Методическая копилка

Модераторы: Салимова Л.Х., Мусина Г.Г., Гареева Г.Ф., Сынбулатова Ф.Ш., Э.А.Ижбулатова, Ильясова Э.Н., Рахматуллина Ш.М., Загитова А.Г., Шарафутдинова С.Ф., Зайцева В.Р.

Re: Методическая копилка

Сообщение fhctybq07 » 13 фев 2018, 14:48

Очень радует творческое отношение наших коллег к своей работе: какие богатые и полезные, нестандартные и креативные разработки нашла я здесь для себя!
fhctybq07
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 13 фев 2018, 14:29

Re: Методическая копилка

Сообщение Магинур » 13 фев 2018, 11:05

Музыка. 1 класс
Тема урока: «Художник, поэт, композитор»
Цель урока: с помощью практической, слуховой, исполнительской деятельности подвести ребят к осознанию того, что все виды искусства связаны между собой и с жизнью. Показать особенности изображения нового дня в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.
Задачи урока:
Образовательная:
-продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств, проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления с художественными образами.
-дать понятие: художник,поэт,композитор; их средства изображения жизни; учить «видеть» музыку и «слышать» живопись; чисто интонировать, правильно формировать звуки;
Развивающая:
-создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти.
-создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.
Воспитательная: создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; формировать нравственные и духовные представления через произведения искусства; любить свою Родину, ценить ее красоту;
Планируемые результаты
-предметные:
Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности
Будут уметь рассказывать , какое настроение передаёт поэт словами, какими красками нарисовал утро композитор.
- личностные Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, опреде-ление основного настроения и характера музыкального произведения
-метапредметные :
- познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации.
-регулятивныеУУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
-коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).
Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, Ход урока
1. Организационный этап.
Дети входят в класс под музыку
Музыкальное приветствие.
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Муза приглашает нас на новый урок. Она привела к нам на гостей. А вот как их зовут, она не сказала. Это предстоит узнать вам.
- Посмотрите и назовите, чем занимаются эти люди, какие произведения искусства они создают, какими пользуются средствами для передачи их содержания?
Как же зовут наших гостей? (Поэт, художник, композитор)
Тема урока: «Поэт, художник, композитор».
3.Актуализация знаний.
Муза не просто пригласила поэта, художника, композитора, она захотела узнать ответ на вопрос: «Что нужно для того, чтобы нарисовать картину природы?»
Как вы думаете, что ответил каждый из них. Какие слова на воздушных шариках соответствуют изображениям поэта, художника, композитора? ( слова- поэт, звуки- композитор, краски- художник)
1.Чем рисуют художники? (красками)
2.Чем рисуют композиторы? (звуками)
3.Чем рисуют поэты? (словами)
4. Первичное усвоение новых знаний.
А сейчас давайте поговорим о том, как рисуют поэты, художники, композиторы «пробуждение нового дня».
Первым за работу взялся художник
Так чем рисуют художники? Напомните мне!? (красками)
Давайте посмотрим, как он рисует свои картины
Беседа по картине «Утро» В. Васильева.
• Что изображено на картине?
• Какое время суток нарисовал художник?
• Какими красками он изобразил этот пейзаж?
• Какое настроение возникает у вас, когда вы рассматриваете эту картину?
• Какими линиями на этой картине передано впечатление широкого простора: мягкими, плавными или резкими, угловатыми?
• Какие линии составляют основу композиции картины - горизонтальные (показать рукой) или вертикальные?
Он очень красиво нарисовал «пробуждение нового дня». красками.
Потом за работу взялся поэт И. Никитин . Вот как он изображает «пробуждение нового дня» в своём отрывке из стихотворения «Утро".
Работа над стихотворением И. Никитина «Утро».
Выразительное чтение отрывка:
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
• Какой темп чтения этого стихотворения быстрый или медленный?
• Звучность голоса при чтении нарастает или затихает?
• Нужно ли выделение каких-либо главных, важных слов?
• Чтение стихотворение с пластическими движениями.
Чтение стихотворения можно соединить с пластическим этюдом: руки стоящих детей медленно поднимаются вверх (изображение восхода солнца). Это движение заканчивается выразительным жестом «распахнутых» вверху рук на строчке «Золотыми потоками хлынуло». .
5.Первичная проверка понимания
Сравнение стихотворения И. Никитина «Утро» и картины В. Васильева «Утро».
- Что общего в изображении утра поэтом и художником? (ответы) Во всех этих произведениях мы видим много общего: радостное состояние, которое охватывает читателя, зрителя, слушателя при восприятии этих произведений искусства; светлые краски, «плавность» линий, мелодий, напевность произношения слов.
- В чем отличия? Поэт сочинил стихотворение - мы его услышали, а у художника мы увидели картину.
-А композитор может рассказать о «пробуждении нового дня»?
Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка-это особая страна и не каждому дано войти в ее прекрасный, волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки, будьте культурными слушателями. – Я вам предлагаю побывать в роли художника. Пока вы будете слушать музыку, я вам даю задание, чтобы вы мысленно нарисовали цветными карандашами оттенки настроения, которые вызывает эта музыка.
– Какие краски вы использовали, почему?
Слушание: Э.Григ «Утро»
- Что вы увидели в своем воображении? Какую картину? (ответы)
– Какие краски вы использовали, почему?
-Давайте дадим характеристику музыке, подберем слова, которые определяют характер этой музыки.
- Какие инструменты исполняют это произведение? (оркестр)
- Удалось композитору нарисовать «пробуждение нового дня» ?
Разминка: А теперь встанем и протянем свои руки к солнышку, а теперь представим , что наши руки лучики, а мы солнце, покажите как всходит солнце.
6. Первичное закрепление.
-Представьте, что вы критики, чья картина получилась удачнее, кто больше всего понравился художник, композитор, поэт? (все)
Каждый по – своему увидел и изобразил картину «пробуждение нового дня» , используя свои средства выразительности. Давайте объединим все три вида искусства картину, стихотворение и музыку.
Слушание песни «Самая счастливая» Автор текста (слов): Ибряев К.
Композитор (музыка): Чичков Ю.
- Понравилось?
Вокально- хоровая работа. Работа над песнями
1. Наследники победы
2. Мой дедушка герой
7.Информация о домашнем задании.
Вот какая история произошла у нас сегодня на уроке. Используя музыкальные краски, композиторы создают свои картины, поэты словами рисуют свои образы «пробуждения нового дня», а художники рисуют свои. Всё творчество, произведения искусства – это творение рук человека.
Поэтому мы находим в произведениях искусства сходства и различия.
Д/З: Найдите стихотворения о утре.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Природа дарит людям чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять. Чтобы понять их нужно почувствовать душой и сердцем. Я хочу отметить, что каждый из Вас сегодня старался. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.
Но лучше всех на уроке работали… …………………………………
До свидания, до встречи с музыкой! Выход под музыку
Шакирова М. Б.
Магинур
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 12 фев 2018, 11:05

Re: Методическая копилка

Сообщение Гайсина Римма » 12 фев 2018, 12:41

Модуль: «Основы светской этики»
Тема: Семья
Цель: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.
Задачи:
1. Расширить представления детей о семье, роде, фамилии;
2. Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.
3. Воспитать ценностное, бережное отношение к семье.

Основные термины и понятия: род, семья, фамилия, родословная.
Оборудование: мультимедийная презентация; задания для групп, электронное приложение к учебнику «Основы светской этики», ноутбуки, листочки с текстами, толковый словарь, ромашки
К уроку по данной теме учащимся предлагается опережающее домашнее задание: подготовить фото, рисунки, рассказы к выставке на тему «Моя семья».
Ход урока
1. Орг. момент
2. Определение темы урока
-Ребята! Я хочу показать вам одну фотографию, которую нашла в интернете, готовясь к сегодняшнему уроку. Я даже не подозревала, что такой памятник существует в нашей стране. (слайд 1 – фото памятника семье в г.Саранске)
-Как вы думаете, кому посвящен этот памятник?
-Послушаем сообщение об этом памятнике
Памятник семье, расположенный в городе Саранске республики Мордовия, символизирует незыблемые семейные ценности. Он был открыт в 2008 году, объявленном Годом семьи. Композиция памятника представляет собой многодетную семью: изображены мама, ожидающая малыша, папа и трое детишек. Скульптура изготовлена на литейном заводе, находящемся в городе Жуковском.
-Назовите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.
-Да, действительно, сегодня на уроке мы поговорим о семье. (прикрепить табличку со словом «СЕМЬЯ».
3. Понятие слова «семья»
Игра «Ассоциации»
Звучит мелодия Рона Китинга, посвященная рождению малыша в семье
Задание: закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: семья. Что для вас значит семья? Подумайте и закончите предложение:
«Семья – это…»
-А сейчас послушайте, что такое семья для одной из ваших одноклассниц.


Что такое семья?
Вы спросите меня,
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья – это дом,
Садик мой за окном,
И семья – это малая родина!
Под пургой и дождем
Нас согреют теплом
И помогут в любой ситуации
Мамы милой глаза и улыбка отца,
И ватрушки, и булочки бабушки!
В мир идём из семьи,
Там и корни твои,
Твоя долгая жизнь начинается.
И основа основ – наш родительский дом
И семьей в мире жизнь продолжается!
-А теперь послушаем, что означает слово «семья» в словаре С.И.Ожегова (читает ученик)
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
4. Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество
-А вы знаете, что когда-то давно вовсе не было семьи.
-Я предлагаю вам познакомиться с небольшой статьей. Прочитайте ее в парах и определите что такое род.
Давным – давно жили люди, не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть, жили они дружно все рядом да ладом - вот и называли в старину людей, которые жили рядом и имели общих предков – родом.
Ответ на вопрос «Что такое род?»
-Подберите однокоренные слова к слову род (родина, родословная, родители, родственники, родить). Выходят и пишут на доске, выделяют корень.
- Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Более подробно о значении слова «фамилия» прочитаем по учебнику.
-Откройте с.97 самый последний абзац, при чтении будьте внимательны и приготовьте ответы на вопросы «Что означает слово «фамилия»? Когда появились фамилии? Как они произошли?»
Работа по учебнику – чтение текста с.97-99 хорошо читающими учениками.
Остальные следят по учебнику.
После прочтения ответы на поставленные вопросы.
-А сейчас послушаем вашего одноклассника, который расскажет о происхождении своей фамилии.
Агеев – старинная фамилия, возникшая от крестильного имени предка, основателя рода – Агей. Имя Агей пришло в Россию с принятием христианской веры, сразу несколько святых в христианстве покровительствует ему. Агеев означает сын Божий.

Физкультминутка (под музыку песни «Родительский дом»)
- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- Кто похож на папу, поднимите правую руку.
- Кто похож на маму, поднимите левую руку.
- Кто скучает по родителям, уезжая из дома, встаньте и потопайте.
- У кого нет секретов от родителей, поставьте руки на плечи.
- Кто любит свою семью, дорожит ей, поднимите руки и покажите сердечко.
5. Работа в группах
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания, написанные на зеленых листочках.
1 группа – «Закончи пословицу»
Вся семья вместе, так и душа:. (на месте)
Яблоко от яблони:. (не далеко падает)
Чем богаты:.(тем и рады)
В гостях хорошо:.(а дома лучше)
Когда семья вместе, так и душа в пятках (так и душа на месте)
Не родись красивой, а родись богатой (счастливой)
Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (конца)
Не красна изба углами – красна коврами (пирогами)
На стариках семья …(держится)
В семье и каша…( гуще)
Семейный горшок веселей…( кипит)
На что клад, коли в семье …(лад)


2 группа – работа с притчей
Прочитайте притчу на с.102-103 и ответьте на вопрос «Что является основой жизни хорошей семьи?»
3 группа – работа с электронным приложением – тест на интерактивной доске
4 группа-работа на 2 ноутбуках с электронным приложением «Тренажёр»
5 группа- выполнение задания из рабочей тетради «Составление кластера» на доске
6 группа –работа с ромашкой – написать на ее лепестках «Что значит для вас семья?», прикрепить ромашку на доску
-Посмотрите на доску. Вы видите кластер «Семья», созданный 5 группой, ромашку «Что такое семья?». Хотите ли что-нибудь ещё добавить 1,2 группы?
6. Рассказ о гербе своей семьи и о семье
- Дома вы подготовили рассказы о своих семьях и гербах. Кто готов описать нам свою семью?
Учащиеся рассказывают о своих семьях. Рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями семей учащихся.

7. Итог урока
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик, посвященный семье. В этом ролике будет звучать «Гимн семьи», который был сочинен специально к празднику – Дню семьи, любви и верности. Кто-нибудь знает эту дату? (8 июля)
8. Домашнее задание
Составить свои заповеди семьи или прочитать и выучить данные в учебнике
Гайсина Римма
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 11 сен 2012, 13:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Шаяхметова Зульфия » 11 фев 2018, 16:16

Открытый урок математики во 2 классе
Тема: «Связь умножения со сложением»

Цели:
- продолжить работу над раскрытием смысла умножения;
-совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
- формировать умение заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.

Задачи урока: формирование УУД:
познавательные УУД: овладение основами логического и алгоритмического мышления;
регулятивные УУД: развитие умения читать и записывать информацию в виде различных математических моделей, планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные УУД: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;
личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, с учителем.

Прогнозируемые результаты:
Учащиеся второго класса научатся заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием – умножением; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

личностные универсальные учебные действия: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке;

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме; строить логическое рассуждение; осознанно владеть общим приёмом решения учебной задачи; ориентироваться на разнообразие способов прочтения математических выражений;

коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.


Ход урока
I.Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок слайд 1

II. Формулировка темы и целей урока
К нам на урок пришла Мудрая Сова, она будет в роли экскурсовода и хочет быть уверена в том, что вы, ребята, ее не подведете и на протяжении всего пути будете примерными и умненькими спутниками. Она приготовила вам задания, физкультминутки, и, конечно же, будет следить за вашей работой. слайд 2
-С каким новым арифметическим действием вы познакомились на прошлом уроке? (с умножением)
-Какое открытие сделали на прошлом уроке? (если складываем одинаковые числа, то можем заменить сложение умножением?

-Что вы узнали об этом действии? (умножение – сложение одинаковых слагаемых)
-Какое арифметическое действие можно заменить действием умножения? (сложение)
-Давайте попробуем заменить, приведите свой пример (на доске один ученик записывает пример)
-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (как связаны между собой умножение со сложением)
-А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока. Для этого Сова предлагает продолжить её мысль: слайд 3
-Я буду учиться заменять действие сложения действием ………….(умножения)
Сегодня на уроке я научусь, как решать задачи действием …………. (умножения)
Я узнаю, для чего оно мне ………… (пригодится)
-Ребята, у вас у каждого будет свой «Лист самооценки», выполняя каждое задание, оценивайте себя. Если выполнили сами напротив задания ставите +,
Если с помощью учителя, то + ставите в другой колонке.
Мотивация урока.
Один мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся»
-В чём заключалась мудрость этого высказывания?
-А вы для чего учите математику?
Тогда я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше за знаниями.
Актуализация знаний
I1.Устный счёт
-Итак, начинаем с устного счёта. Мудрая Сова приготовила вам интересные задания
слайды 4-6
1.Вставь пропущенные числа
6 дм 3 см= ... см
50 мм = ... см
33,32,…,…,…,28,27
2.Реши удобным способом
9+6+1+4+2=
7+9+1+3+8+2=
4+8+6+2+9=
(выключить презентацию)
2. Работа над задачами – устно
1)В коробке было 20 шариков трёх цветов. Красных было 7, синих – 9. Сколько зелёных шариков было в коробке? (20-(7+9)=20-16=4 зел. шарика)
2)В гараже было 19 машин. Когда несколько машин уехало, то осталось 8 машин. Сколько машин уехало? (19-8=11)
3)Страус Нанду весит 20 кг, а страус Эму – на 35 кг больше. Какой вес у страуса Эму?
(20+35=55 кг)
Возьмите свои листы самооценки и заполните верхнюю строчку.
Физкультминутка

В лесу темно
Все спят давно.
Все птицы спят,
Лишь одна сова не спит,
Летит, кричит.

Совушка-сова,
Головой вертит,
Во все стороны глядит
Фырх как полетит.

IV.Отработка умения обучающихся заменять действие сложения действием умножения.
1.Оформление тетради
- Нашу работу мы продолжим с оформления тетради.
- Откройте свои тетради. Вспомним правила посадки при письме, правильное расположение тетради, наклон головы. Запишите в тетрадях число, классная работа
(включить презентацию)
2.Минутка чистописания
-Ребята, какую бы вы сегодня за урок хотели бы получить отметку? (5)
-Я предлагаю вам, записать цифру 5 соблюдая правильный алгоритм написания
-Внимание на экран. Слайд 11
-Какое число вы записали? Что вы можете о нём сказать? Как можно получить число 5 разными слагаемыми?
(выключить презентацию)
- Посмотрите на выражения и замените там, где это возможно, сложение умножением.
( запись на доске)
3+3+3+3 8+18+28
4+2+1+4 6+2+4
5+5+5 7-7-7
По сколько взяли? (по 3.)
Сколько раз по три взяли?(4.)
Дети записывают в тетради, а я на доске.
3+3+3+3=3*4=12
Замените сложение умножением.
3*4=12
-А теперь посмотрите на второе выражение
Аналогично разбираем другие выражения
2. Работа по учебнику
№1 (с.49)
-Рассмотрите рисунки и суммы, записанные под ними в задании 1, с. 49
-Что вы заметили? Можно ли заменить данные суммы умножением? Почему?
-По сколько треугольников взяли, сколько раз?
По 6 взяли 3 раза, значит, заменяем 6*3
Остальные выражения аналогично.
Возьмите свои листы самооценки и заполните 2 строчку.
VI. Закрепление пройденного
Работа по учебнику №2 (с. 49)
Прочитайте задачу.
А для чего нужны конверты?
Сначала человек пишет письмо и вкладывает его в конверт. На конверт наклеивает марку, пишет адрес того, кому отправляет письмо, и указывает, от кого и откуда это письмо, чтобы оно могло вернуться обратно, если не найдет своего адресата. Затем конверт опускают в почтовый ящик. Оттуда письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие сумки или мешки. В один мешок попадают письма, которые нужно доставить в определенный город или страну.
-Сколько марок на одном конверте?(2) Как это изобразить ?
Выполним рисунок к задаче. К доске выходит 1 ученик и делает схематический рисунок с помощью квадратиков.А вы, ребята в тетради чертите квадратики в одну клетку. По сколько квадратов будете рисовать?(по два)



Запишем решение задачи.(2+2+2+2+2=10)
Замените сложение умножением.(2*5=10)
(включить презентацию)
-Мудрая Сова предлагает вам свои задачи
Задача №1. слайды 7-10
-На вопрос ответьте смело!
Сколько птичек – невеличек на кормушку прилетело:
Воробьёв драчливых – пара и синичек тоже пара,
пара сизых голубей и две пары снегирей!
(Слайды №6,7,8).
- Скажите, сколько прилетело воробьёв?
- Что значит пара?
- Сколько синичек прилетело?
- Сколько голубей?
- А снегирей сколько?
- Что значит две пары? (два раза по два). Сколько же было птиц?
-Как же можно найти, сколько было птиц? (2+2+2+2+2=10)
- Как это можно записать по-другому? (2*5=10)
(По ходу разбора учитель по щелчку открывает слайд, в котором по очереди выходят пять пар птиц, затем по щелчку действие сложения и действие умножения, и ответ – 10. Таким образом, дети наглядно видят задачу и учатся легко заменять сложение умножением, а так же удостоверяются в правильности своего ответа.)_
Задача №2 - А вот и следующая задача! Прочитаем её! (Читает сильный ученик):
Грибы белка собирала,
по пять штук она таскала,
Уж три раза принесла,
Каков у белочки запас?
№4 с. 49 Составьте задачу, которая решается так:
18+(18-2)
V Физкультминутка про сову.
(выключить презентацию)
-Отметьте на листах самооценки +
Работа в паре
Мудрая Сова приготовила вам следующее задание.Вам предстоит поработать в паре.Сначала послушайте задачу.
В классе 21 человек, они объединились в группы по 3 человека. Необходимо узнать сколько групп получилось.У вас на партах лежат листы.На них вы будете делать расчёты. Видите, точками обозначено количество человек в классе. Объедините их в группы по три человека.
Давайте запишем, что у вас получилось
3+3+3+3+3+3+3=21
А как записать умножением?
3*7=21
Заполните листок самооценки, найдите работу в паре.
Самостоятельная работа на листочках.
Сначала объясняю задания
(Если позволит время, то выполнить задание №6-2 ученика за доской, а дети самостоятельно, №5 по вариантам)
V. Рефлексия
Умножение заменяет сумму каких слагаемых?
(сумму одинаковых слагаемых)
Ребята, достигли ли мы целей стоявших перед нами в начале урока?
Проблема оказалась решена?
Домашнее задание с. 49 №3
С. 49 №7 по желанию.
Я рада тому, как вы сегодня работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали. Мудрая Сова благодарит вас за урок.
-Спасибо. Урок окончен.



Лист самооценки
Вид
деятельности Я выполнил сам С помощью учителя

Устный счёт
Запись выражений с одинаковыми слагаемыми
Решение задач
Самостоятельная работа
Работа в паре
Шаяхметова Зульфия
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 11 фев 2018, 15:04

Re: Методическая копилка

Сообщение Наталья Устинова » 10 фев 2018, 12:19

Тема: «Почвы России. Опыт «Состав почвы».
Тип урока: Урок изучения и первичного применения новых знаний
Образовательная система: «Начальная школа 21 века»
Класс: 4
Цель:
1. Формировать у учащихся понятие “почва”;
2. Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
3. Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.
Задачи:
1.Дать представление о составе почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов - аккуратность.

Оборудование: образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, промокательная бумага, компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, опорные слова, карточки с заданиями, конверты, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Представьте, что вы работаете в настоящей учебной лаборатории, научн сотрудники
Будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
- А чем занимаются сотрудники лаборатории? (......)
- И мы будем проводить исследование. А что именно мы будем исследовать, сами догадаетесь, послушав небольшой рассказ.

II Тема урока. Послушайте рассказ.
Чудесная кладовая
(Синонимы к слову КЛАДОВАЯ: кладовка, каморка, комната, хранилище, амбар...)
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.

- Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
- Действительно, тема урока - "Почва" (на доску вывешивается карточка "Почва")
III.Коллективное составление плана урока
- Научные сотрудники работают по плану.
- Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.
- Знаете ли Вы, что такое почва?
- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (карточка "Что такое почва?")
- Что еще хотели бы узнать о почве?
- Какими свойствами она обладает? (карточка "Свойства почвы")
- Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)
- Значит, с чем познакомимся?
- Кто догадался?
- С видами почв. (карточка "Виды почв")
- А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? ("Почва человеку")
На доске закрепляются карточки с пунктами плана урока:
"Что такое почва?"
"Свойства почвы"
"Виды почв"
"Почва человеку"
- Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

IV. Работа по плану:
- Приступим к работе, следуя составленному плану.
1) Работа с толковым словарем С.И.Ожегова.
Посмотрите в толковый словарь. Что такое почва?
ПОЧВА, -ы, ж. 1. Верхний слой земной коры. Типы почв. Черноземная, глинистая почва.
Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.

- Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…
??? - Так что же содержится в почве, что обеспечивает жизнь животных и растений?

Практическая работа. Проведение опытов.
- Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
- Сейчас каждая группа будет выполнять очень важную исслед. работу, результаты в таблицу.
- Через лупу рассмотрите почву.
- Запишите свои наблюдения в таблицу: какие частицы вы увидели? (Песок, глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
Работа с цифровым микроскопом. ДОСКА
Опыт № 1
Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: В почве есть воздух.
- Для чего нужен воздух в почве?
(размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)

Опыт № 2 (демонстрирует учитель)
Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода.
- Как думаете, какую роль играет вода в составе почвы?
Опыт № 3
Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
- Обратите внимание на прокаленную почву. Как изменился ее цвет? (Она стала светлая)
Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)
Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.
Дети: Песок, поверх которого осела глина.
Дети: В почве есть песок и глина.
Опыт № 5
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети: Это похоже на соль. (минеральные соли)
(Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде).
Подведение итогов практической работы:
- Перечислите, из чего состоит почва. Заполните схему «Состав почвы»
(на доске) Таблички ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.
+++ Минутка отдыха. Игра “Хлопки”.
Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.
Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, полиэтиленовые пакеты, перегной.

(Экологический момент): Стекло, бумага, полиэтиленовые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее.
Бумага полностью разлагается 2 года, полиэтиленовый пакет -100-200 лет, стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

2) Свойства почвы
- Подумайте, а всегда ли в почве находится одинаковое количество песка, воды, перегноя, глины и других составляющих?
- Почему на одних почвах растут кусты, деревья с плодами, а на других несколько травинок?
- Как Вы думаете, каким важным свойством обладает почва?
- Это - плодородие. ( "Плодородие") СЛАЙДЫ
- Вслушайтесь в это слово. Как Вы понимаете его смысл? (ответы детей)
-Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?
Большая советская энциклопедия (Плодородие почвы — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай.)
- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (ответы детей)
- Давайте сверим наши ответы с учебником на с. 38. Самостоятельное чтение.
- Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.
- ...........(перегной=гумус; цвет почвы зависит от количества перегноя, и др.)
- что в почве обитают мелкие животные.
- Верно, почва является средой обитания для мелких животных. Что вы знаете об этих животных?
Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинок вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.
Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.
Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
3) Виды почв
- Почвы могут отличаться друг от друга по своему составу. В зависимости от этого различают несколько видов почв. СЛАЙДЫ
Какой тип почвы в нашем районе?
- Горно-лесные, тёмно-серые почвы, + горные чернозёмные
4) Почва и человек
- Нужна ли почва людям? Для чего?
Вывод: Жизнь живых существ связана с почвой. Ведь на ней развиваются растения – источник пищи людей и животных.
- Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему?
(современные технологии – ГИДРОПОНИКА)

???-Нуждается ли почва в защите?
Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 39. Фронтальная работа

V. Этап закрепления новых знаний. Работа в группах.
В течение 5 минут ответить на вопросы:
1. Почему земля – «кормилица»?
2. Возможна ли жизнь без почвы?
3. Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?
4. Отчего зависит плодородие почвы?
5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?
( Одна группа отвечает, другие дополняют)

Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам
Проверка по образцу. (Б, А, А, В, А, А)
Самостоятельное выставление отметок.

VI. Домашнее задание
С. 37-39 прочитать, + Задания по выбору:
1. Подготовьте сообщение о любом обитателе почвы.
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.
- Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание; 2 задание.

VII. Итог урока.
Наш рабочий день в лаборатории подошел к концу.
- Вспомните, какие методы исследования мы использовали при изучении почвы? (опыты, наблюдение, работа со словарем, поиск информации в учебнике, рассказ учителя, одноклассников)
Выставка справочной литературы (рекомендации для чтения)
- Что нового каждый для себя узнал на уроке?
- На все ли пункты плана ответили?
- Остались ли у вас вопросы по данной теме? (ответы детей)

VIII. Рефлексия.
Если урок был плодотворный - покажите плод яблока.
Если вам на уроке было комфортно - покажите цветок яблони.
Если вам на уроке было неуютно - покажите листок яблони.
- Молодцы!

Приложение

Ресурсный материал
-Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке)
-Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах)
-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.


Воздух Состав почвы ____________ __________________
___________ _______________ _______________
______________ ________________


Тест по теме «Почва» Ф.И. _______________________________
1. Верхний плодородный слой земли - это…
А. глина Б. почва В. дренаж
2. Цвет почвы зависит от количества в ней…
А. перегноя Б. удобрений В. влаги
3. Перегной - это…
А. перегнившие листья, погибшие растения и животные
Б. растения и животные
В. корни растений
4. Основное свойство почвы - это…
А. солончак
Б. водопроницаемость
В. плодородие
5. Чернозём - это…
А. наиболее плодородная почва
Б. почва, содержащая песок
В. неплодородная почва
6. Для чего удобряют землю?
А. для получения стабильных урожаев
Б. для сохранения почвы от выдувания
В. для увеличения влажности

Справочная информация
ПОЧВА, -ы, ж. 1. Верхний слой земной коры. Типы почв. Чернозёмная, глинистая почва. (толковый словарь Ожегова)
ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай.
(Большая советская энциклопедия)
ГИДРОПО́НИКА — это способ выращивания растений на искусственных средах без почвы. Питание растения получают из питательного раствора, окружающего корни. (Википедия)

Вопросы для обсуждения в группах
1. Почему про землю говорят – «кормилица»?
2. Возможна ли жизнь без почвы?
3. Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?
4. Отчего зависит плодородие почвы?
5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом склоне, распахивать необходимо поперек склона?
Наталья Устинова
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 10 фев 2018, 11:19

Re: Методическая копилка

Сообщение Гульсина Аккубекова » 09 фев 2018, 17:09

Урок окружающего мира по теме «Что умеет компьютер?»
Провела учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье
Аккубекова Гульсина Ханифовна
Цели урока: рассказать об истории возникновения вычислительной техники; познакомить обучающихся с составными частями компьютера, их функциями, правилами безопасного обращения с компьютером; обсудить значение и роль компьютера в нашей жизни; создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; воспитывать желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-знать, как называются составные части компьютера,
-что умеет компьютер;
-характеризовать назначение частей компьютера;
Метапредметные результаты:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;
-рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера;
-обсуждать значение компьютера в нашей жизни;
-соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник по окружающему миру под редакцией А.А. Плешакова часть 1, рабочая тетрадь; у учителя — компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, лазерный диск, конверты с карточками-заданиями; у обучающихся — цветные карандаши, компьютеры.

Ход урока
1. Включение в учебную деятельность
Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подровнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний
- Сегодня на уроке вы будете не просто учениками 1 класса, а будете пользователями. А что делают пользователи? А чем же пользуются пользователи?
- А для этого сначала давайте вспомним, с какими группами животных уже познакомились. (Рыбы, насекомые)
- А умеете ли вы их различать? На партах у вас лежат карточки с семью кружочками. Приготовьте красный и зелёный карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте кружок зелёным цветом, а если рыбу – красным (работа выполняется самостоятельно)
- Проверьте работу друг друга (на экране ответы). Если всё верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руку (учитель проверяет работу обучающихся во время самостоятельного выполнения).
- Замечательно.
- «Строение рыбы» (у доски 1 ученик работает самостоятельно, а остальные выполняют на карточке по парам).
Проверка работы.
- Ребята, а как же отличить рыб от остальных животных? (чешуя)
Какой вывод можно сделать? (Рыбы – это водные животные, которые имеют чешую)

3. Самоопределение к деятельности
- Ребята, что нам помог выполнить задание, чем пользовались? (Ответы детей)
- Муравьишка, очень долго ломает голову, не может отгадать загадку и просит вас помочь ему. Поможем?
Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И с квадратной головой. (Компьютер)
– Правильно.
– Что вы знаете о компьютере?
– Предположите, о чем будем говорить на уроке?
– Откройте учебники и прочитайте тему урока на с.44.
– Прочитайте, какие учебные задачи поставите перед собой.
– У кого из вас есть компьютер?
– Что вы знаете о компьютере? Для чего он нужен?

4. Работа по теме урока
Ученик: Я в толковом словаре С.И. Ожегова нашел слово КОМПЬЮТЕР, которое обозначает, что это электронная вычислительная машина.
Презентация обучающегося: Слово «компьютер» (computer) в переводе с английского значит «вычислитель». Вычислять - значит считать. Как люди научились считать?
• Считали на пальцах, это самый наиболее простой способ вычисления.
• Чтобы вести счет первобытный человек использовал вместо пальцев небольшие камни. Он складывал из камней пирамиду и определял, сколько в ней камней.
• Кроме того, еще был узелковый счёт.
• Древнейшие счеты, – которые назывались «абак».
– Ребята, посмотрите, раньше люди считали вот на таких счетах, а вы сейчас на чем вычисляете?
После этого было изобретено много разных устройств для счёта.
Немецкий математик Блез Паскаль сделал машину, которая прибавляла, отнимала, умножала и делила. Но она работала медленно. И вот в ХХ веке человек создал замечательное изобретение - КОМПЬЮТЕР. Затем были созданы современные компьютеры и карманные компьютеры.
5. Физкультминутка
Наклоняемся с хлопком.
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх.
Ну-ка, хлопни громче всех!
(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)
На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем. (Прыжки на одной ножке.)
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо (Поворот головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного. (Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку. (Дети садятся за парты.)

6. Продолжение работы по теме урока
– Ребята, а знаете ли вы из чего состоит компьютер? (Ответы детей)
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 44. (Дети рассматривают иллюстрации учебника (с.44), называют части компьютера, все устройства, изображенные в учебнике, дети находят и показывают на реальном компьютере, соотнося предметы и иллюстрации в книге. Учитель уточняет и дополняет ответы детей, объясняет назначение различных составляющих компьютера, если оно непонятно детям).
Просмотр СD – знакомство с устройством компьютера. (в ходе прослушивания объяснить слово персональный)
– Чем отличается компьютер от ноутбука? (Проведение сравнения стационарного компьютера и ноутбука, попросить детей найти и показать на ноутбуке монитор и клавиатуру. Дополнительно можно продемонстрировать беспроводную мышь, другие электронные устройства).

Беседа, работа по учебнику
– А что может делать ваш компьютер? (Ответы детей)
– А что вы сами умеете делать на компьютере? (Ответы детей)
– Рассказать о возможностях компьютера вам помогут рисунки-схемы на с. 45. (Показываю возможности компьютера, привлекая учащихся к выполнению простейших операций. Компьютер хранит информацию, может играть, помогает учиться, проигрывает музыку и видеофрагменты).
– Кто слышал о компьютерной сети Интернет? А у кого он подключен?
- Кто знает, что это такое? (Интернет).
Ученик: Интернет – это глобальная сеть. Он связывает между собой не только разные города, но и страны, с ее помощью люди могут общаться, даже разговаривать, как по телефону, при этом, видят друг друга на экране компьютера, передавать сообщения по электронной почте. Здесь можно найти множество развлечений: слушать музыку, смотреть фильмы, играть в игры, читать книги, проходить тесты.
– Мудрая Черепаха приглашает вас прочитать вывод на с. 45.
Интернет, безусловно, лучший источник информации. Многие люди используют его для пополнения своих знаний в тех или иных сферах: читают полезные статьи, обучаются, просматривают видеоуроки, саморазвиваются; интернет вдохновляет на творчество!

7. Первичное закрепление
– Сейчас и вы станете пользователями компьютера. Я предлагаю всем занять свои места за компьютером.
Как видите, компьютер умеет многое, но другом и помощником он станет только для тех детей, которые хорошо знают правила работы на нем. Давайте повторим правила работы с компьютером. Ответы детей:
– Нужен компьютерный стол, нужной высоты стул
– Монитор устанавливается чуть ниже уровня глаз
– Расстояние от монитора до тебя такое, что можно коснуться кончиками пальцев вытянутой руки.
– Через 15 мин делать отдых: зарядка, упражнения для глаз, ходьба. – Чаще проветривать комнату.
– После пользования компьютером больше гулять на свежем воздухе.

Работа учащихся под руководством учителя:
(Включите компьютер, на правом нижнем углу найдите ПУСК, нажмите, найдите программу Paint, откройте эту программу).
– Ребята, наш Муравьишка говорит, что не запомнил названия всех частей компьютера и просит вас еще раз напомнить ему. Давайте вспомним, устройство компьютера и нарисуем (работа за компьютерами).

8. Физкультминутка для глаз
Глазки у ребят устали? (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Ах, как травка низко (Посмотреть вниз) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево.) А потом и с радуги скатится. (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им).

9. Рефлексия

- Сейчас, оцените свою работу на уроке: (Графическая рефлексия)
 Я доволен своей работой на уроке
 Я хорошо работал, но могу еще лучше
 Работа не получилась, не доволен собой

10. Подведение итогов урока
- С какой машиной вы познакомились? Расскажите Муравьишке, что умеет компьютер. Для чего человек может использовать компьютер? (Ответы детей)
Молодцы! Спасибо за урок!
Гульсина Аккубекова
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09 фев 2018, 14:24

Re: Методическая копилка

Сообщение Лилия Иванова » 09 фев 2018, 15:12

Тема: М. Горький « Случай с Евсейкой»
Цели:
Предметные: развитие умения анализировать, выразительно читать текст; умения переводить зрительную информацию в словесную, развитие любознательности, развивать творческие способности; учить экспериментировать с водой.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение; находить слова , помогающие увидеть красоту подводного мира.
Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга.
Оборудование: тесты, карточки с заданиями, портрет писателя, проектор, презентация, вода в стаканчиках, камешки, настойка йода, энцеклопедии о жителях подводного мира, выставка книг М. Горького, рисунки жителей подводного мира, выставка работ детей

Ход урока
I. Организационный момент
Включаю слайд с морем
II. Пробуждение интереса к изучаемой теме
– Алло! Это море? Алло! Это море?
Вы слышите, Чёрное море, меня?
Ракушку я взял и стою вот здесь в классе
И очень волнуюсь, на берег звоня.
(Р. Сеф)
-Кто из вас бывал на море? А хотели бы вы еще раз побывать на море? Почему? (Морская вода полезна для здоровья. В ней много морской соли, йода. Морской водой можно полоскать горло, промывать нос).
Подробнее о пользе морской воды нам расскажет Арина
Отдых на морском побережье не только разнообразен и интересен, но еще и очень полезен для организма человека. Причем полезно все: и вода, и песок, и даже сам воздух. Морская вода улучшает деятельность сердечно - сосудистой системы, кровообращения, активно снабжает организм кислородом. Она содержит множество различных, ценных микроэлементов и минералов, благотворно влияющих на кожу, кости, суставы и внутренние органы человека. Купание в морской воде не только закаливает, но и активизирует процесс обмена веществ, укрепляет иммунитет.
В составе морской воды содержатся такие важные элемент, как калий, кальций, кислород, водород, углерод, магний, йод, хлор, фтор, бром, сера, бор, стронций, натрий, кремний. Не только купание в море, но и прогулки по линии воды вдоль берега – очень полезное занятие.
А теперь представьте себя на берегу моря. (дети встали)
Логоритмическое упражнение «Море»:
И вот перед нами море (идут друг за другом):
Бушует оно на просторе, (бегут друг за другом).
А в море высокая ходит волна, (пальцы сцеплены в замок, волнообразные движения)
И вверх до небес и вниз до дна.
Качает вода соленая водоросли зеленые.
(Руки поднять вверх – змеевидные движения)
Скачут весело дельфины, подставляя солнцу спины.
На волнах качаются, солнцу улыбаются. (поднять руки вверх).
-Глубоко вдохните свежий морской воздух. Медленно выдохните (еще раз вдох - плавный медленный выдох). ( выключить доску)
- Какие же животные живут в морских глубинах? Назовите обитателей моря, названия которых состоят из 2 слогов: рыбы, киты, крабы, спруты,
- А теперь морских обитателей, названия которых состоят из 3 слогов: дельфины, акулы, медузы, креветки, кальмары, планктоны.
- И морских животных с названиями, состоящих из 4 слогов: кашалоты, осьминоги, черепахи, анемоны.
-Что вы знаете о них?
•Дельфины – самые добрые и умные животные. У дельфинов блестящая, гладкая шкура. Питаются разной рыбой. Они любят людей и часто спасают тонущих пловцов.
• Кит - самое большое морское животное. Они едят мелких рачков. Киты умеют «пускать» фонтаны. Киты, также как и дельфин, живут в море, но дышат воздухом, всплывая на его поверхность. Своих детенышей они кормят молоком.
• Акула - одна из самых грозных хищниц океана. У нее несколько ря¬дов острых, больших зубов. У акулы хорошее обоняние. Она охотится на разных рыб. Акула может напасть и на человека. Но их нельзя убивать. В море, как и на суше, нужны все животные.
• Медузы живут во всех морях и океанах, питаются планктонами. У них есть стрекательные клетки, они могут ими обжечь своего врага. Для человека ожог не опасен, но болезнен. Поэтому нельзя их трогать.
Теперь прочитайте самостоятельно стихотворение.
Речевая разминка
Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас -
весьма во многом.
Не родня ли это чудо
безобразным осьминогам?
1)Прочитайте хором, медленно, четко произнося все звуки;
2)Прочитайте шепотом;
3)Прочитайте громко и быстро;
4) Прочитайте сердито. (выключить проектор)
III. Изучение темы. Работа над текстом М. Горького
1. Вводная беседа.
-Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они? (Да, узнали. Это из текста «Случай с Евсейкой», слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.)


-Какова же тема урока? Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы познакомимся …
Мы продолжим …
Мы будем работать …

(Мы познакомимся с морскими жителями.
Мы продолжим знакомство с произведением М. Горького «Случай с Евсейкой»
Мы будем работать над выразительным чтением текста, будем читать по ролям)
- Что вы запомнили об авторе произведения? (рассказ детей о М.Горьком)
Максим Горький(1868-1936)
Настоящее его имя и фамилия - Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писате-лем, он взял себе такой псевдоним.
О себе писатель правдиво и ярко рассказал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
Писал Горький и для ребят. Он написал сказку «Воробьишко», рассказ «Дед Архип и Ленька».
(Обращает внимание на выставку книг)
-Кто из вас вчера уже взял книги Горького в библиотеке. Я надеюсь, что потом вы поделитесь этими книгами друг с другом, много произведений Максима Горького есть в библиотеке ДК.
2. Выборочное чтение
-А каких животных увидел Евсейка в подводном царстве. Ответ на этот вопрос найдите в тексте. Реальные или сказочные эти животные? Почему же тогда произведение включено в раздел « Были – небылицы»? (рыбы разговаривают, смеются, поют хором песенки, дразнят друг – друга) (включить доску)
Посмотрим красоту подводного царства. (Фильм и слайды с изображением жителей подводного царства)

5.Продолжение работы над произведением
Сейчас при работе в группах вам очень нужно быть внимательными, поэтому разомнем точку внимания на наших ладошках:
Кинезиологическое упражнение «Точка внимания»:
Чтоб внимательными стать, нужно точку в серединке на ладошке нажимать,
(нажимать на центр ладони пальцами рук)
Помассировать по кругу (круговые движения указательным пальцем ).
А теперь расслабить руку (легко пошевелить пальцами).
Давим (крепко сжать ладони), тянем (напряженно вытянуть пальцы),
Отдыхаем (расслабить кисть) и внимательнее станем.

Работа в группах: задания напечатаны на листочках (Вопросы для всего класса)

-Как вы считаете, смогут ли жить морские лилии, морские черепахи, актинии, морские пузыри в пресной воде? В реках Башкортостана?
- Нет.
-А что делать, если вам вдруг подарили морского ежа? Как вы поступите?
( на экране морской еж)
Дети: давайте научимся получать из пресной воды морскую воду.
Над получением морской воды будет работать 5 группа.Взяли розовые листочки и приступили к работе.
5 группа – Экспериментальная работа с водой и камешками (Дать инструктивную карту)
- Перед вами стаканчик с пресной водой, что нужно добавить, чтобы получить морскую воду. Правильно, йод и соль (дети добавляют йод, соль, получают морскую воду). Работайте по инструктивной карте.
Инструктивная карта
1.Поставь стакан с пресной водой.
2.Добавь 1 ложку соли и размешай.
3. Добавь пипеткой 2 капли йода.
Чем отличается морская вода от колодезной?
4.Брось камешек и послушай звук его удара о дно емкости.
Ответы детей: Морская вода - соленая, колодезная – пресная, морская вода - теплая, а колодезная – холодная, морская вода – мутная, а колодезная вода - прозрачная, морская вода - жесткая, колодезная вода – мягкая, морскую воду пить нельзя, а колодезную воду – можно.
- А где же можно применять морскую воду? Полоскать горло, промывать нос, купаться в ней, делать лекарство, в морской воде много йода.
- А как вы думаете, в водах морей тихо или передаются звуки?
- Передаются звуки. Например, рыбы издают много звуков. Одни «ворчат», другие «чирикают», третьи «гудят». - Чем? – Для издания звуков они используют зубы, челюсти, жабры.
- Давайте это рассмотрим на опыте. Бросьте камешек и послушайте звук его удара о дно емкости. Затем приложите ухо к емкости и бросьте еще камень. Когда звук был громче? Во втором варианте. Значит, какой вывод делаем? - Через воду звук проходит лучше, чем через воздух.
1 группа – Работа с иллюстрациями.
Расположите их по порядку. Почему вы считаете, что их надо расположить в такой последовательности?
2 группа
Составьте синквейн про Евсейку.
3-4группы. Чтение по ролям

Сейчас немного отдохнём, я вам предлагаю дельфинотерапию.
А теперь проверьте сами себя внимательны ли вы были при чтении.

6. Тест « Так ли говорится в тексте»
Цель: проверка учащихся на умение внимательно читать текст и запоминать прочитанное
Учитель: Вам нужно внимательно прочитать 10 предложений из текста и отметить знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «-», если так в тексте не говорится.



Карточка для учителя:
1. Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт. -
2. Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо! +
3. Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
-

4. «Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!» +
5. Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест! +
6. Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться! -
7. «Сейчас я начну смеяться», - подумал он… -
8. Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок… +
9. - Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково… -
10. «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…» +

Карточка для учащихся:
1. Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.
2. Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!
3. Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
4. «Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
5. Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!
6. Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!
7. «Сейчас я начну смеяться», - подумал он…
8. Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…
9. - Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…
10. «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
7.Проверка теста на веб - камере
8.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Выскажите свое мнение, это произведение относится к были?
Какие особенности сказочного повествовательного текста отражены в нем?
9.Д/з: 1) придумать продолжение сказки,
2) составить план сказки, 3)работа в тетради
10.Рефлексия «+ - интересно» В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Если позволит время:
Чтение по ролям (прочитать отрывок разговор Евсейки с рыбой) со слов «А болтливая рыба всё спрашивает его…», автор, рыба, Евсейка, маленькие рыбёшки.
Лилия Иванова
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 09 фев 2018, 14:58

Re: Методическая копилка

Сообщение pekmabz1972 » 09 фев 2018, 10:24

Спасибо, очень богатый материал (Внекл меропр.2кл "Птицы зимой")
pekmabz1972
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 08 фев 2018, 17:10

Re: Методическая копилка

Сообщение pekmabz1972 » 09 фев 2018, 10:19

Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. Монтескье
pekmabz1972
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 08 фев 2018, 17:10

Re: Методическая копилка

Сообщение pekmabz1972 » 09 фев 2018, 10:17

nadya.nikulina.66 писал(а):Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Использование презентаций позволяет проводить уроки:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
• обеспечивает наглядность;
• привлекает большое количество дидактического материала;
• повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
• обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Использования презентаций в начальных классах на различных уроках.
1. Математика. На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки. 2. Окружающий мир. Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
3. Обучение грамоте . Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.
Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить , что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.
4. Русский язык.
Я применяла разнообразные дидактические приёмы : интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приёмы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь мне опять пришла на помощь презентация. Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.
5. Чтение. Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
6. Изобразительное искусство, технология. Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.
В начальной школе мы используем презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
• повышает качество знаний
• продвигает ребенка в общем развитии
• помогает преодолеть трудности
• вносит радость в жизнь ребенка
• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
• создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования учителем в ходе урока мультимедиа презентации.
pekmabz1972
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 08 фев 2018, 17:10

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей начального образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: valent и гости: 2