нарсида суфиярова » 17 янв 2017, 04:37
ГОСУДАРСТЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конспект урока
ПО ТЕМЕ:
Пророк Мухаммад и возникновения ислама
Выполнила: Суфиярова Нарсида Муллаяновна
учитель начальных классов
МОБУ ООШ д.Новый Бердяш
Караидельского района РБ
Уфа - 2017
Тема: Пророк Мухаммад и возникновения ислама.
Цели урока:
Образовательная:
• познакомить учащихся с условиями жизни арабских племен .
• познакомить учащихся с образом пророка Мухаммада, как образом человека и учителя нравственности в исламе.
Развивающая:
• продолжить формировать умение работать с различными источниками информации, осуществлять сравнительные мыслительные операции, делать выводы;
• стимулировать аудиальные и визуальные каналы восприятия информации, совершенствовать образное и пространственное мышление учащихся.
Воспитательная:
• воспитывать уважение к религии другой конфессии;
• обогатить словарь школьника словами культурологического значения;
• расширить представления школьника об исламской культуре;
Оборудование: учебник А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров «Основы религиозных культур народов России», компьютерная презентация «Ислам»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммад, Коран, арабы, бедуины, Медина, Мекка, Кааба, мечеть.
Словарь урока:
Ислам – мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом.
Аллах – единый бог в исламской религии.
Бедуины – кочевые арабы.
Кааба – древнее святилище арабов, храм в Мекке.
Караван-сарай – постоялый двор для торговцев и путешественников.
Коран – священная книга мусульман.
Мусульмане (букв. - «покорные богу») – последователи Мухаммеда, принявшие ислам.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
2. Введение в тему.
- Какие христианские праздники вы знаете?
- Что такое подвижные и неподвижные праздники?
- Какой праздник самый главный для христиан?
- Ребята, какой мусульманский праздник был недавно? ( Курбан - байрам); - Что это за праздник? (великий праздник жертвоприношения)
- Скажите, кто празднует этот праздник? (мусульмане)
- Какую религию исповедуют мусульмане? (Ислам)
3. Сообщение темы.
( Слайд 1)
- Что изображено на слайде? ( мечеть Кул Шариф) Где она находиться ? (в городе Казани на территории Кремля)
–Итак, ребята, мы с вами начинаем знакомиться с новой религией Ислам.
( Слайд 2) ( читают дети)
Ислам - в арабском языке означает «предание себя Богу».
Последователей ислама называют мусульманами.
Арабское слово Аллах означает Бог.
Мусульмане верят, что последним пророком был Мухаммад.
( Слайд 3) Рассказ учителя: - Распространение ислама связано с именем и деятельностью пророка Мухаммада. По преданию Мухаммад считал, что Бог избрал его в качестве посланника и возложил на него обязанность сообщать людям божественную волю.
( Слайд 4) - Мухаммад родился в Аравии, в городе Мекка. Аравия расположена на Аравийском полуострове юго- западной части Азии. (показ учителем на карте расположение Аравии).
( Слайд 5) - Климат Аравии сухой и жаркий. На большей территории существуют степи и пустыни. Земли пригодной для земледелия немного. Основным занятием населения было кочевое скотоводство.
( Слайд 6) - Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами по степям. Они разводили верблюдов, овец, лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Верблюды давали им почти все нужное для жизни. Их молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготавливали ткани и веревки, из шкур –кожу для бурдюков и другой утвари. Верблюд - лучшее в условиях пустыни транспортное средство. В арабском языке слова "верблюд" и "красота" происходят от одного корня.
4. Работа с учебником.
- А сейчас мы с вами прочитаем по учебнику про крепкие родственные связи арабов и кому они поклонялись (открываем учебник на стр. 64 )
( Слайд 7) - Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммада. Рассмотрите рисунок, который называется «Рождение Мухаммада».
- Наиля нам подготовила сообщение о пророке Мухаммаде. Послушаем.
Мухаммад родился около 570 года в знатной купеческой семье. Отец Мухаммеда, Абдулла, умер еще до рождения сына.
В раннем детстве мальчика по традиции отдали на воспитание в одно из бедуинских племен. Там дети росли здоровыми, крепкими и учились чистому арабскому языку. Мухаммада взяла к себе кормилеца по имени Халима. Он прожил в доме своей кормилицы до пяти лет. В 6 лет он осиротел, умерла его мать Амина. Сироту взял на попечение дедушка по отцу Абдуль -Мутталиб. Он очень любил внука и окружил его заботой. Дедушка тоже умер, когда Мухаммаду было восемь лет. И мальчик стал жить с дядей Абу Талибом, который брал его с собой в поездки по торговым делам. Абу Талиб был добрым человеком. Он любил племянника Мухаммада, защищал от бед и плохих людей. Но Абу Талиб был беден, а детей у него было много. Мухаммад видел, что дяде очень трудно прокормить большую семью. И когда он немного подрос, то решил пойти работать, чтобы помогать Абу Талибу. Мухаммад начал пасти стадо овец в окрестностях своего родного города Мекки. Каждый год в течение одного месяца мальчик жил в пустыне. Вокруг него были только растения, небо ,звёзды и овечки, которых он пас. Мухаммад подолгу размышлял о Боге и о том, как Он создал такой прекрасный мир.
Рассказ учителя: Абу Талиб, дядя Мухаммада занимался торговлей. И, конечно, он брал его с собой. Первый раз Мухаммад отправился с дядей в Сирию. Он учился у него вести торговые дела. Вскоре юноша заслужил доверие многих жителей Мекки своим благонравием и правдивостью. Они доверяли ему самые дорогие вещи. Его даже прозвали аль-Амин, что значит «правдивый», «надёжный».
( Слайд 8, 9) - МЕККА - священный город всех мусульман, полное название Аль-Мекка Аль-Мукаррама, что означает «Блистательная Мекка».
5. Физминутка.
6. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 66, прочитаем о том как Мухаммад жил в городе Мекке.
- Что беспокоило пророка Мухаммада в образе жизни мекканцев? (ответы детей)
( Слайд 10, 11,12) - Чудеса Мухаммада
Отпечаток ноги пророка Мухаммада, впечатанный в камень . Хранится мавзолее в Эюпе (Стамбул). Коран - Священное Писание мусульман ( рассказ учителя).
7. Работа в группах. Работа с раздаточным материалом (карточки с терминами и понятиями).
- Распределите карточки, лежащие у вас на парте, на несколько групп. ( Исус Христос, Мечеть, Библия, Мухаммад, Коран, Пасха, Курбан- байрам, Церковь)
- По какому принципу вы объединяли карточки в группы? (1 принцип – 4 группы: основатели религий, священные книги, священные сооружения, религиозные праздники; 2 принцип –2 группы: по принадлежности к религиям). Ответы детей.
8. Итог урока.
- С условиями жизни каких племён мы познакомились?
- С образом какого пророка вы познакомились? Что можете о нем сказать?
- Какой вывод можно сделать после знакомства с христианством и исламом? ( уважать все религии и уважать людей всех религий)