Конспект урока
Предмет ОРКСЭ Класс 4
Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству.
Цель урока – создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству.
Задачи урока:
а) поразмышлять вместе с детьми о многогранном чувстве любви;
б) уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм;
в) порассуждать с учащимися о том, что каждый из нас может сделать во имя любви к Отечеству;
г) развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную речь учеников, формировать коммуникативные навыки
Глоссарий к уроку: Родина, Отечество, страна, малая Родина, семья, добрые дела, патриотизм.
Методы и приёмы работы на уроке: слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа со статьёй учебника, работа в группах, составление пазлов, игра.
Ход урока
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает необычный и очень интересный урок! Давайте улыбнёмся друг другу, и пожелаем удачи! Итак, мы начинаем!
2. Изучение нового учебного материала.
Пока свободою горим
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы! (А.С.Пушкин)
А) Отгадайте слово: страна, где родился человек и к гражданам которой он принадлежит.
О т е ч е с т в о
Отечеством является наша любимая страна – Россия.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Учитель подводит итог высказываний учащихся, формулирует тему урока
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству.
Б) Фронтальная беседа с учащимися по вопросам :
- Каким равнозначным словом можно заменить слово Отечество?
-Значит, слова Родина и Отечество имеют одно значение?
- А вы, ребята, как понимаете слово Родина?
- Что слово Родина означает для каждого и вас?
- Почему же мы Родину называем матушкой, мамой?
А вот как отвечал на этот вопрос знаменитый русский педагог и писатель К.Д. Ушинский:
"Наше Отечество, наша родина-матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина"
- Как называется наша Родина?
В) работа с материалом учебника (стр.142 -144):
– Что объединяет всех людей, живущих в нашей стране?
– Молодцы, ребята, вы произнесли очень важное слово любовь. А что такое любовь? Откройте свои учебники на странице 142 и прочитайте текст учебника.
В) работа в группах:
Ребята, к кому или чему может быть наша любовь? Что или кто является предметом любви?
– А поможет нам ответить на этот вопрос следующая работа. Сейчас вы разделитесь на группы по четыре человека, ваше задание собрать пазлы, которые находятся у вас на столах. (Ребята собирают пазлы с изображением Московского Кремля, достопримечательностей родного села, счастливой семьи и др.)
На основе полученных картинок ученики самостоятельно делают вывод о том, что любить можно свою семью, друзей и близких, родное село, Отечество.
Г) Физкультминутка
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья.
В слове «мы» - сто тысяч «Я».
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.
Любовь – основа нашей жизни. Каждый человек хочет, чтобы его любили. Но если он останавливается только на этом чувстве, то превращается в эгоиста. Настоящая любовь начинается с бескорыстной любви к ближнему. Это когда за свою любовь, вы ничего не требуете взамен. Например: семью, друзей и т.д. Мы любим свою Родину за то, что она у нас есть и, не смотря, какая она.
Любовь – это служение на благо: людей, Отечества и т.д.
Отечество – это все мы.
- А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь?
– Ребята, а что значит бескорыстная любовь?
- Ещё Николай Васильевич Гоголь, известный русский писатель, говорил: «Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но нам какое дело, любит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы?»
– А как может проявляться любовь к Отечеству?
- Подумайте, что вы уже сейчас можете сделать для других?
-А что мы можем сделать для своей Родины?
Сделайте мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, и вы сделаете лучше себя, вы почувствуете, как возрастает в мире любовь, как изменилась наша страна. От малых дел рождается большая любовь к ближнему, к стране. И все это называется патриотизмом.
- С чего начинается Родина?
- С чего начинается Россия?
(Она начинается с вашей любви, с того, что вы готовы сделать ради нее.)
- И помните ребята наше будущее в наших руках. А будущее нашей страны зависит только от вас!
Закрепление учебного материала
– А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что отдашь Земле родной?». Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным… После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.
- Понравилась вам игра?
Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, Родине. Всё это называется патриотизм. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.
Итог урока
Ребята давайте вернемся к теме нашего урока «Любовь и уважение к Отечеству». В чем оно заключается?
Ребята, давайте подведём итог
Интересно
Творчество
Обучились
Главное
–Что вам сегодня было интересно на уроке?
– А что творческого было на уроке?
–А чему вы обучились на уроке?
– А что главное было на уроке?
- И помните ребята наше будущее в наших руках. А будущее нашей страны зависит только от вас!
И закончить наш урок я хотела бы такими словами:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте Родину мою”.
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Моя Родина»