Методическая копилка

Модераторы: Э.А.Ижбулатова, Рахматуллина Ш.М.

Re: Методическая копилка

Сообщение Ягудина М.И » 19 фев 2020, 14:15

КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы светской этики»


Тема: Россия – наша Родина
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Цели урока
1. личностные:
- формирование мотивации к изучению нового предмета;
2. метапредметные:
- развитие смыслового чтения;
- развитие речи;
- развитие коммуникативной компетенции;
3. предметные:
- определение круга тем, которые будут затрагиваться в процессе работы по предмету;
- знакомство со структурой учебника

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, творческая работа
Основные термины и понятия:
Родина, Отечество, Россия, патриот,президент, символ, флаг, стяг, триколор, духовный мир, традиция.

Предполагаемые ресурсы для проведения занятий:
- музыкальный материал (песня Ю.Антонова);
- глобус, карта мира;
- флаг РФ;
- картинки из набора «Народы России»;
- впрезентация «Пейзажи России: природные зоны»;
- рабочие листы (пословицы)

Ход урока:
I.Организация деятельности учащихся.
II. Введение. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
Характеристика пособия для учащихся.
III. Работа по теме урока
а. Беседа «Всякому мила своя сторона»
б. Работа в парах. Работа с пословицами.
в. Работа по карте России
г. Показ презентации «Пейзажи России: природные зоны»
д. Работа по учебнику.стр.4-5
е. Самостоятельная творческая работа учащихся.
IV. Закрепление основных понятий урока.
V. Рефлексия
VI. Подведение итогов урока
VII. Задание на дом
- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.
- Учебное пособие познакомит вас с основами светской этики. (см.аннотацию)
Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм?
Что значит быть моральным?
В этом поможет разобраться светская этика. Вы узнаете, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.
Светская этика даст знания, которые помогут вам совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше.

- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?
(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)

- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков.
- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?
- Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?

- Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?
(Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)
3. Беседа
- «Всякому мила своя сторона»
(звучит песня Ю.Антонова «Родные места»)
- О чём пел автор-исполнитель Ю.Антонов?
- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.
Работа в парах.
- Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.


Нет ничего на свете краше,
Родимая сторона — мать,
Всякому мила
Чужбина — калина,
На чужбине родная землица
Береги землю родимую

...во сне снится.
...Родина — малина.
...как мать любимую.
...своя сторона.
...чем родина наша.
...а чужая — ма¬чеха


- Почему же люди так трепетно и нежно относятся к своим родным местам?
- Что такое Родина для каждого из нас?
- Разберите по составу слово «родина».
- Подберите однокоренные слова.
(Например:
Родина – это место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
- Подберите и запишите синонимы слова «родина».
(Отечество)
- Подберите и запишите слова-антонимы.
(Чужбина)
- Попробуйте определить лексическое значение слова «родина».
Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.
— Это место, где стоит наш дом, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
А. Пришелец «Что мы Родиной зовём»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
- Слово и образ... Какой образ возникает в вашем воображении при звучании слова «родина»?
- Представьте, что слово «родина» - это слово-магнит. Какой заряд оно несёт?
- Какие слова притянет, «примагнитит» это замечательное слово?
(Дети записывают слова – ассоциации) С.Михалков «Родина»
«Наша большая и такая разная страна».
- Человек называет город, село, деревню, где он родился, своей «малой Родиной».
- Назовите свою малую Родину.
- Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется?
- Покажите нашу страну на глобусе, на карте мира.
- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать её из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
Татьяна Бокова «Необъятная страна». Прочитать.
- Наша страна такая разная.
1. Работа по карте России
2.Показ презентации «Пейзажи России: природные зоны». Беседа.
Символы земли русской
- Какое дерево стало символом русской земли?
- Да, берёзка. В чём её красота?
- Белоствольное дерево – символ Руси. Белый – цвет чистоты, ясности, света.
- Что ценят русские? Чистоту помыслов, чистоту души, ясность, свет. Не яркий блеск, но гармонию, лад.
- А какой ещё символ России связан с белым цветом?
- Российский флаг. Рассмотрите его.
Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос: белого, синего и красного цветов.
Белый цвет - берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
А ещё наш флаг называют «стягом», «триколором».
Работа со словарём.- Запишите эти слова в ваш словарик.
- Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Возможно и такое толкование:
белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство;
синий - цвет веры и верности, постоянства;
красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Комментированное чтение.
- Заметили ли вы, что каждый раз, говоря о реальных предметах, мы переходили к чувствам, вызываемым ими, к отношениям к ним? Почему так?
- Мы живём в двух мирах. Нас окружает мир материальный, состоящий из реальных предметов и явлений. Но у нас есть ещё свой внутренний мир. Что его наполняет?
- Разобраться в этом нам поможет учебник.
Работа по учебнику.
Учебное пособие – стр.4
- Прочитайте предложения из рубрики «Вы узнаете». Можете ли вы сейчас предположить, как ответить на эти вопросы?
- Прочитайте первый и второй абзац. Выделите «ключевые» слова. (Россия, Отечество, Родина)
- Прочтите третий абзац. Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир».
- Прочтите четвёртый абзац. О чём в нём рассказывается? (О внутреннем мире человека, его душе)

Учебное пособие – стр.5
Работа со словарём. Слово «традиция» мы тоже запишем в наш словарик.

Тради́ция - набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.

Все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.
На Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы.
- А есть ли в вашей семье традиции? Какие?
- Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?
- Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей.
Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.

V. Закрепление основных понятий урока.
Запись в тетрадь терминов и понятий.
VI. Подведение итогов урока

Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

VII.. Задание на дом
- Посоветуйтесь с родителями по поводу выполнения заданий учебного пособия (стр.5)
- Напишите мини-сочинение «Что я могу сделать для Родины?»
Ягудина М.И
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 18 фев 2020, 21:11

Re: Методическая копилка

Сообщение Ягудина М.И » 19 фев 2020, 14:15

КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы светской этики»


Тема: Россия – наша Родина
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Цели урока
1. личностные:
- формирование мотивации к изучению нового предмета;
2. метапредметные:
- развитие смыслового чтения;
- развитие речи;
- развитие коммуникативной компетенции;
3. предметные:
- определение круга тем, которые будут затрагиваться в процессе работы по предмету;
- знакомство со структурой учебника

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, творческая работа
Основные термины и понятия:
Родина, Отечество, Россия, патриот,президент, символ, флаг, стяг, триколор, духовный мир, традиция.

Предполагаемые ресурсы для проведения занятий:
- музыкальный материал (песня Ю.Антонова);
- глобус, карта мира;
- флаг РФ;
- картинки из набора «Народы России»;
- впрезентация «Пейзажи России: природные зоны»;
- рабочие листы (пословицы)

Ход урока:
I.Организация деятельности учащихся.
II. Введение. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
Характеристика пособия для учащихся.
III. Работа по теме урока
а. Беседа «Всякому мила своя сторона»
б. Работа в парах. Работа с пословицами.
в. Работа по карте России
г. Показ презентации «Пейзажи России: природные зоны»
д. Работа по учебнику.стр.4-5
е. Самостоятельная творческая работа учащихся.
IV. Закрепление основных понятий урока.
V. Рефлексия
VI. Подведение итогов урока
VII. Задание на дом
- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.
- Учебное пособие познакомит вас с основами светской этики. (см.аннотацию)
Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм?
Что значит быть моральным?
В этом поможет разобраться светская этика. Вы узнаете, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.
Светская этика даст знания, которые помогут вам совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше.

- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?
(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)

- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков.
- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?
- Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?

- Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?
(Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)
3. Беседа
- «Всякому мила своя сторона»
(звучит песня Ю.Антонова «Родные места»)
- О чём пел автор-исполнитель Ю.Антонов?
- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.
Работа в парах.
- Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.


Нет ничего на свете краше,
Родимая сторона — мать,
Всякому мила
Чужбина — калина,
На чужбине родная землица
Береги землю родимую

...во сне снится.
...Родина — малина.
...как мать любимую.
...своя сторона.
...чем родина наша.
...а чужая — ма¬чеха


- Почему же люди так трепетно и нежно относятся к своим родным местам?
- Что такое Родина для каждого из нас?
- Разберите по составу слово «родина».
- Подберите однокоренные слова.
(Например:
Родина – это место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
- Подберите и запишите синонимы слова «родина».
(Отечество)
- Подберите и запишите слова-антонимы.
(Чужбина)
- Попробуйте определить лексическое значение слова «родина».
Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.
— Это место, где стоит наш дом, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
А. Пришелец «Что мы Родиной зовём»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
- Слово и образ... Какой образ возникает в вашем воображении при звучании слова «родина»?
- Представьте, что слово «родина» - это слово-магнит. Какой заряд оно несёт?
- Какие слова притянет, «примагнитит» это замечательное слово?
(Дети записывают слова – ассоциации) С.Михалков «Родина»
«Наша большая и такая разная страна».
- Человек называет город, село, деревню, где он родился, своей «малой Родиной».
- Назовите свою малую Родину.
- Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется?
- Покажите нашу страну на глобусе, на карте мира.
- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать её из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
Татьяна Бокова «Необъятная страна». Прочитать.
- Наша страна такая разная.
1. Работа по карте России
2.Показ презентации «Пейзажи России: природные зоны». Беседа.
Символы земли русской
- Какое дерево стало символом русской земли?
- Да, берёзка. В чём её красота?
- Белоствольное дерево – символ Руси. Белый – цвет чистоты, ясности, света.
- Что ценят русские? Чистоту помыслов, чистоту души, ясность, свет. Не яркий блеск, но гармонию, лад.
- А какой ещё символ России связан с белым цветом?
- Российский флаг. Рассмотрите его.
Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос: белого, синего и красного цветов.
Белый цвет - берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
А ещё наш флаг называют «стягом», «триколором».
Работа со словарём.- Запишите эти слова в ваш словарик.
- Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Возможно и такое толкование:
белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство;
синий - цвет веры и верности, постоянства;
красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Комментированное чтение.
- Заметили ли вы, что каждый раз, говоря о реальных предметах, мы переходили к чувствам, вызываемым ими, к отношениям к ним? Почему так?
- Мы живём в двух мирах. Нас окружает мир материальный, состоящий из реальных предметов и явлений. Но у нас есть ещё свой внутренний мир. Что его наполняет?
- Разобраться в этом нам поможет учебник.
Работа по учебнику.
Учебное пособие – стр.4
- Прочитайте предложения из рубрики «Вы узнаете». Можете ли вы сейчас предположить, как ответить на эти вопросы?
- Прочитайте первый и второй абзац. Выделите «ключевые» слова. (Россия, Отечество, Родина)
- Прочтите третий абзац. Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир».
- Прочтите четвёртый абзац. О чём в нём рассказывается? (О внутреннем мире человека, его душе)

Учебное пособие – стр.5
Работа со словарём. Слово «традиция» мы тоже запишем в наш словарик.

Тради́ция - набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.

Все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.
На Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы.
- А есть ли в вашей семье традиции? Какие?
- Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?
- Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей.
Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.

V. Закрепление основных понятий урока.
Запись в тетрадь терминов и понятий.
VI. Подведение итогов урока

Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

VII.. Задание на дом
- Посоветуйтесь с родителями по поводу выполнения заданий учебного пособия (стр.5)
- Напишите мини-сочинение «Что я могу сделать для Родины?»
Ягудина М.И
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 18 фев 2020, 21:11

Re: Методическая копилка

Сообщение Ягудина М.И » 18 фев 2020, 21:16

КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы светской этики»

Тема: Россия – наша Родина
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Цели урока
1. личностные:
- формирование мотивации к изучению нового предмета;
2. метапредметные:
- развитие смыслового чтения;
- развитие речи;
- развитие коммуникативной компетенции;
3. предметные:
- определение круга тем, которые будут затрагиваться в процессе работы по предмету;
- знакомство со структурой учебника

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, творческая работа
Основные термины и понятия:
Родина, Отечество, Россия, патриот,президент, символ, флаг, стяг, триколор, духовный мир, традиция.

Предполагаемые ресурсы для проведения занятий:
- музыкальный материал (песня Ю.Антонова);
- глобус, карта мира;
- флаг РФ;
- картинки из набора «Народы России»;
- впрезентация «Пейзажи России: природные зоны»;
- рабочие листы (пословицы)

Ход урока:
I.Организация деятельности учащихся.
II. Введение. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
Характеристика пособия для учащихся.
III. Работа по теме урока
а. Беседа «Всякому мила своя сторона»
б. Работа в парах. Работа с пословицами.
в. Работа по карте России
г. Показ презентации «Пейзажи России: природные зоны»
д. Работа по учебнику.стр.4-5
е. Самостоятельная творческая работа учащихся.
IV. Закрепление основных понятий урока.
V. Рефлексия
VI. Подведение итогов урока
VII. Задание на дом
- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.
- Учебное пособие познакомит вас с основами светской этики. (см.аннотацию)
Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм?
Что значит быть моральным?
В этом поможет разобраться светская этика. Вы узнаете, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.
Светская этика даст знания, которые помогут вам совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше.

- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?
(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)

- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков.
- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?
- Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?

- Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?
(Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)
3. Беседа
- «Всякому мила своя сторона»
(звучит песня Ю.Антонова «Родные места»)
- О чём пел автор-исполнитель Ю.Антонов?
- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.
Работа в парах.
- Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.


Нет ничего на свете краше,
Родимая сторона — мать,
Всякому мила
Чужбина — калина,
На чужбине родная землица
Береги землю родимую

...во сне снится.
...Родина — малина.
...как мать любимую.
...своя сторона.
...чем родина наша.
...а чужая — ма¬чеха


- Почему же люди так трепетно и нежно относятся к своим родным местам?
- Что такое Родина для каждого из нас?
- Разберите по составу слово «родина».
- Подберите однокоренные слова.
(Например:
Родина – это место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
- Подберите и запишите синонимы слова «родина».
(Отечество)
- Подберите и запишите слова-антонимы.
(Чужбина)
- Попробуйте определить лексическое значение слова «родина».
Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.
— Это место, где стоит наш дом, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
А. Пришелец «Что мы Родиной зовём»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
- Слово и образ... Какой образ возникает в вашем воображении при звучании слова «родина»?
- Представьте, что слово «родина» - это слово-магнит. Какой заряд оно несёт?
- Какие слова притянет, «примагнитит» это замечательное слово?
(Дети записывают слова – ассоциации) С.Михалков «Родина»
«Наша большая и такая разная страна».
- Человек называет город, село, деревню, где он родился, своей «малой Родиной».
- Назовите свою малую Родину.
- Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется?
- Покажите нашу страну на глобусе, на карте мира.
- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать её из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
Татьяна Бокова «Необъятная страна». Прочитать.
- Наша страна такая разная.
1. Работа по карте России
2.Показ презентации «Пейзажи России: природные зоны». Беседа.
Символы земли русской
- Какое дерево стало символом русской земли?
- Да, берёзка. В чём её красота?
- Белоствольное дерево – символ Руси. Белый – цвет чистоты, ясности, света.
- Что ценят русские? Чистоту помыслов, чистоту души, ясность, свет. Не яркий блеск, но гармонию, лад.
- А какой ещё символ России связан с белым цветом?
- Российский флаг. Рассмотрите его.
Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос: белого, синего и красного цветов.
Белый цвет - берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
А ещё наш флаг называют «стягом», «триколором».
Работа со словарём.- Запишите эти слова в ваш словарик.
- Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Возможно и такое толкование:
белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство;
синий - цвет веры и верности, постоянства;
красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Комментированное чтение.
- Заметили ли вы, что каждый раз, говоря о реальных предметах, мы переходили к чувствам, вызываемым ими, к отношениям к ним? Почему так?
- Мы живём в двух мирах. Нас окружает мир материальный, состоящий из реальных предметов и явлений. Но у нас есть ещё свой внутренний мир. Что его наполняет?
- Разобраться в этом нам поможет учебник.
Работа по учебнику.
Учебное пособие – стр.4
- Прочитайте предложения из рубрики «Вы узнаете». Можете ли вы сейчас предположить, как ответить на эти вопросы?
- Прочитайте первый и второй абзац. Выделите «ключевые» слова. (Россия, Отечество, Родина)
- Прочтите третий абзац. Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир».
- Прочтите четвёртый абзац. О чём в нём рассказывается? (О внутреннем мире человека, его душе)
Учебное пособие – стр.5
Работа со словарём. Слово «традиция» мы тоже запишем в наш словарик.
Тради́ция - набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
Все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.
На Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы.
- А есть ли в вашей семье традиции? Какие?
- Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?
- Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей.
Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.

V. Закрепление основных понятий урока.
Запись в тетрадь терминов и понятий.
VI. Подведение итогов урока

Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

VII. Задание на дом
- Посоветуйтесь с родителями по поводу выполнения заданий учебного пособия (стр.5)
- Напишите мини-сочинение «Что я могу сделать для Родины?»
Ягудина М.И
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 18 фев 2020, 21:11

Re: Методическая копилка

Сообщение fatkullina.nilya » 18 фев 2020, 16:39

ОРКСЭ. Основы светской этики
Класс 4
Тема урока: Совесть
Цель урока
Знакомство с понятием «совесть», «стыд» с помощью обсуждения притч, афоризмов, просмотренного мультфильма.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Совесть, стыд, размышления, чувства, воля.
Средства ИКТ, используемые на уроке
Компьютер, проектор.
Мультфильм «Лунтик и его друзья. Совесть» -350 серия
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового
материала
Актуализация знаний.
Просмотр отрывка из мультфильма «Лунтик и его друзья. Совесть» -350 серия.
Формулируют тему, цели, задач урока. Постановка проблемы.
Учитель обращает внимание детей на эпиграф урока: Самое главное украшение человека – чистая совесть.
Цицерон
С помощью вопросов учителя заполняют таблицу: Знаю, хочу узнать.
1. Что такое совесть?
2. Нужна ли человеку совесть?
3. Что значит поступать по совести?
4. Какая совесть бывает чиста?
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.
Организация обратной связи
Работают с определениями (по группам)
1. Моделирование понятия «совесть».
2. Работа со словарями.
Подбор однокоренных слов.
Выбрать из афоризмов, посвящённых понятию «совесть» ключевые слова, записать на листочке и вывесить на доску.
Составить представление о понятии «совесть».
Этап 3. Практикум
1.Досматривают мультфильм.
2.Обсуждают мультфильм.
3.Составляют Треугольник совести, который имеет ступени решения проблемы.
Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой
4.Работают со статьёй учебника.(стр.48)
5.Работают в парах с понятиями «стыд» и «совесть»
6.Работают с притчами в группах.
Выступают по плану.
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
1.Работают в парах - игра «Найди пару» (замена одного предложения другим)
2. Составляют портрет совестливого человека (в группе)
3. Осуществляют самоконтроль.
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
- Закончи предложение.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Учитель читает стихотворение Я. Кузовлевой «Совесть».
Домашнее задание: Рассказать членам семьи о том, как поняли понятие «совесть».
fatkullina.nilya
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 18 янв 2017, 05:31

Re: Методическая копилка

Сообщение Хабибуллина Р.Н. » 18 фев 2020, 15:55

Конспект урока по урока по ОРКСЭ в 4 классе «Школа России»
Тема урока: Золотое правило нравственности
Задачи урока:
Обучающая:
- познакомить обучающихся с правилом нравственного поведения.
Развивающие:
- развивать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга;
- развивать память, внимание, мышление, речь обучающихся.
Воспитательные:
-воспитывать чувство сопереживания, интерес к учению, настойчивость;
-научить находить различные способы действий и делать нравственный выбор.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Тихо в классе, тихо в школе,
Всё на месте, всё готово?
Ну-ка улыбнитесь. И садитесь.
II.Повторение.
1.Прослушивание фонограммы куплета песни.
Звучит песенка Леопольда «Если добрый ты это хорошо. А когда наоборот – плохо …» Спрашивает: -Почему?
2.Работа с тестом.
-На прошлом уроке мы изучали тему «нравственный поступок».
Продолжим тестовой работой на повторение
Тест на экране .
1. Что такое толерантность?
а) страх;
б) терпимость;
в) грубость
2. Что такое нравственность?
а) способ поведения;
б) общепринятые традиции;
в) это наука об отношениях между людьми.
3. Нравственный поступок- это:
а) зависть;
б) месть;
в) забота.
4. Безнравственный поступок – это:
а) дружба;
б) эгоизм;
в)сострадание.
Взаимопроверка.

- Какие «неписанные нравственные правила» мы с вами соблюдаем?
- Скажите, трудно соблюдать эти правила?
-Ответьте, что такое порок.
-К чему могут привести пороки?
- Что в современном обществе нельзя делать и это может быть пороком человека?
3. Работа с карточками.
1) Послушаем рассказ.
Поступок или проступок.
Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.
Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие.
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.
Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову...
-Ответь на вопросы:
-Твоё отношение к поступку девочки.
-Как можно исправить ситуацию?
2) Задание . Закончи предложения
1) В своих поступках человек должен ориентироваться на ….___
2) Человек становится добродетельным, когда…______________
3) Добродетельным можно назвать человека, который …______
3) Задание . Расставь следующие качества в таком порядке:
1.порок-избыток, 2.добродетель, 3.порок-недостаток
Застенчивость бесстыдство скромность
4.Работа со сказками.
Показать и назвать положительных и отрицательных литературных героев(Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина).
- На какого героя вы бы хотели походить? Почему?
- На кого из реальной жизни вы бы хотели походить?
5..Работа по листочку.(Приложение)
Задание:
Приведите примеры правил и норм, известных вам сказок, которые помогают сделать жизнь людей легче и лучше, и примеры поступков, от которых жизнь становится хуже. Раскрась понравившиеся картинки.
6.Учитель подводит итоги.
Позитивные нормы Негативные примеры
Уважать старших Держать слово Быть верным дружбе Защищать слабых и т.д. Обманывать Предавать Обижать слабых Издеваться над стариками и т.д.
Вы увидели, что все в этом мире имеет свою противоположность.
-А что нужно сделать, чтобы другие воспринимали наше поведение как добродетельное?
-Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.

III.Физминутка.
- Теперь попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней.
(вежливо – попрыгали, хлопок руками над головой наклон головы в ; невежливо – присесть на корточки, наклон головы)
• Поздороваться при встрече …
• Толкнуть и не извиниться …
• Помочь подняться, поднять упавшую вещь …
• Перебивать старших…
• Уступить место пожилому человеку…
• Мешать на уроке своему соседу по парте …

IV. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока .
-Подберите существительные к прилагательному золотое. (Золотые руки, золотое сердце, золотое кольцо, золотая голова, золотой характер, золотые слова, золотое правило)
- Что получилось?
- Какое задание можно придумать к данным словосочетаниям?
- Предложите признак деления на группы.
- Я предлагаю распределить на 2 группы.
- Что значит золотое кольцо?
-Что значит золотая голова?
- Что значит золотые руки?
- А как вы понимаете золотой характер?
- Что значит золотое правило?
-Почему оно золотое? Где-то это правило написано? Как оно звучит?
-Если это правило, то, как и где его применять?
V. Целеполагание и мотивация.
-Что ждете от урока? Какие цели можете поставить?
-Вы узнаете: почему появилось золотое правило нравственности. Как формируется золотое правило нравственности.
Как применять золотое правило нравственности в жизни.
- Конечно, на все вопросы постараемся ответить и попробуем создать модель золотого правила. Созданная модель будет результатом нашей работы по данной теме.
VI. Работа по теме урока.
1.Работа с высказываниями древних.
- Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является «Золотое правило нравственности». Его стали называть так в XIII веке. Это правило, как способ управления поведением, встречается во множестве формулировок. Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.
2.Знакомство с учениями философов.
Конфуций «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»
Будда: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».
Моисей «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- Чему учат эти правила? Что их объединяет?
3.Формулировка золотого правила нравственности.
-Думаю и вы, ребята, попытаетесь выразить основной смысл формулировки «Золотого правила нравственности»
4.Работа учащихся над осознанием «золотого правила» нравственности.
- Необходимо придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Придумайте, что могло бы вас обидеть и чего бы вы не хотели получить по отношению к себе. Например, я не буду обзываться, потому что мне это бы не понравилось, если бы стали обзывать меня.
- У всех нас бывают в жизни ситуации когда, трудно решить, что делать, как поступить. Золотое правило нравственности помогает принять решение в той или иной ситуации.
- Хотите проверить? Представьте, что наступила перемена и три товарища решили перекусить.
5.Чтение рассказа В. Осеевой «Три товарища».
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
Коля: - Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
Витя:- Завтрак потерял...
Коля: - Плохо, (откусывая большой кусок белого хлеба)
Витя: - До обеда далеко еще!
Миша: - А ты где его потерял?
- Не знаю. -тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в портфель класть.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
Беседа по содержанию:
-Почему рассказ назван «Три товарища»?
-Что чувствовал Витя, который забыл дома завтрак?
-Представьте себя на его месте.
-Хотелось ли вам, чтобы с вами так поступили?
-Как вы считаете, какому правилу следовал мальчик, который поделился завтраком?
- Как поступили бы вы?
-Вывод: у всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов трудно решить, что делать, как поступить. Золотое правило нравственности помогает принять решение в той или иной ситуации.
- Достаточно ли знаний золотого правила нравственности, чтобы поступать в соответствии с ним?
-Вывод: Нет, необходимо осознать (выполнение правила становиться личной задачей, человек выполняет его не по принуждению, а на основе своих убеждений), необходимость исполнения (человек не только знает, как нужно поступать, а действует, совершает поступки).
VII. Закрепление.
-Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
-Отметь словосочетания связанные с золотым правилом нравственности.
Играть на пианино. Делиться с другом . Поддерживать товарища.
Ходить на рыбалку. Бегать по дороге. Отзываться на чувства окружающиx.
- Какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности?
1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
2. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
3. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
4. Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
5. Как аукнется, так и откликнется.
6. Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
7. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
-Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?
а) Потому что это закон государства.
б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.
в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.
г) Все варианты верны
VIII. Итог урока.
- Чему учит ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ?
-Вывод: Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Это правило учит быть нравственным человеком.
- Как же надо поступать, чтобы к тебе относились так, как вы хотите? Следуйте трем основным правилам. Назовите закон доброго отношения к людям.
-О чём нужно помнить?
- Как вы думаете, можно назвать это правилом отношений между людьми?
-Мы любим, когда нас любят,
Мы любим, когда нас уважают,
Но давайте подумаем вместе:
Сами ли мы так поступаем?!
Мы хотим иногда, чтоб хвалили,
Мы хотим иногда, чтоб любили
И слова добрые нам говорили.
Как хочешь, чтоб с тобой поступали,
Так и ты поступай с другими!
И если хочешь, чтоб руку подали,
То и ты тогда помоги им!
- Спешите делать добрые дела, ребята.
Ведь тот, кто делает добро другим, делает добро себе.
IX. Рефлексия.
-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока?
Удалось ли вам достичь ее?
-Чем понравился урок? О чём поделитесь с родителями?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему? –-Что было главное в уроке?
-Обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует твоим достижениям на уроке: Всё получилось! Я старался, но получилось не всё. Было слишком трудно.

X. Домашнее задание
Выбрать задание индивидуально по своему усмотрению.
1)подбери пословицы по теме урока и нарисовать рисунок доброго дела;
2)написать мини-сочинение на тему «Как я помогаю людям»;
3)необходимо записать добрые дела, которые вы совершите в течение недели и нарисовать рисунок доброго
Хабибуллина Р.Н.
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 фев 2020, 15:47

Re: Методическая копилка

Сообщение Анися » 18 фев 2020, 13:51

Добрый вечер. Спасибо вам за интересные внеклассные разработки на 23 февраля и ко Дню Победы.
Анися
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 14 фев 2020, 18:13

Re: Методическая копилка

Сообщение АлетдиноваИЗ » 18 фев 2020, 09:16

Уважаемые коллеги! Спасибо за конспекты по духовно-нравственному воспитанию.
АлетдиноваИЗ
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 18 фев 2020, 09:11

Re: Методическая копилка

Сообщение khuzhina72 » 18 фев 2020, 04:26

1. Общая часть
Предмет ОРКСЭ. Основы светской этики Класс 4
Тема урока Стыд, вина и извинение.
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
1.Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.
П. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Адекватное восприятие и понимание оценки учителя.
К. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что – нет. Развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на основы общечеловеческих нравственных ценностей, делать выбор в предложенных ситуациях.
Цель урока Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.
Основные понятия, изучаемые на уроке Стыд, «ложный стыд», вина, раскаяние извинение, прощение.
Средства ИКТ, используемые на уроке Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint ).
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики».
Ресурсы
(информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке Л. Н. Толстой. Косточка.
Репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка»
Сборник русских народных пословиц и поговорок.

Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового
материала
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
7 минут Создание проблемной ситуации: прослушивание фонограммы Л. Н Толстого «Косточка».
Обсуждение.
- Почему мальчик заплакал? О каком чувстве будем сегодня говорить?
Сообщение темы урока.
- Что может вызвать у человека чувство стыда? П:
-строить речевое высказывание в устной форме;
-делать выводы на основе анализа объектов;
Р:
-определять цель деятельности на уроке
К:
- слушать и понимать других;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной форме.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.
Организация обратной связи
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
12 минут Работа над репродукцией картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка»:
Беседа, обсуждение.
Работа над понятиями стыд, вина, извинение, прощение:
Беседа, работа с учебником. .П:
- извлекать информацию из текста;
-строить речевое высказывание в устной форме;
- делать выводы на основе анализа объектов;
К:
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Р:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Этап 3. Практикум
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
14 минут Вывод по теме урока.
Работа со схемой: расположить слова по порядку: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение. Разъяснение понятий. Запись в тетрадь.
Работа над этикетными словами: вежливые слова.
5 шагов к правильному извинению.
Что еще важно помнить при извинении? .П:
- извлекать информацию из текста, схемы;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- делать выводы на основе анализа объектов;
- осуществлять синтез, составлять целое из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи;
.К:
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Р:
- понимать цель выполняемых действий;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД
7 минут Игра «Доскажи словечко» (Легче на душе становится, когда тебя…. ) И т.д.
Работа в группах. Составление пословиц и их объяснение. П:
-извлекать информацию из текста;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-делать выводы на основе анализа объектов;
К:
- слушать и понимать других;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Р:
-в диалоге с учителем оценивать свою работу и работу других учащихся.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД
5 минут Работа по таблице Эдварда де Боно .
Плюс - понравилось на уроке,
минус – не понравилось,
интересно - все любопытные факты урока. К:
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Домашнее задание: Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях или составить
самим рассказ.
khuzhina72
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28 окт 2019, 06:50

Re: Методическая копилка

Сообщение svetakhakimova » 17 фев 2020, 17:50

Благодарю за отличные разработки уроков!
svetakhakimova
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 17 фев 2020, 17:33

Re: Методическая копилка

Сообщение Зульфида » 17 фев 2020, 17:12

Здравствуйте!Большое спасибо за методические разработки. Можно использовать в работе с детьми.
Зульфида
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 фев 2020, 16:47

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей начального образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1