МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Современные образовательные технологии в преподавании КУК ОРКСЭ: проектная деятельность.
Проектный метод в школьном образовании
Разработчик проекта:
Дулясова Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Центр образования № 159»,
высшая квалификационная категория
Руководитель проекта:
Гареева Гульнур Фаритовна
Уфа
2019г.
Оглавление
1. Технология опыта.
1.1. Необходимость введения проектной деятельности 1.2. Актуальность педагогического опыта
1.3. Научность педагогического опыта
1.4. Классификация проектов
1.5. Критерии оценки проекта и принципы организации проектной деятельности
2. Особенности осуществления проектной деятельности в начальной школе
3. Результативность опыта.
4. Заключение
5. Библиографический список
6. Приложение
1. Технология опыта.
1.1. Необходимость введения проектной деятельности
Сегодняшний ученик в современной школе на всех предметах получает возможность работать на уроках в обучающих программных средах, с предметными тренажерами, общаться на страницах интернета на обучающих сайтах не только с одноклассниками, но и с детьми из других городов и стран. Задача учителя ОРКСЭ организовать деятельность класса так, чтобы эта интерактивная коммуникация послужила не разбрасыванию интересов и поверхностному общению, а научить видеть за всем этим определённую цель и желание довести всё до задуманного результата.
В октябре 2009 года приняты стандарты нового поколения для начальной школы, по которым с 1 сентября 2011 г начали работать все общеобразовательные учебные заведения. Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной и методической деятельности как на уровне управления образования деятельности, так и на уровне самого образовательного процесса. Ведущее место среди методов, используемых мировой и отечественной педагогикой, принадлежит сегодня методу проектов.
Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей.
Образовательный (учебный) проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Он может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан на один урок или на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.
Цель работы: определить возможности использования проектной технологии в системе урочной, внеурочной работы в начальной школе.
Задачи работы:
1. Провести теоретический анализ проектной деятельности в начальной школе.
2. Показать особенности осуществления проектной деятельности в начальной школе на примере параллели 4-х классов МАОУ «Центр образования № 159» г. Уфа
3. Научить родителей работе над проектом.
4. Разработать и апробировать метод проектной деятельности в урочной системе.
5. Разработать и апробировать метод проектной деятельности детей во внеурочной деятельности.
6. Определить преимущества применения проектного метода в образовательном процессе школы.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
1.2. Актуальность педагогического опыта
Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является достаточно актуальной. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой думающей саморазвивающейся личности способной к самореализации.
Одна из главных задач учителя при организации процесса обучения заключается в том, чтобы ученик на уроке испытывал удивление, интерес, озадаченность неразгаданной проблемы, радость самостоятельно сделанного открытия.
Опыт работы в школе показывает, что в процессе обучения новое всегда притягивает учеников, но столкнувшись с трудностями, с однообразием, ученик постепенно теряет интерес и желание учиться. И всем нам известно, что одних способностей и стараний учителя не достаточно для учебного процесса. Должна работать связь учитель- ученик и ученик – учитель. Где ключевым звеном является не просто ученик как субъект, а ученик, активно проявляющий себя в этом процессе.
Как сделать так, чтобы не гасла тяга к учёбе, к знаниям, которая присуща, к сожалению, многим ученикам уже к концу обучения в начальной школе?
Надо искать новые формы и методы обучения.
Работа по данной теме показала, что именно проектная деятельность позволяет школьникам не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным участником этого процесса.
Перспективность опыта в том, что он позволяет не только решать задачи на уроке, но и способствует раскрытию и реализации педагогического мастерства учителя, но и творческий потенциал ученика, а также его знания, умения и навыки.
Данный опыт универсален и может быть интересен как учителям начальной школы, так и учителям – предметникам.
1.3 Научность в представляемом педагогическом опыте
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
1.4 Классификация проектов
Сначала я изучила классификацию проектов, которые могут быть реализованы в начальной школе.
По доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательские проекты имеют структуру, приближённую к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблемы на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру. Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)
Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определённые роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра.
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.
Практико-ориентированные проекты чётко нацелены на результат – изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Возможна ориентация на определённый социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников, либо направленный на решение общественных проблем. Здесь необходима не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация внешней оценки проекта.
По количеству учащихся:
индивидуальные;
парные;
групповые;
коллективные.
По месту проведения: урочные, внеурочные
По теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, надпредметные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
По продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.
1.5 Критерии оценки проекта и принципы организации проектной деятельности
Следующий шаг моей работы – это изучение и разработка критерий оценки проекта.
Об успешности проекта судят по тому, насколько полученный результат соответствует инновационным, качественным, временным, социальным характеристикам запланированному уровню, поставленным целям. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Вместе с тем для проектной группы важны и другие внутренние результаты – как рост компетентности проектной команды. Выходы любого проекта многоплановы.
Критерии оценки:
реализуемость,
конкурентоспособность,
жизнеспособность,
востребованность (наличие четко сформулированной проблемы, описание целевой группы, инновационный характер),
измеримость и конкретность ожидаемых результатов,
возможность использования практического опыта реализации проекта в других условиях, другими людьми.
Правила успешности проектной деятельности:
• В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
• Команды не соревнуются.
• Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
• Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
• Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
• Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для выполнения;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)
- вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
2. Особенности осуществления проектной деятельности в начальной школе.
Проанализировав УМК «Перспектива», я пришла к выводу, что проектная деятельность встречается по всем предметам уже начиная с 1 класса. Во внеурочной деятельности в комплексной программе «Праздники и традиции народов России» есть целый раздел проектной деятельности
В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста на примере учеников 4-х классов.
В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1-2 классов осуществляют проектную деятельность под постоянным контролем и руководством учителя, а самостоятельно целесообразней применение метода начинать в 3-4 классах. Начинать проектную деятельность в начальных классах следует на таких предметах, как ОРКСЭ, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Начинаю работу с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия
Начинала работу от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Особое внимание необходимо уделить работе с родителями. На родительских собраниях в 1 классе знакомлю с проектной деятельностью.
Работу над проектной деятельностью начинаю с самых первых дней детей в школе. Если проект делается на уроке, заранее подбираю материал, направляю деятельность учащихся, помогаю распределять роли, задания. Систематическое включение учащихся в такую деятельность даёт свои результаты – дети постепенно приучаются работать самостоятельно, детям такая работа нравится, в итоге, успешно решаются педагогические цели и задачи.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
На первом этапе выбираем тему проекта. В первом классе на уроках – коллективный учебный диалог, игры «Почемучки», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение – рассматривание; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместные с ребёнком, выставки, праздники. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект очерчиваем проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся. На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным .
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь мы вообще можем “ потеряться”, т.е. Стать эдакими “малюсенькими наблюдателями”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Для успешной работы на этапе презентации учим учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации обобщаем, резюмируем, даем оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Таким образом, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Проблемы, затрудняющие переход детей на более высокую ступень образования:
• низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
• неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
• разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
• отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
• пассивное участие некоторых учащихся в проектной деятельности, а следовательно, их отдаление от жизни группы;
• переоценка некоторыми учащимися собственных сил: не все дети, взявшиеся за проект, сумели довести дело до конца.
Отметим положительные моменты работы над проектом.
1. Воспитание чувства патриотизма, уважения к людям живущим рядом.
2. Воспитание навыков самостоятельности, ответственности.
3. Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, взрослыми.
4. Расширение кругозора учащихся.
5. Изменения в отношениях между учащимися.
6. Поддержка проектной деятельности администрацией школы.
В результате работы над проектом у школьников будут сформированы:
Личностные:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов к требованиям конкретной задачи;
-способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия.
Коммуникативные
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения вне учебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом в пространстве Интернета;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
-основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
-понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
-основные источники информации;
-правила оформления списка использованной литературы;
-правила классификации и сравнения;
-способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
-источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета);
-правила сохранения информации, приемы запоминания.
3. Результативность опыта
Результативность изложенного опыта работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности.
Анализируя опыт организации проектной деятельности, выделяются следующие результаты, указывающие на преимущества применения проектного метода в образовательном процессе школы:
1.Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
1) уроки стали проходить боле оживленно, ученики с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
2) прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, проекты становятся лично значимыми для учащихся;
3) у ребят проявился стимул не только получить хорошую оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе.
2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся:
1) немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении;
2) для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной работы.
3.Повышается учебная активность школьников.
4.Обучающиеся участвуют с проектами в районных конкурсах.
Было проведено анкетирование (анонимно) с целью выяснения у учащихся 4-х классов предпочтения видов учебной деятельности на уроке, определения сформированности навыков проектной деятельности и выявления эмоционального отношения к школе и классу.
На вопросы «Нравится ли тебе учиться в школе» и «Нравится ли тебе учиться в твоем классе» все ученики (100%) ответили утвердительно «да», что определяет стабильную положительную учебную мотивацию детей. Ответы на вопрос, «Какие виды деятельности на уроке тебе особенно нравятся» указывают на предпочтение творческих видов, из них «работа над проектом» была в выборах у 80% учеников.
Ребята предпочитают работать в парах, группах или «со всем классом над одним заданием», что соответствует 70%, 60% и 60%, то есть можно судить о наличии навыков групповой работы и развитии коммуникативных умений.
Оказывают помощь при выполнении творческих заданий, судя по выборам детей, – учитель (100% выборов), родители (80%), одноклассники (60%), значит можно говорить о том, что цель создания единого творческого образовательного пространства «ученик- учитель - родитель» достигнута.
Детям было предложено отметить те виды умений проектной деятельности, которые они выполняют хорошо и с удовольствием. Практически каждый подчеркнул три из предложенных четырех пунктов: «готовить сообщение»-60%, «презентовать итоги своей работы по заданной теме»-60%, «высказывать предложения по тому, что надо сделать по данной работе»- 50%, «работать в группе сообща»-80%.
Полученные ответы на вопрос «Ты участвуешь в проектной деятельности потому, что…» тоже предполагал несколько выборов, предпочтительных для каждого ученика: «узнать что-то новое» выделили 80%четвероклассников, «можно раскрыть свои способности, подняться в глазах своих одноклассников на более высокий уровень»-50%, «пообщаться с одноклассниками»-30%.
Для детей, выполняющих творческие задания, в том числе в рамках проектов, школьная жизнь вызывает положительные эмоции, так практически все учащиеся 4 класса (100%) отметили, что выполняют творческие работы с хорошим настроением.
Экспертиза качества успеваемости учащихся начальных классов за период использования проектной технологии в обучении показывает, что уровень обученности детей составляет 100%, уровень качества знаний в среднем 85%. Таким образом, можно считать, что участие детей в проектной деятельности действительно способствует развитию их творческих способностей и учебной активности.
4. Заключение
В заключение хочется отметить, что «проектное обучение» не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Благодаря проектной деятельности повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Библиографический список:
1.Алексеева В.Проекты и исследования. //Начальная школа. №5, 2008.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Гайденко Е. Проектная деятельность учащихся.// Начальная школа. №10, 2006.
4. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. Начальная школа , №7, 2007.
5. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности школьного учреждения. – М.:АРКТИ,2005.
6. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Воронеж, 1998.
7. Павленко В.Проекты и исследования. // Начальная школа. №9, 2008.
8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.
9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.
10.http://www.direktor.ru
11.http://www.n-shkola.ru