hairullina » 26 апр 2020, 12:36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Современные образовательные технологии в преподавании
КУК ОРКСЭ: проектная деятельность.
Проектный метод в школьном образовании
Разработчик проекта: Хайруллина Р.М.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье
Уфа-2020
Содержание
1. Введение
2. Актуальность
3. Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ.
4. Особенности методики преподавания основ светской этики
в начальной школе.
5. Проектный метод в школьном образовании
6. Характеристика метода проектов
7 .Заключение
8.Список использованной литературы
9. Приложение. Групповой проект учеников «Папа, мама и я – толерантная семья». Руководитель Хайруллина Р.М.
1. Введение
«Время есть величайший из новаторов», - писал английский философ Френсис Бекон.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования заставило меня по-новому взглянуть на учебный процесс, пересмотреть свои позиции в обучении воспитании задуматься над вопросом: «Как дать детям стимул к творчеству?»
Переход на ФГОС предоставил нам достаточно широкий выбор образовательных технологий. Одним из них, на мой взгляд, проектный метод как средство развития свободной творческой личности ребенка.
2. Актуальность
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев
3. Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ
Как для учеников, так и для учителя, урок любого из модулей ОРКЭС интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и др.)
- Какие образовательные технологии вы можете назвать?
Можно выделить следующие современные педагогические технологии, которые чаще всего используются на уроках ОРКСЭ:
- технология проблемного обучения;
- технология проектного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии игрового обучения;
- технология критического мышления.
4. Особенности методики преподавания основ светской этики
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
5. Проектный метод в школьном образовании.
Проектная учебная деятельность является компонентом системы образования и развития учащихся. Педагоги должны быть готовы возглавить проект, генерировать идеи проекта, быть в составе команд, работающих над проектами.
Метод проектов является методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Учебная программа учителя начальных классов строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные творческие способности ребёнка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией.
6. Характеристика метода проектов
Что мы понимаем под методом проектов? Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».
Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план. Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Принципы организации проектной деятельности
Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для выполнения;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)
- вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
7. Заключение
В заключение хочется отметить, что “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Активными участниками проектов нашего класса становились не только дети, но и их родители. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией. Такими проектами в нашем классе стали, на мой взгляд, проекты «Быть хорошим отцом – подлинный талант», «Шэжэрэ – моя родословная», «Герб моей семьи», «Спасибо деду за победу», «Азбука- к мудрости ступенька», «Удивительный природный объект нашего края – Южно-Уральский природный заповедник», «Пожарный – профессия героическая» и т.д.
Я представляю проект совместной творческой деятельности учителя, родителей и детей на тему «Папа, мама и я – толерантная семья».
8. Список литературы.
1. Данилюк, А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2012. - 671 c.
2.Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.
3. Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html, imz.ucoz.ru›index/fgos/0-18
4. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учащихся под ред. А.Б. Воронцова, М.: Просвещение, 2010
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
9. Приложение
Проектная работа
«ПАПА, МАМА И Я - ТОЛЕРАНТНАЯ СЕМЬЯ»
Авторы: Тютюнова Анна,
Шамсутдинова Алина,
Смагина Мария, класс 2
МАОУ СОШ № 1 ЗАТО МЕЖГОРЬЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Руководитель: Хайруллина Рамиля Мухамадеевна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №1 ЗАТО МЕЖГОРЬЕ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Содержание
Введение. Укрепление семейных ценностей как залог благополучного детства
Жизненные ценности. Толерантность
Что такое толерантность?
Как я понимаю толерантность
Мы – семья, а значит, справимся с любой задачей
Папа, мама и я – толерантная семья
Что такое хорошо и что такое плохо
Маленькая победа в формировании толерантности
Литература
Введение
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Они являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Именно в семье закладывается основа нравственности, духовности, терпимости. Проект «Папа, мама и я – толерантная семья» посвящён году семьи в Башкортостане.
Цели: Формировать навыки толерантного сознания, учиться толерантному отношению друг к другу.
Задачи:
1.Формировать исследовательские умения при выполнении проектной работы.
2. Содействовать формированию дружного коллектива детей и родителей класса.
3. Создавать благоприятные условия для участия родителей в школьной жизни.
4. Составить таблицы «Численность населения по национальности г. Межгорье», «Национальный состав учащихся СОШ №1 ЗАТО Межгорье».
Актуальность: интерес к проблеме толерантности- части нравственной культуры человека.
Гипотеза: создание толерантной среды в семье и школе, где примером являются взрослые
Этапы исследования:
1. Анализ литературы, сбор информации в сети Интернет
2. Наблюдение;
3. Анкетирование;
4. Диагностика;
5. Анализ сочинений и рисунков «Как я понимаю толерантность», «Толерантный мир».
6. Беседы «Ты да я, да мы с тобой», «В царстве вежливости и доброты», «Толерантность – дорога к миру».
7. Игры «Комплименты», «Волшебный микрофон», «Нарисуй себя»;
8. Итоговое совместное мероприятие родителей и детей «Фестиваль дружбы народов».
9. Олимпиада по толерантности.
Укрепление семейных ценностей как залог благополучного детства
Что такое семья?
Вы спросите меня,
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья – это дом, садик мой за окном,
И семья – это малая родина!
И основа основ – наш родительский дом
И семьёй в мире жизнь продолжается!
На чём должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании. Конечно же, всё это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть, семейные ценности – это то, что нельзя купить ни за какие деньги. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Это трудовые, культурные традиции, воспитание толерантной личности на основе нравственных категорий. В семье закладывается основа нравственности, духовности, терпимости. Крепкая семья - залог стабильности и процветания любого общества.
Жизненные ценности. Толерантность
Окружающий мир многолик и разнообразен. Мы живём в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего поколения протекает в ситуации, ценностно – нормативной неопределённости. И не смотря на все жизненные трудности, каждый из нас стремится найти в мире своё место, открыть себя, реализовать свои возможности. Как подготовиться к взрослой, самостоятельной жизни не разрушая себя и мир, в котором ты живёшь. Каждый человек – это микрокосмос, уникальный в своём проявлении, но свободной личностью, обладающий психологической культурой, готовой нести ответственность за своё поведениеи поступки, может считаться тот, кто оказывается способным строить свои отношения с другими на основе общечеловеческих ценностей.
Недавно учительница прочитала нам сказку Валентина Катаева. Помните историю про цветик - семицветик? Куда девочка Женя потратила свой последний лепесток? Глубоко нашу душу затронули милосердие и сострадание девочки. Сказки учат нас добру, любви, взаимоуважению, взаимопониманию, терпению. А учительница назвала все эти черты красивым словом «толерантность». Нам стало интересно: что такое толерантность? Какими чертами должен обладать толерантный человек? А какие черты личности мешают быть таковым, мы и решили поразмышлять. Тему нашего проекта мы назвали так: «Папа, мама и я – толерантная семья».
Чтобы ответить на эти вопросы, мы посетили школьную библиотеку, посмотрели книги по этой теме, обращались к своим родителям и учителю, искали материал в компьютерной сети Интернет, воспользовались наблюдениями, беседовали заместителем директора по родным языкам Мухарямовой Минзалёй Мусалямовной, а также встретились с председателем исполкома Курултая г. Межгорье Фахретдиновой Ритой Равиловной.
Они дали ценный материал для нашего проекта. «Численность населения по национальности в городе Межгорье на 2010 год» мы его представили в таблице. В результате исследования национального состава учащихся нашей школы на 2011- 2012 учебный год, выявились следующие данные: в МБОУ СОШ №1 из 569 обучающихся учится 254 ребёнка русской национальности, башкир - 272, татар -26, чувашей - 2, удмурт – 1, молдаван - 1, украинцев – 3, чех – 1, казах – 1, азербайджанец – 1, цыган – 1, афганец – 1, армянин – 2. Ярким примером толерантности, где стираются национальные группы, является наша школа и наш городок.
Мы провели исследование семей нашего класса. Во 2 А классе есть многонациональные семьи: 7 семей в которых мама по национальности башкирка, а папа русский, 3 семьи наоборот. В одной семье мама татарка, а папа – чуваш. Моя семья тоже многонациональная: мама башкирка, папа – русский. А кто же я по национальности? Я думаю, что определять это вовсе не надо. Национальность – это факт, определяющий принадлежность. А мы живём в толерантной семье.
Наша коллективная работа «Папа мама и я – толерантная семья» состоит из нескольких этапов.
Что такое толерантность?
Если ты к друзьям терпим, выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов ты всегда прийти на помощь.
Веришь в чудо, в доброту, взрослых уважаешь,
Маме с папой не грубишь, младших ты не обижаешь.
Значит, не зря все говорят, что ты толерантен.
Оставайся им всегда и будь ещё галантен.
Если каждый друг другу терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Несомненную важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого 16 ноября, и принятая ЮНЕСКО «Декларация принципов толерантности». Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность – считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, сообщества
Понятие толерантность имеет свою историю: на рубеже 18 – 19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневетский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17 - ом) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Наша жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. А ведь сказка может многому научить. Чему же? Что же ценного можно узнать о чертах толерантной личности?
В сказке А. С. Пушкина «Золотая рыбка» мы видим пример стремления человека к власти. Старуха, получая всё больше и больше, стремиться стать владычицей морской, жадность и властность не приносят её ничего хорошего. Получая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека. А в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева » мы видим другой пример Хрупкая девочка Герда ради любви к ближнему готова принести себя в жертву. Она преодолевает все трудности на своём пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё - любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих толерантных черт так и не хватает в жизни.
А в сказке Катаева Валентина Петровича помните слова девочки Жени:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели».
- вели, чтоб Витя был здоров! Здесь налицо милосердное отношение к мальчику – инвалиду.
Мы все любим сказки. Они учат нас, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира? Мы поняли, что ценности могут переоцениваться и от каждого из нас зависит, какие ценности выбрать главными в своей жизни. Ведь от нашего выбора зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих людей.
Черты толерантной личности:
Расположенность к другим, снисходительность,чувство юмора, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, способность к сопереживанию, гуманизм, умение слушать, чуткость, умение не осуждать других, быть терпимым.
А что значит - быть терпимым? Это значит: уметь прощать, принимать людей такими, какими, какие они есть, уметь признавать свои ошибки, понимать других, допускать, что другие люди могут думать, жить по – другому, чем ты.
Хотелось бы, чтобы в наших семьях всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Ответ на этот вопрос можно найти в китайской притче «Ладная семья».
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: «И мира тоже».
Современное поколение никогда не должно забывать о том богатстве, которое оставили нам наши предки. Мудрость наших предков отражена в произведениях устного народного творчества. Мы попытались выяснить, какие ценности отражены в пословицах и поговорках. А ещё мы нашли много высказываний известных людей о человеческих ценностях и попытались создать «Словарик толерантности». Читая коротенькие фразы - пословицы и поговорки, - мы каждый раз убеждались, как мудры были наши предки. В простом коротком изречении они могли точно, лаконично сказать о каком – либо предмете, или явлении. Что же ценили наши предки?
В своём исследовании мы использовали анализ пословиц, поговорок, сказок, в которых говорится о жизненных общечеловеческих ценностях. Вот некоторые из них:
• При солнышке тепло, при матери добро. Здесь говорится о материнской любви, заботе, доброте;
• Там, где дружат, живут, не тужат. Начался разлад и друзьям не рад. Здесь говорится о важности дружбы и взаимопонимания;
• Где любовь да совет там и счастье, и свет, а где споры да ссоры, там одни лишь раздоры. Здесь говорится о значимости любви и согласии между людьми.
Иногда нас спрашивают, что такое любовь, доброта, дружба и каждый понимает значение этих ценностей по – своему, которое не каждый может объяснить. Но когда мы прикоснулись к мудрости великих людей, мы очень многое поняли. Действительно, мы согласны с Джоном Ивненым, который сказал, что «дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». Поражают слова Мартина Кинга, для которого «любовь – это единственная сила, способная превратить любого врага в друга». Сегодня также значимы слова Франка Кларка: «Настоящая щедрость - делать что-нибудь хорошее тому, кто никогда об этом не узнает». Что – то мы узнали и новое, например, «Милосердие – это желание приносить пользу другим людям, без мысли о вознаграждении» (Э. Сведенборг);
«Жертва – самое явное доказательство любви» (Фрай Кэролайн);
«Чуткость – это высочайшая степень внимания к нуждам другого человека. Забота о других людях – основная обязанность в жизни каждого» (Вильсон Вудро).
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Лев толстой).
«Если, я чем то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорблю тебя, а напротив, одаряю» (Антуан де – Сент Экзюпери).
«Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей» (В. А. Сухомлинский)
В нашем «Словарике толерантности» есть только два определения, что такое счастье. Мы их обязательно зачитаем, потому что это действительно гениальные слова. «Счастье всегда кажется маленьким, когда ты его держишь в руках, но отпусти его - и сразу поймёшь, насколько оно огромно и прекрасно» (М. Горький).
В нашем жестоком мире, где столько лжи, несправедливости, насилия, наверно, именно нашему современному поколению нужно, наконец- то задуматься о том, что существуют такие ценности как милосердие, доброта, любовь, справедливость. Мы считаем, всё это действительно ценности потому, что их осталось так мало. И мы надеемся что наш «Словарик толерантности» сможет помочь сделать нам выбор в трудных жизненных ситуациях и что когда- нибудь слова Льва Толстого: «Естественное истинное счастье в жизни – это жить для других» - не будет выглядеть смешно. Проанализировав сказки, мы поняли, что от каждого из нас зависит, какие ценности выбрать главными в своей жизни. Ведь от нашего выбора зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих.
Как я понимаю толерантность
Толерантность – качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или более человека, и эти люди чем – либо отличаются друг от друга – взглядами, вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. Вот как рассуждают наши одноклассники о толерантности:
«Доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья» - пишет Мурзагалина Гульдар. «В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы смеёмся над ними? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия» - так думает Якупова Яна. « Все мы должны жить и понимать друг друга. Мы должны быть толерантными людьми» (Шматко Семён), «Если мы будем толерантными людьми, то на Земле исчезнуть войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга, всё равно, какой ты национальности, какого цвета кожи» - это размышления Агеева Александра. « Я живу в Башкортостане и с детства слышу, как люди говорят на разных языках. Меня восхищают люди, владеющие даже двумя языками, не говоря уже о полиглотах – владеющих многими языками. Я по национальности русская и люблю свой родной язык. Весь мир читает книги написанные русскими писателями. Люблю русские народные сказки, загадки.
Когда я пришла в школу, то стала узнавать больше о своём родном языке, учиться писать грамотно, красиво. Учительница всегда говорит нам, что уважающий себя человек не может писать с ошибками. Я согласна, что каждый человек должен ценить свой родной язык. Я ещё изучаю башкирский и английский языки. Английский язык прочно входит в нашу жизнь: много слов приходит в нашу речь, которые мы не всегда понимаем. Людей это раздражает. Мы живём в России, а слова сплошь английские! А мне английский язык нужен для будущей профессии. Хочешь заниматься компьютером – изучай английский. Но больше всего меня удивило и порадовало, что мне интересно изучать башкирский язык. Здорово узнавать слова, которые мы слышим каждый день по радио, телевидению, на улице. Теперь я могу понимать, что написано на вывесках магазинов, умею здороваться и прощаться, говорить простые фразы на башкирском языке. Я становлюсь полиглотом. А раньше даже и не мечтала об этом! Язык – это культура. Любой язык создавался веками, он принадлежит целому народу. И каждый язык имеет право жить и развиваться. В нашем классе учатся дети нескольких национальностей. Я считаю, что нужно учиться терпению по отношению к людям всех национальностей и культур», - пишет Смагина Мария.
Мы – семья, а значит, справимся с любой задачей
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани.
У нас замечательный класс. Ребята весёлые, шумные, дружные. Мы вместе делаем много интересных дел: ходим на экскурсии, концерты, катаемся на лыжах, на коньках, с помощью родителей участвуем в конкурсах рисунков, поделок, играем на разных музыкальных инструментах, танцуем, поём, играем в разные подвижные игры. А главное, все любят учиться, получать знания в школе.
Ребята нашего класса – самые активные участники всех мероприятий, проводимых в школе и в городе. Они не обходятся без наград.
Недавно в нашей школе прошло большое мероприятие, посвящённое Международному дню толерантности. В рамках недели толерантности в актовом зале была проведена общешкольная линейка, которая дала старт всем мероприятиям. Была показана мультимедийная презентация «Что такое толерантность?» Каждый день недели был посвящён одному мероприятию. Это - классные часы, Игры «Комплимент», «Волшебный цветок добра», конкурс сочинений «Толерантность - это дружба», рисунки, поделки, посвящённые неделе толерантности, оформление уголка «Ожерелье дружбы». А неделя завершилась общешкольным праздником – «Фестивалем дружбы народов». А мы с нашими родителями были ведущими этого праздника.
Остальные классы представляли выбранные ими республики и страны: Россию и Башкортостан, Белоруссию и Украину, Чувашию и Татарстан. Дети в национальных костюмах приветствовали всех собравшихся, угощали национальными блюдами, и рассказывали о замечательных традициях своего края. Дети рассказывали друг другу всё, что сами узнали об этих республиках, и были удивлены, узнав, что ив нашей школе есть ребята всех представленных национальностей, и ещё многих - многих других.
Несомненно, этот «фестиваль дружбы» остался в душах детей, педагогов и родителей нашей школы, осталось понимание, что в нашей стране живёт и сосуществует огромное число разных народов и культур, что мы должны стараться жить, понимая друг друга.
Интересный материал был напечатан в газете «Наше время» об этом празднике.
За активное участие в мероприятиях в рамках недели толерантности наш класс награждён грамотой.
Папа, мама и я – толерантная семья
Воспитывать толерантность в семье – значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Для того, чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у детей систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, понимание, сопереживание.
Для родителей наша учительница провела педагогический всеобуч на тему «Как воспитывать толерантного человека?» А мы отвечали на вопросы анкеты, а также участвовали в олимпиаде по толерантности.
«Ответив на вопросы анкеты, я для себя сделала вывод, что моя семья – толерантная. Мы живём очень дружно: папа, мама, я и моя старшая сестра Динара. Мы друг друга хорошо понимаем, в семейном кругу обсуждаем все проблемы. Мама с папой мне дают советы, как поступать в той или иной ситуации. Я очень дорожу советами родителей, учусь у них правильному отношению к окружающим».
Наши родители активно участвуют в жизни класса и школы. Недавнее мероприятие, проведённое с родителями, мы назвали «Папа, мама и я – толерантная семья». Замечательно провели мы время. Родители и дети рассказывали стихи о толерантности, пели песни о дружбе, рисовали рисунки к пословицам о дружбе, танцевали русский, башкирский, татарский, украинский, грузинский танцы. Играли с бумажными куклами, одетыми в различные национальные костюмы, инсценировали китайскую притчу «Ладная семья».
Мы все поняли, основой жизни всякой хорошей семьи является умение прощать, терпеть, любить, признавать свои ошибки, понимать других» (Шамсутдинова Алина).
Что такое хорошо и что такое плохо
Что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности,
т. е. чтобы отношения в них стали как можно более толерантными. Чем же толерантная личность отличается от интолерантной? Посмотрим таблицу:
Толерантная личность Интолерантная личность
Уважение мнения других Непонимание
Доброжелательность Игнорирование
Желание что- нибудь делать вместе Эгоизм
Понимание и принятие Нетерпимость
Чуткость Пренебрежение, раздражительность
Доверие Равнодушие
Любознательность Агрессивность
Маленькая победа в формировании толерантности
Наша группа работала над выявлением ценностей присущих нашим одноклассникам и нашему классу в целом. Всем учащимся нашего класса было предложено нарисовать свою систему ценностей. Как вы можете видеть, система ценностей каждого из нас индивидуальна. Но обобщив все данные, мы создали общий список ценностей, присущих нашим одноклассниками нашему классу. Наиболее распространенными среди ценностей являются следующие: жизнь – 61 %, здоровье – 55%, спорт – 61 %, семья – 83%, доброта – 78%, труд – 50%.
Анализируя результаты, можем сделать вывод, что для обучающихся нашего класса наиболее значимы следующие ценности: семья, дом, труд, человек, дружба, знания (диаграмма).
Среди обучающихся нашего класса мы провели опрос, из которого узнали, что ценностями нашего класса, как единого целого, являются: дружба, спорт, знания, отзывчивость, самостоятельность, аккуратность.
Чувства дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания у нас проявляется в том, что мы можем помочь друг другу в любую минуту.
Спорт – многие ученики нашего класса занимаются в спортивных секциях, кружках, участвуют в общешкольных, городских мероприятиях. Это Сивков Данила, Михайлюк Данил, Грачёв Никита, Аиткулов Айбулат, Гумерова Райля, Мургагалина Гульдар, Смагина Мария, Тютюнова Анна, Шамсутдинова Алина. Они занимают призовые места.
Знания – все обучающиеся нашего класса стремятся к знаниям: посещают библиотеку, музыкальную и художественную школы. В классе 3 отличника. Это Шевченко Леонид, Тютюнова Анна, МурзагалинаГульдар. 14 хорошистов.
Аккуратность – мы всегда стараемся содержать свой класс в чистоте и порядке, а также следим за своим внешним видом. Самостоятельность – у нас проявляется при работе над каким – либо мероприятием, проектом. Мы сами можем распределить и выполнить возложенные на нас обязанности, также мы следим за графиком дежурства в классе и по школе.
Проделав эту работу, мы пришли к выводу, что ценностями нашей школы и класса являются творчество, семья и её благополучие, доброта, любовь к своему делу, уважение друг к другу, общение с друзьями. В результате практического исследования, появилась следующая закономерность: ребята нашего класса обладают хорошем уровнем толерантности.
Подводя итоги всей нашей работы, мы можем сказать, что, не смотря на то, что все люди разные наибольшую роль и значение играют именно общечеловеческие ценности. Мы считаем, что результаты нашей работы будут нам полезны в будущем. Реализация данного проекта направленного на формирование толерантного сознания позволит выпускнику начальной школы быть более успешным в обществе и в дальнейшей его жизни.
Мы будем продолжать эту работу.
Литература
1. Ильченко Л. П. «Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности». Начальная школа, 2004г., №5.
2. Катаев В. П. Сказка «Цветик - семицветик». Хрестоматия для 2 класса, серия «Школьная библиотека», М.: 2010г.
3. Ковынева М. В. «Здравствуй, школа! », изд. Ростов- на –Дону:«Феникс», 2005г.
4. Крылова Н. И. «Горизонты культуры для школьника». Народное образование , 2002г., №1.
5. Солдатова Г. У. «Позволь другим быть другими». М.: 2002г.
6. Щеколдина С. Д. «Тренинг толерантности» М.: «Ось - 89», 2004г.
7. Интернет – ресурсы.