Проектирование современного урока в начальной ...

Модераторы: Э.А.Ижбулатова, Рахматуллина Ш.М.

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение Янбарисова Марина » 04 фев 2016, 10:09

Каким должен быть современный урок для ученика, обучающегося по программе VII вида? Что поставить на первое место - развитие школьника или обучение? Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? Нужно ли сообщить ребёнку только те знания, которые ему понадобятся в будущем?
Современный урок должен научить ребёнка учиться, общаться, помочь ему осознать себя. для этого ученик должен быть на уроке полноправным действующим лицом.
Общедидактические принципы современного урока:
1) учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения;
2) урок должен быть воспитывающим и развивающим;
3) на каждом уроке должна присутствовать коррекционно-развивающая работа;
4) излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным;
5) на уроке должны осуществляться межпредметные связи;
6) урок должен быть оснащен: техническими средствами обучения; дидактическим материалом; весь материал должен соответствовать уровню развития ребёнка и логике урока.
7) должны соблюдаться принципы здоровьесбережения: соответствие учебной нагрузки возрасту ребёнка и специфическим особенностям детей с ЗПР; проведение физминуток.
Янбарисова Марина
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 04 фев 2016, 09:09

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение Габитова Гульфия » 03 фев 2016, 19:13

Габитова Гульфия
Кугарчинский район, село Юмагузино

Проектная деятельность в начальной школе

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность эффективно используется с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем .
Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные .
Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
2. Учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
3. Обеспечиваю заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.
4. Внимательно отношусь к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.
5. Создаю группу не более 5- 8 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».
6. Учитываю возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся .
Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используем рабочую тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.Удачные находки во время работы над проектом делаем достоянием всего класса, это повышает интерес и привлекает к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом я предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, макет, словарь, генеалогическое древо, сбор лекарственных трав и т.д..
Какова же роль учителя в проектной деятельности?
Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Габитова Гульфия
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 фев 2016, 19:09

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение Рогатина Елена » 03 фев 2016, 19:05

Проблемы формирования у младших школьников УУД моделирования при решении текстовых задач на уроках математики.
Рогатина Е.К.
Важнейшей задачей современной системы образования, в соответствии с ФГОС второго поколения, является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
Для успешного обучения в начальной школе,должны быть сформированы следующие общеучебные знаково – символические универсальные учебные действия:
— кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
— декодирование/считывание информации;
— умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;
— умение строить схемы, модели и т. п.
Младший школьный возраст является началом формирования УУД у детей.
В период начального образования основным показателем развития знаково - символических универсальных учебных действий становится овладение действием моделирования. В то же время моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение от простого, незнакомого - к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения.
Одним из наиболее эффективных для формирования действия моделирования типов заданий являются текстовые задачи. Чтобы решить задачу, мы с ребятами строим математическую модель.
Работа над текстовой задачей начинается с того что её читает ученик. Для того чтобы решить задачу, учащийся должен уметь переходить от текста (словесной модели) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё - к записи решения с помощью математических символов (знаково-символической модели) .
Все эти модели являются описанием одного и того же объекта - задачи. Они отличаются друг от друга тем ,что выполнены на разных языках: языке слов (словесная) ; языке образов (мысленная) ; языке математических символов (знаково-символическая).
В учебном процессе бывают случаи, когда просто необходимо моделирование:
-класс встречается с новым видом задач;
-педагогу нужно проконтролировать осознанность решения задачи учащимися;
-«слабые» ученики не могут обойтись без модели, и им разрешаю сделать модель наиболее понятного для них вида.
Поскольку уровень интеллектуального развития у детей разный, то нельзя , не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка ,научить его решать по шаблону любую задачу. Ученикам с различным уровнем развития требуются различные приёмы работы с задачей, поэтому на уроках математики, учу детей построению нескольких видов моделей к одной и той же текстовой задаче. Это делаю для того, чтобы дети не оказались в ситуации неуспеха, а чувствовали себя способными решить любую задачу.
Первоначально знакомлю учеников с различными видами моделей , применимых к задаче. Насколько быстро ответит на вопрос задачи ученик ,найдёт возможные варианты решения ,зависит от удачного выбора модели.
Рисунок изображает реальные предметы, о которых говорится в задаче, или условные предметы в виде геометрических фигур.
В целях формирования осознанного подхода к составлению и применению моделей в виде рисунка в учебнике к задаче рекомендую следующие задания:
-какой рисунок подходит к данной задаче?
-составь по другому рисунку задачу и реши её.
Эти задания способствуют формированию навыка составления и анализа моделей.
Схема является наиболее предпочтительной моделью при решении задач по ряду причин :
- может быть использована при решении задач со сколь угодно большими числами;
- может применяться при решении задач с буквами;
- позволяет подняться на достаточно высокую ступень абстрактности ;
Графическая модель - схема сюжетной задачи помогает понять учащимся абстрактные отношения , заданные в условии задачи , в конкретной пространственной форме. Схема является обобщением, позволяющим выйти за пределы данной задачи и получить обобщающий способ для решения любых задач данной структуры.
Построению графической модели следует специально учить детей. Для этого использую следующую «Памятку».
1. Что будем изображать?
2. Как будем изображать?
3. Что в первую очередь будем изображать?
4. Как числа, данные в задаче, помогут построить модель?
5. Как расположим модель?
6. Как на модели обозначим данные?
7. Что теперь полезно изобразить (до тех пор, пока не будут отражены все данные и все отношения между данными и искомыми параметрами)?
Таблица- это вид модели , похожий на краткую запись. Она предполагает уже хорошее знание зависимости пропорциональных величин, так как сама таблица этой взаимозависимости не показывает . Данная табличная модель служит формой фиксации анализа сюжетной задачи и является основным средством поиска решения. Пользуясь такой схемой, нетрудно найти план и осуществить решение задачи.
Так для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования?
Во – первых, введение в содержание обучения понятий модели и для моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной.
Во- вторых, целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.
Для того чтобы вооружить учащихся моделированием как способом познания, нужно, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие- либо объекты ,явления с помощью моделирования.
Необходимость владения методикой моделирования в начальной школе связана с необходимостью решения психологических и педагогических задач. Когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, этот метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, помогает детям « учиться активно», формирует УУД.
Рогатина Елена
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 фев 2016, 18:56

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение Гафарова Лилия » 03 фев 2016, 18:24

Говорят "театр начинается с вешалки", так и урок начинается с его организации, точнее, с организационного момента. Этот этап должен не просто организовать ребят и настроить их, но и подвести к следующему этапу - к определению темы урока. А толчком к желанию узнать, познанию служит удивление. Учеников нужно удивить фразой, цитатой, заученным стихотворением, притчей, необычным предметом, главное. чтобы в глазах появился интерес.
Дальше идёт определение темы, только называют её не учителя, а дети. Для этого необходимо просто спрятать основные ключевые понятия темы в игровые моменты: ребус, кроссворд, знаки и предложить им выполнить задание. . Всё это помогает развивать умение выражать свои мысли в виде устных высказываний, формировать коммуникативные универсальные учебные действия. Новым в современном уроке является и ценность добываемых детьми знаний. Спрашиваем у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл!
Гафарова Лилия
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03 фев 2016, 16:29

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение Флюра Насырова » 03 фев 2016, 17:35

Насырова Флюра Рифовна,
Филиал МБОУ СОШ с.Шингак-Куль-НОШ х.Верхний
Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру.
В соответствии с этим современное общество ожидает от школы образованных, нравственных , предприимчивых выпускников, которые: могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;способны к сотрудничеству.
Учитель должен уметь спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
Я преподаю в малокомплектной школе.В этом году у меня 1 и 3 классы ,проблема – обучение в классе-комплекте. В совмещенном классе одновременно веду два урока с двумя классами учащихся разных возрастных групп. Внимание постоянно переключается, нагрузка увеличивается. Ученики, реагируя на мои действия , когда я работаю с другим классом, отвлекаются, соответственно, качество обучения в таких классах снижается. И это при наличии современных требований к образованию.
Флюра Насырова
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03 фев 2016, 17:13

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение Прокофьева » 03 фев 2016, 17:31

Прокофьева Марина Петровна г. Кумертау

Духовность и гуманность – фундаментальные понятия образования… Понятиям духовность и гуманность суждено преобразить наш меркантильный, технократический, материалистически озабоченный мир, противопоставить насилию низших ценностей – чувству собственности, индивидуализму, алчности, культу наживы и т.д. – ценности высшие, и, в первую очередь, такие как: вера в высшее, возвышенное, любовь к ближнему, совесть, служение добру. (Ш. Амонашвили)

Весьма своевременно введение в школах курса ОРКСЭ, который направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, расширяет кругозор учащихся, играет важную роль в формировании достойного гражданина своей страны. Знание основ религии позволит ученикам увидеть, что во всех религиях красной нитью сквозят одни и те же ценности – любовь к своей Родине, уважение традиций предков, любовь к ближнему, к семье, знание и уважение культуры своего народа и своей страны. Таким образом, все религии объединяют одни и те же общечеловеческие ценности.

Миссия взрослых людей по отношению к ребенку состоит в том, чтобы через культуру, образование поднимать ребенка к духовным знаниям, взращивать в нем духовные помыслы и дать ему способ спасения себя в этом мире и мира вокруг себя. (Николай Рерих)
Прокофьева
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 фев 2016, 17:25

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение Sultanguzhina » 03 фев 2016, 17:13

Главной целью современного образования становится не просто передача знаний, умений и навыков учителем ученикам, но и воспитание исследователей, умеющих самостоятельно решить учебную проблему, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Современный урок – урок актуальный для настоящего времени, должен учитывать интересы личности ребенка, его родителей, общества, государства. При проектировании современного урока учитель должен придерживаться такого плана: зачем учить? чему учить? как учить? Урок - это педагогическое произведение учителя, воспитывающего думающего ученика-интеллектуала. На уроке учащимся должно быть комфортно. Но для этого необходимо продумать учителю каждый свой урок. Перед проектированием урока важно определить тип урока. Замысел урока заключается в целях. Ведущей целью является не только формирование ЗУН, но и развитие личности. Цели урока должны быть конкретными, побудительными и достижимыми, при этом понятными и учащимся. С учетом поставленных целей учитель отбирает содержание урока. Для эффективности урока большую роль играет и обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения, например, проблемно-поисковый (исследования, эвристическая беседа, дискуссии и др.); средств обучения (дидактические материалы, мультимедийные ресурсы и др.). Современный урок - это сотрудничество учителя и учащихся, основанное на атмосфере радости, взаимоуважения и доверии. На мой взгляд, успешность современного урока зависит от профессионализма учителя, от использования им современных методик, технологии и средств ИКТ, индивидуального подхода к учащимся.
Sultanguzhina
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 фев 2016, 17:09

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение Гатауллина И.Р. » 03 фев 2016, 17:09

Мне кажется современный урок не только дает знания, но и готовит детей к дальнейшей жизни. Каких только ситуаций не бывает в жизни, и хотелось бы, чтобы каждый мой ученик мог достичь всего того, что он захочет.
Как построить такой урок? Это продумывает сам учитель, так как каждый поток разный. Дети могут быть совсем не похожи по характеру, по уровню знаний друг на друга.
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, довести до детей, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни. Главное для учителя - достучаться до учеников и их родителей.
Гатауллина И.Р.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 фев 2016, 16:55

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение Лариса Викторовна » 03 фев 2016, 16:57

Осадчих Лариса Викторовна
Чишминский р-н Филиал СОШ с.Кара-Якупово ООШ с. Горный
Чтобы спроектировать современный урок, надо понимать, что он должен отвечать требованиям своего времени. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы уметь влиться в быстро развивающееся общество и быть востребованным в современном высококонкурентном и высокотехнологичном мире.
Принципиальное отличие современного урока заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Самое главное -это личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не количество знаний, накопленные за время обучения в школе.
Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.
Современный урок должен быть компетентностный, так как в центре внимания должны быть уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике, то есть в жизни (его компетентность).
А чтобы урок стал эффективным, мне кажется, учителю в ходе подготовки надо постараться сделать его своеобразным педагогическим произведением, похожим на любое произведение искусства, со своим замыслом, а самому учителю нужно из примы на уроке стать артистом второго плана.
Лариса Викторовна
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03 фев 2016, 16:31

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение Анна Рудкевич » 03 фев 2016, 14:14

Рудкевич Анна Аркадьевна МБОУ СОШ№27 г.Уфа
Внедрение Государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО) вызвало волнения среди учителей начальных классов. Хотя требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всѐ же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приѐмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаѐт учитель, реализующий ФГОС НОО. В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по- новому. Проведение урока– это основной, ключевой момент в педагогической деятельности каждого учителя, от которого зависит качество образования в целом и степень обученности выпускников начальной школы. Урок является живой клеточкой образовательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. 40 минут – это кусочек жизни учителя и учащихся, который может быть прожит ярко, эмоционально, активно и стать запоминающимся событием. А может пройти скучно, неинтересно, и быть незамеченным, не оставившим в жизни никакого следа.
На уроках современного типа ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя теперь становится главным деятелем, учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Современный урок – это современный учитель!
Анна Рудкевич
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 фев 2016, 12:59

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей начального образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1