого, что работают много.
Интересной для человека может стать лишь такая работа, которую он умеет делать хорошо и которая вследствие этого приносит ему радость успеха. Интерес у школьников может вызвать не только изучаемый материал, но и сам процесс овладения знаниями и умениями, если этот процесс осуществляется осознанно и результативно. Ребенок с самого начала не должен становиться потребителем готовых результатов, запечатленных в аксиомах и постулатах, а должен стать, так сказать, «соучастником» творческого процесса. Не нужно, конечно, думать, что каждый ребенок здесь вынужден самостоятельно изобретать все те формулы, которые сотни, а может быть и тысячи лет назад уже изобрели для него люди ушедших поколений. Но повторить логику пройденного пути он должен. Тогда сами формулы усваиваются им не как магические, абстрактные рецепты, а как реальные, совершенно конкретные общие принципы решения задач.
Формированием и развитием общих учебных умений учитель занимается практически в любой момент учебно-воспитательного процесса. Однако умения мыслить (умения анализировать, синтезировать, определять понятия, сравнивать, классифицировать, систематизировать, доказывать, обобщать) и учебно-интеллектуальные умения (мотивация своей учебной деятельности, внимательное восприятие информации, выделение главного, формулирование вывода, самостоятельное выполнение заданий) более успешно и детально формируются на уроках математики.