Методическая копилка

Модератор: Абрамов Сергей Н.

Re: Методическая копилка

Сообщение Гузель Сайфетдиновна » 19 апр 2016, 04:04

Методическая копилка учителя химии!
Химия 9 класс Тема: Химические свойства неметаллов и их соединений (Обобщающее занятие)
Химическая разминка


Каждая команда устно отвечает на вопрос карточки:

Задание для второй группы
1. М. В.Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал : «При растворении какого – либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар.» Что это за вещество?

Задание для второй группы
2.Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович

Задание для второй группы
Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах». Назовите этот газ.

Задание для четвертой группы
У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…

Дружно всей командой
Каждая команда выполняет задание карточки, оформляя в виде таблицы в тетради. От каждой команды один представитель устно называет свойства, а другой на доске записывает уравнения, характеризующие свойства[/color]
Гузель Сайфетдиновна
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 31 мар 2016, 07:36

Re: Методическая копилка

Сообщение ОВК » 12 апр 2016, 07:28

Большое спасибо, очень полезная информация.
ОВК
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 12 апр 2016, 07:20

Re: Методическая копилка

Сообщение Гайнуллина Лариса » 12 апр 2016, 07:22

Спасибо большое. Все очень интересно и полезно. :)
Гайнуллина Лариса
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 12 апр 2016, 07:13

Re: Методическая копилка

Сообщение М.Н.Канчурин » 05 апр 2016, 04:01

Контурная карта Абзелиловского района с заданиями
Хафизова Райля Сулеймановна, учитель географии МОБУ СОШ д.Салаватово Абзелиловского района

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КОНТУРНЫМИ КАРТАМИ

Контурные карты Абзелиловского района имеют следующие элементы: градусную сеть, границы района, сельских поселений, пунсоны населенных пунктов, реки, озера и дорожную сеть. Физическая карта имеет линии горизонталей.
Дополнительную информацию содержат тематические фотографии, которые могут быть использованы при выполнении практических работ (по усмотрению учителя).
При оформлении контурных карт необходимо выполнять следующие правила:
1. Работу с контурной картой нужно вести в соотвествии с темой. Содержание выполняемой работы отражается в названии карты, которое помещается в верхнем центре страницы.
2. Прежде чем нанести нужный объект на контурнуй карту, необходимо найти его на географических картах.
3. Помните:
а) надпись географического объекта (вершина горы, населенный пункт и др.) выполняется от точки или пунсона вдоль параллели;
б) надписи названий рек даются в двух – трех местах вдоль реки – вблизи истока, в среднем и нижнем течении (ближе к устью);
в) мелкие географические объекты обозначаются с помощью цифр и вфносятся в легенду карты.
4. Все обозначенные на контурной карте объекты и явления нужно расшифровать в легенде, т.е. составить условные обозначения.
Примечание. При оценке качества выполнения заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность, но и аккуратность их выполнения. По усмотрению учителя задания могут быть дополнены, усложнены.
Желаем вам успехов в изучении географии родного края и приобретения умений работать с различными географическими картами!
М.Н.Канчурин
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 09 дек 2015, 12:04

Re: Методическая копилка

Сообщение М.Н.Канчурин » 03 апр 2016, 17:00

Сборник задач по разделу «Общая биология»: Основы генетики Юнусбаев Б.Х., Фазлыгаянова Д.К. https://yadi.sk/d/rF2iegbbmEVzP

Геральдика РБ Салимова М.Т., Тимербаева З.Ш. https://yadi.sk/i/Pe7KSb9JmFz82

Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология «РОСТ» Юнусбаев Б.Х., Юнусбаев У.Б. https://yadi.sk/d/5sNZAFPBmEW97

Примерная программа по предмету «Биология» для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан (региональный компонент). 5-11 классы Юнусбаев Б.Х. Уфа: Китап, 2013 https://yadi.sk/i/D79DRJt9mETAw

Примерная программа по предмету «География» для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан (региональный компонент). 5-9 кл Салимова М.Т., Тимербаева З.Ш. Уфа: Китап, 2014 https://yadi.sk/i/W5lBRjFPmJocf
М.Н.Канчурин
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 09 дек 2015, 12:04

Re: Методическая копилка

Сообщение Нуриманова А.Ф. » 24 мар 2016, 09:33

Разработка урока биологии в 7 классе
Тема урока: «Класс Насекомые»

Цель урока: расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых.
Задачи: Образовательные: дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Познакомить с представителями этого класса.
Развивающие: работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, развивать речь, обогащать активный словарный запас.
Воспитательные: Формировать бережное отношению к природе.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый.

Ход урока:

I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
2) Выполнение теста «Общая характеристика членистоногих»
1.Тело членистоногих покрыто
А роговой кожей
Б раковиной из углекислого кальция
В хитиновым покровом
2. У всех членистоногих имеются
А - конечности в виде параподий
Б - членистые конечности
В - ножковидные выросты тела
3. Предками всего типа членистоногих были
А - водные животные
Б - сухопутные животные
В - как почвенные обитатели, так и водные
4. Членистоногие произошли от группы
А - плоских червей
Б - моллюсков
В - кольчатых червей
5. Полость тела у членистоногих
А - первичная
Б - смешанная
В - вторичная
6. Кровеносная система у членистоногих
А - незамкнутая
Б - замкнутая
В - отсутствует
7. Органы чувств членистоногих
А - развиты плохо
Б - развито только осязание и равновесие
В -развиты хорошо
8. Членистоногие
А - преимущественно водные формы
Б - преимущественно наземно-воздушные обитатели
В - освоили все среды обитания
9. Членистоногие
А - вымирающая группа организмов
Б - самый многочисленный тип
В - имеют небольшую численность
10. Для членистоногих характерно:
А - только половое размножение
Б – бесполое размножение
В - вегетативное размножение
1) Взаимопроверка тестов, оценивание .
III. Изучение нового материала.
1.Вступительное слово учителя. Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие».
Ребята, прослушайте стихотворение С. Маршака и скажите, о каком классе Членистоногих сегодня на уроке пойдет речь:

Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вот тёмно-красная божья коровка,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
Вот в одинаковых платьях, как сёстры
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пёстрой,
То, раскрываясь, несутся опять.

Правильно. О насекомых. (Запись темы)
Насекомые – самая обширная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще. Насекомые составляют 2/3 от всех организмов Земли. Более 2 млн видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев.
1. История названия класса
Вопрос. За что они получили такое название?
- Свое название они получили за характерные насечки на брюшке.
2. Условия жизни.
-Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную.
Большинство насекомых занимает наземно-воздушную среду жизни (бабочки, кузнечики, жуки, мухи, стрекозы и др.). Имеются насекомые, живущие в воде (клопы - водомерки, гладыши, жуки плавунцы и др.). Бывают насекомые – паразиты человека и животных (блохи, вши, клопы и др.).
3. Типы ротового аппарата. Пища насекомых очень разнообразна. У видов, приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение.
Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков и кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов.
4.Образ жизни представителей класса.
–Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку (хищные жуки, наездники)
5. Строение тела насекомого.

6. Насекомые Башкортостана
В РБ зарегистрировано 3700 видов насекомых. Из отряда жуков – майский хрущ, бронзовки, плавунец окаймленный; из отряда чешуекрылых – крапивница, боярышница, капустница; из отряда клопов – остроголовый клоп, маврский клоп; из отряда стрекоз – стрекоза плоская, красотка блестящая, коромысло большое и другие. Обыкновенный богомол Mantis religiosa (L.) является относительно широко распространённым видом в Европе, Азии и на африканском континенте. Один из экземпляров богомола (♀) был найден на территории нашего Шаранского района в окрестностях д. Мешерово.
I V Закрепление изученного материала
А) Ответы на вопросы:
- Почему этот класс членистоногих получил такое название?
- Сколько видов животных относится к данному классу?
- Какие насекомые называются общественными?
Б) Заполнение таблицы «Общая характеристика насекомых»
№ п\п Признак животного Особенности класса Насекомых
1 Количество конечностей
2 Части тела
3 Среды обитания
4 Образ жизни
5 Величина насекомых
6 Пища насекомых

4.Выполнение лабораторной работы «Изучение представителей отрядов насекомых»
Оборудование:
Коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вредителей леса, сада, полей
Ход работы:
1) Рассмотрите предложенные коллекции
Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз
Отметьте, каково их значение в природе и жизни человека
2) Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду. Дополните их списком местных видов
3) Рассмотрите вредителей различных культур. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспомните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе.

IV. Закрепление изученного материала

V. Вывод
VI. Домашнее задание:
1. Изучить § 15,
2. Какие последствия могли бы произойти, если бы с лица Земли внезапно исчезли все насекомые? Есть ли на Земле ненужные насекомые?
(написать мини-сочинение-размышление)
VII. Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что было для вас интересным?
Что показалось трудным?
Понравился ли вам урок?


Список литературы.
1. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2012 - 304 с.: ил.
2. Биология . Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшиа, В.А. Шапкина/ авт.-сост. Н.Н.Галушкова. -2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.-281 с.
Нуриманова А.Ф.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 мар 2016, 09:21

Re: Методическая копилка

Сообщение Закирова Флиза » 18 мар 2016, 10:08

1.Ведение
1.1 Актуальность темы исследования
Под влиянием человека происходят разрушение естественных сообществ и формирование особых вторичных синантропных сообществ, состоящих из видов, адаптированных к воздействии человека. Такие сообщества называются рудеральными. Рудеральные сообщества возникают на пустырях, кучах земли и навоза, в местах свалок бытового мусора и там где поверхность почвы обнажается в результате вытаптывания естественной растительности.
Рудеральные сообщества возникают и без влияния человека - при ветровале деревьев, отложениях песка и гравия вдоль рек, при образовании оврагов. Площадь этих участков бывает не большой, но именно там сформировались первые рудеральные сообщества. А после того, как хозяйственная деятельность человека стало сильно влиять на природу, площадь рудеральных сообществ увеличилась и они стали разнообразными. Они широко распространены во всех населенных пунктах.
1.2 Проблема.
Уменьшился ли видовой состав рудеральных растений в последние годы в населенном пункте.

1.3 Гипотеза.
Я предложил о разнообразии рудеральных растений. В ходе исследовательской работы я должен или довазать или опровергнуть это.
1.4 Цель и задачи
Цель работы: дать характеристику флоры и растительности основных антропогенных экотопов с рудеральной растительностью в пределах населенного пункта.
Задачи исследования:
1. Выявить основные антропогенные экотопы на территории
села.
2. Проанализировать закономерности распределения видов по
экотопам.
3. Изучить систематический состав и жизненные формы этих видов.
4. Выявить в составе флоры изученных сообществ наличие полезных (лекарственных, кормовых, медоносных и т.д.) и «вредных» (вызывающих аллергические заболевания или ядовитых) растений.
5. Разработать рекомендации по использованию населенного пункта.
1.5 Объект исследования – рудеральные растения.
1.6 Предмет исследования - рудеральные растения деревни Шаран Баш
Князево Шаранского района.

2. Краткий обзор литературы
2.1 Рудеральная растительность Башкортостана
Рудеральные растения – это «растения – бродяги»,
«мусорных» местообитаний вблизи человеческого жилья, семена которых могут подолгу сохраняться в почве или разносится ветром, «ремонтная бригада Природы», поселяется на любом участке, где Природе нанесена рана – оголилась поверхность почвы или возникла куча строительного материала. Ещё до того, как у человека дойдут руки до озеленения этого участка, рудеральные растения покроют его плотным зелёным травостоем. И так же, как растения озеленители, будут благотворно влиять на атмосферу. Они не допустят, чтобы при порывах ветра в воздух поднимались облака пыли.
Рудеральные растения обладают целым рядом особенностей, которые дают им возможность «постоять за себя». Они выносливы к нелегким условиям среды – жаре, засухе, холоду. Многие рудеральные виды без особого труда переносят индустриальные загрязнения воздуха и почвы. Но не выносят конкуренции – для них губительно затенение, задернение почвы и иные влияния со стороны растений-соседей. Поэтому они сравнительно недолго удерживаются на занятых местах – пока не произойдет заселение территории другими видами.
Самые важные рудеральные сообщества в Башкортостане следущие.
Заросли мари и лебеды. Это сообщество однолетних растений, которые первыми заселяют нарушенные местообитания – кучи земли, обочины полей, откосы вдоль дорог. Кроме доминантов – мари белой, лебеды нитчатой и лебеды татарской, в этих сообществах обычны конопля сорная, щирица запрокинутая.
Поскольку эти виды могут быть и полевыми сорняками, то рядом с огородом или полем такое сообщество нежелательно. Однако если попытаться уничтожить его, перекопав участок лопатой или вспахав трактором, то успеха не будет: сообщество быстро восстановится за счет «почвенного банка семян».
Чтобы избавиться от рудерального сообщества, нужно засеять перекопанный участок многолетними травами или несколько раз за лето скашивать его. Скошенная трава – неплохой зеленый корм для коров и свиней. А через один-два года рудералы-однолетники исчезнут, и вместо них вырастут двулетние и многолетние рудеральные виды, которые уже не опасны как источники засорения полей.
Заросли чертополоха. Эти заросли двулетников – чертополоха крючковатого, чертополоха курчавого и полыни горькой – как раз и возникают на месте сообществ рудералов-однолетников, если их не скашивать.
Заросли крапивы. Это одно из самых распространенных рудеральных сообществ в нашей республике. Оно формируется на хорошо увлажненной и плодородной почве, богатой азотом. Вместе с крапивой двудомной встречаются пустырник и полынь обыкновенная. В начале лета это сообщество дает прекрасный корм, богатый витаминами и белком. Зеленую массу крапивы используют для приготовления сенной муки или в свежем виде на корм домашней птице.
Заросли полыни. В составе этих зарослей – полынь горькая, полынь обыкновенная, а также пустырник пятилопастный, лопух войлочный. Такие сообщества сменяют сообщества мари и лебеды на второй-третий год зарастания нарушенных местообитаний. Полыни – лекарственные растения, а в сельской местности и пригородах до сих пор пользуются ароматными полынными вениками.
Лопушники. Заросли лопуха обычны на всей территории Башкортостана. С одной стороны, они представляют собой хорошую кормовую базу для пчел, а с другой стороны являются источниками лекарственного сырья. Вместе с лопухом могут расти крапива, бодяк, латук дикий, полынь обыкновенная, плынь горькая, пустырник.
Заросли череды и водяного перца. Эти сообщества из череды трехраздельной, череды поникшей, водяного перца, а так же мяты полевой встречаются по берегам рек, ручьев, на влажных пастбищах. Кормового значения они не имеют, но ценны как источники лекарственного сырья. *


_______________________________________________________________________
Миркин Б.М. Наумова Л.Г. Растения Башкортостана разделу «Растения» предмета Учебное пособие. – Уфа; Китап, 2002,
стр 123-125

2.2 Рудеральные растения
Полынь обыкновенная
Полынь обыкновенная относится к семейству астровых, или сложноцветных ( Asteraceae, или Compositae). Многолетнее травянистое растение высотой 50 – 150 см с многоглавым корневищем и ветвистыми корнями. Стебель прямой, листья дваждыперисторассеченные , опущены только с нижней стороны («седые»), а сверху – голые, темно-зелёные. Цветки мелкие, красноватые, собраны в маленькие корзинки, образующие метельчатые соцветия. Цветет полынь с июня по сентябрь. Как и лопух, полынь обыкновенная - наиболее обычное рудеральное растение, обитающее на всей территории России от западных границ до верховьев Енисея. Растет вдоль дорог, по опушкам лесов, на нарушенных лугах, выпасах, полях, часто заселяет брошенные человеком земли. В медицине используют облиственные верхушки растения, собранные во время цветения, и корни, заготовленные осенью.
Полынь улучшает аппетит и пищеварение; обладает тонизирующим, успокаивающим, желчегонным и мягким слабительным действием. Ее использую при истощении, бессоннице, различных неврозах, простудных заболеваниях, малярии, гриппе и эпилепсии. Препараты из полыни нормализуют менструальный цикл и помогают при различных гинекологических недомоганиях. В смеси с травой чабреца (тимьяна) полынь используют для лечения алкоголизма. Трава полыни входит в состав курения от астмы. В народной медицине полынь применяют, кроме того, как ветрогонное средство, а также в виде компрессов и примочек при ушибах. Она входит в состав различных аппетитных чаев и лекарственных сборов. Все препараты полыни противопоказаны будущим матерям. *
Лопухи или репейники
Лопухи или репейники знают все. Это одно из немногих растений, которое обязательно знакомо даже современному горожанину. И не удивительно. Лопух относится к растениям так называемой рудеральной флоры. Красивое слово "рудеральная", означает всего-навсего помойку или свалку. К этой группе относятся растения-спутники человека, приспособившиеся жить под постоянным воздействием его самого и его животных. От многих рудеральных растений на участке трудно отделаться. Обычно это колючие, вонючие или ядовитые травы, которые таким образом защищаются от человека и домашних животных. А вот лопуху соседство человека просто необходимо, иначе некому будет разносить по свету его семена. Эту ситуацию хорошо передает народное выражение "Вцепился, как репей в собачий хвост". Соцветья репейников - корзинки, на листочках обертки они имеют колючие выросты, которыми запутываются в шерсти животных или ткани одежды. Семена постепенно высыпаются из корзинки и из них вырастают новые растения. Лопух или репейник принадлежит к семейству сложноцветных. Корни и листья лопуха используют, как мочегонное и потогонное средство, а также при лечении кожных заболеваний, для улучшения роста волос.**
Белена чёрная
Белена́, блекота, бешеная трава, бешенница, зубник, короста (лат Hyoscyamus niger) — двулетнее травянистое растение из семейства паслёновых (Solaneae). Белена достигает 60 см высоты; нижние листья у неё с черешками, выемчато-перисто-лопастные, стеблевые же сидячие, яйцевидно-ланцетные, выемчато-крупнозубчатые; листья и стебель покрыты мягкими, белыми, липкими волосками; чашечка кувшинчатая, венчик воронкообразный, грязно-жёлтый, с фиолетовыми жилками. Белена распространена повсеместно в России, относится к категории рудеральных сорняков, растёт по сырым местам возле жилья, около дорог, на пустырях. Все части растения ядовиты, вызывая у человека головокружение, рвоту, были случаи со смертельным исходом. Листья белены входят в состав противоасматических сборов. *
Горец птичий
Горец птичий, спорыш – однолетнее травянистое растение из семейства гречишных. Растёт по дорогам, на улицах, по дворам. Где отмечается большая нагрузка скота, все виды растений выпадают, остается только спорыш, который сплошным ковром покрывает поверхность почвы. Семена спорыша поедаются домашними и промысловыми птицами ( тетерев, рябчик). Из корней получают синюю краску. Используется, как мочегонное, маточное, кровоостанавливающее средство. ***
Крапива двудомная
Многолетнее травянистое растение из семейства крапивных. Двудомное, листья и стебель покрыты жгучими волосками. Растёт около жилья и дорог, по берегам рек. Прекрасный корм для животных, так как содержит витамины С и В. Из корней получают жёлтую краску, из листьев – зелёную. Листья использует, как кровоостанавливающее, настой для полоскания горла при ангинах, для укрепления волос, наружно – против хронических заболеваний кожи.***
Череда трёхраздельная
Череда трёхраздельная – однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных. Цветки желтые. Цветки трубчатые, обоеполые. Растёт на сырых лугах, по берегам рек, на заболоченных участках леса. Используют в медицине, как мочегонное, потогонное средство и при диатезах.**
Пустырник пятилопостный
Многолетнее травянистое растение высотой 30 – 90 см из семейства губоцветных. Стебель полый, покрыт серыми волосками. Цветки розовым или розово-фиолетовым венчиком.Растёт около жилых построек, по пустырям, около дорог, по берегам рек. Используют, как сердечное и успокаивающее средство.**
Ежовник или петушье просо
Однолетнее растение из семейства злаковых, встречается по берегам рек, по обочинам дорог. Ежовник кормовое растение. До фазы выметывания хорошо поедает крупный рогатый скот, а семена корм для зерноядных птиц. **
Марь белая
Марь – однолетнее растение из семейства маревых. Растёт около жилых построек, на пустырях, по обочина дорогс невзрачными цветками, которые опыляются ветром. Семена мари белой использовали для приготовления муки, из которой пекли хлеб в неурожайные годы. Злостный сорняк в посевах. ***
Пырей ползучий
Многолетнее травянистое растение из семейства злаковых. Злостный корневищный сорняк. Его соцветие длинный и узкий сложный колос. Растёт на лугах, в поймах рек. Считается одним из лучших кормовых растений. Хорошо поедается всеми видами скота. Настой корневищ применяют при водянке, желудочно-кишечных заболеваний, болезнях печени, почек, селезёнки, заболеваниях мочевого пузыря, мочевых и желчных путей, употребляют мочегонное и потогонное средство и как кровоостанавливающее при маточных кровотечениях.*
Чертополох курчавый
Двулетнее травянистое растение из семейства сложноцветных, часто распространен на сильно стравленных скотом пастбищах, по оврагам, по брошенным полям. В семенах его содержится до 29% жирного полувысыхающего масла. Это, видимо, привлекает птиц – осенью на чертополохе можно видеть больше стай щеглов, которые расклеивают его соцветия. Листья чертополоха поедаются овцами, козами и крупным рогатым скотом. ***
Донник лекарственный
Двулетнее растение из семейства бобовых. В доннике содержится много кумарина в листьях и стеблях, поэтому поедается животными хуже, чем донник белый. Применяется как силосное растение и как сидерат. Его отвары обладают отхаркивающим, слабительным, ранозаживляющим действием, при мозолях, для лечения геморроя, обмывания гнойных ран, фурункулов.
Одуванчик лекарственный
Многолетние травянистые растения из семейства астровых. Одно из самых распространенных растений в Башкирии. Свежие листья. Используются в пищу как салат. Хороший весенний медонос. Используется в Медицине для улучшения аппетита, как желчегонное, слабительное, отхаркивающее, снотворное средства. Наружно при экземах, фурункулезе, заболеваниях глаз.

Полынь горькая
Многолетнее травянистое растение с сильным своеобразным запахом. Цветки очень мелкие, трубчатые, с желтым венчиком, собраны в соцветие - корзинки, которые в свою очередь образуют общее метельчатое соцветие. Типичное рудеральное растение, обитающее на пустырях свалках, у дорог, по берегам водоемов. Листья и облиственные верхушки цветущих растений применяют в медицине. Лекарство назначают как горечь для улучшения аппетита и усиления пищеварительного процесса. Растения используются как пряность и ароматизатор напитков.
Пижма обыкновенная
Многолетнее травянистое растение с деревенеющим корневищем. Цветки оранжево-желтые трубчатые собраны в соцветие корзинки, которые в свою очередь образуют общие верхушечные щитковидные соцветия. Размножаются вегетативным путем и образуют заросли. В народной медицине пижма применяется как противолихорадочное, жаропонижающее, потогонное средство, при обильных менструациях, сердечной астме, при мигренях, ломоте в суставах, геморрое, для остановки кровотечений, при эпилепсии, желтухе и малярии. Наружно настои пижмы используются в народной медицине для ванн и компрессов при воспалениях суставов (ревматизм, подагра), вывихах, ушибах. Обладая антимикробным действием, настой оказывает очищающее действие на застарелые язвы и раны и применяется в этих случаях для обмываний и примочек. Губительное действие пижмы на гноеродных микробов (а также на кишечно-тифозных) связано с содержанием в ней кумаринового производного, кофейной и хлорогеновой кислот. Цветки, листья и стебли пижмы обладают хорошими инсектицидными свойствами, их используют для борьбы с клопами, тараканами и другими насекомыми.
Дурман обыкновенный, дурман вонючий
Однолетнее травянистое растение, семейства пасленовых. Стебель простой или вильчатоветвистый с очередными темно-зелеными листьями. Листья яйцевидные с крупными неравными зубцами. Цветки одиночные, трубчатоворонковидные, белые, расположены в развилинах стебля и его ветвей. Плод — яйцевидная или шаровидная коробочка. Семена почковидные, мелкосетчатые, черные. Цветет с июня до сентября. Плодоносит с июля. Растет предпочтительно в рыхлых, достаточно влажных черноземных почвах небольшими группами около жилья, огородов. Препараты дурмана применяют в медицинской практике в основном в качестве спазмолитических средств: при бронхиальной астме, спастических бронхитах, судорожном кашле, спастических состояниях органов брюшной полости (язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, холециститах, колитах, печеночных коликах, спастическом запоре и т. п.), сердечнососудистых заболеваниях с симптомами повышения тормозных вагусных влияний на сердце, неполной и полной атриовентрикулярной блокаде, брадикардии.
Лебеда лоснящаяся
Однолетник высотой 60-150 см с про¬стым или ветвистым стеблем. Нижние лис-тья супротивные, верхние очередные, все черешковые, от треугольно-яйцевидных до ланцетовидных, крупновыемчато-зубчатые, реже цельнокрайние, сверху зелёные, сни¬зу с беловатым мучнистым налётом. Цветки собраны в колосовидные соцветия, образу¬ющие в совокупности пирамидальную ме¬тёлку. Растёт по берегам водоёмов, глинис¬тым склонам, в бурьянных зарослях, на ого¬родах, заходит в посевы. Распространяется семенами, которые разносятся ветром вме¬сте с прицветничками.

* Янтурин С.И., Юнусбаев У.Б. «Зелёная аптека Башкортостана» - Уфа: Китап, 2002.
стр 40-110
** Кучеров Е.В., Байков Г.К. Полезные растения. Издательство «Наука» 1976.
стр 50-90

3. Практическая часть
Основу работы составляет практическая часть.
1.Выявление основных антропогенных экотопов на территории села.
2.Изучение видового состава этих экотопов.
3.Изучение систематического состава и жизненных форм.
4.Выявление в составе флоры изученных экотопов полезных и «вредных» растений.
Практическую часть работы по исследованию рудеральных растений я провел в деревне Шаран Баш Князево Шаранского района. Время исследования с 5 по 10 июля.
Все полученные результаты записал в таблицу.
Обилие видов в разных экотопах
вид экотоп
пустыри влажные местообитания около жилых построек вдоль дорог огороды и поля пастбища
лопух большой II II II II II -
горец птичий - II II - - II
пустырник пяти лопастной II II II II - -
белена черная II - II II - -
полынь горькая II - II II II II
крапива двудомная II II II II - -
череда трехраздельная II II - - - -
пижма обыкновенная II - II II - -
дурман вонючий II - II - - -
петушье просо. спорыш - II - - II -
чертополох курчавый II - - - - II
марь белая II - II II II II
лебеда лоснящаяся II II - II - -
полынь обыкновенная II II - - - -
пырей ползучий - - - - II -
одуванчик лекарственный II - II II II II
донник лекарственный II II - II - -


Экологическая и ресурсная характеристика видов
вид семейство жизненная форма применение
лопух большой астровые двулетняя трава лечение ревматизма, подагры, кожных заболеваний
горец птичий гречишные однолетняя трава лечение заболеваний почек
пустырник пятилопастный губоцветные многолетняя трава сердечное и успокаивающее средство
белена черная пасленовые многолетняя трава беленое масло наружно в качестве болеутоляющего средства, листья белены входят в состав противоастматических сборов,ядовитая
полынь горькая астровые многолетняя трава ядовитое растение. Препараты как горечь для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, при гастритах с пониженной кислотностью. Обладает противосудорожным, противоглистным, противомалярийным действием.
крапива двудомная крапивные многолетняя трава листья усиливают свертывание крови, увеличивают содержание гемоглобина и эритроцитов, повышают тонус матки
череда трехраздельная астровые однолетняя трава мочегонное, потогонное средство и при диатезах
пижма обыкновенная астровые многолетняя трава при заболеваниях печени, желчного пузыря, при подагре, ревматизме
дурман вонючий пасленовые однолетняя трава при бронхиальной астме, невралгии, судорогах, для профилактики и лечения морской и воздушной болезни.
петушье просо. спорыш гречишные однолетняя трава маточное, мочегонное, кровоостанавливающее средство
чертополох курчавый астровые двулетняя трава медонос
марь белая маревые однолетняя трава сорняк, медонос
лебеда лоснящаяся маревые однолетняя трава сорняк
полынь обыкновенная астровые многолетняя трава сорняк
пырей ползучий злаковые многолетняя трава при водянке, желудочно-кишечных заболеваний, болезнях печени, почек, селезенки, заболеваниях мочевого пузыря, мочевых и желчных путей, болезнях легких. Как мочегонное, потогонное и как кровоостанавливающее при маточных кровотечениях
одуванчик лекарственный астровые многолетняя трава для улучшения аппетита, как желчегонное, слабительное, отхаркивающее, снотворное средства. Наружно при экземах, фурункулезе, заболеваниях глаз
донник лекарственный бобовые двулетняя трава отвары обладают отхаркивающим, слабительным, ранозаживляющим действием, при мозолях, для лечения геморроя, обмывания гнойных ран, фурункулов











4. Выводы
1.Основные экотопы в которых формировались рудеральные сообщества - пустыри, влажные местообитания, огороды и поля, пастбища, дворы, улицы и тропы.
2.Выявил виды, имеющие широкую амплитуду распространения по экотопам (Марь белая, лебеда лоснящаяся, полынь горькая, лопух большой), и виды-стенотопы связанные с одним-двумя экотопами (череда трехраздельная, горец птичий, полынь обыкновенная, чертополох курчавый и крючковатый).
3. Наиболее массово представленные семейства в изученных экотопах – семейство астровых.
4. Все рудеральные растения полезны: они заживляют «раны», нанесенные природе человеком. В их составе много лекарственных растений. Но заготавливать лекарственное сырье можно только на не загрязненных участках, удаленных от дорог.
Рекомендации
Рудеральные сообщества в большинстве своём полезны, так как открывают восстановительные сукцессии, и препятствует эрозии почв. Тем не менее, есть участки, где их площадь чрезмерно велика. Я бы рекомендовал благоустройство этих участков: посадку деревьев и кустов.
список литературы
1.Миркин Б.М. Наумова Л.Г.
Популярный экологический словарь. Изд. 2-е, дополн. – М.; Устойчивый мир, 2002.
2.Янтурин С.И., Юнусбаев У.Б. «Зелёная аптека Башкортостана» - Уфа: Китап, 2002.
3.Кучеров Е.В., Байков Г.К. Полезные растения. Издательство «Наука» 1976.
4.Кучеров Е.В., Лазарева Д.Н., Десяткин В.К., «Лекарственные растения Башкирии: их использование и охрана». Уфа Башкирское книжное издательство, 1989.
5. Миркин Б.М. Наумова Л.Г. Растения Башкортостана (региональный компонент к разделу «Растения» предмета «Биология№): Учебное пособие. – Уфа; Китап, 2002.
Закирова Флиза
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 09:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Закирова Флиза » 18 мар 2016, 10:02

Рабочая программа
элективного курса
«Основы экологии»



для обучающихся 9 класса
МБОУ «СОШ №22»
на 2012 – 2013 учебный год


Учитель биологии
Закирова Ф.З.


















г.Октябрьский
2012


II. Описание места предмета.
Рабочая программа курса составлена в соответствии с учебным планом школы и на основе авторской программы «Экологический практикум» С.В. Алексеев Н.В.Груздева к.п.н, расчитано на 8 часов. Периодичность занятий один раз в неделю.

III. Содержание учебной программы.
Содержание программы нацелено на формирование творчества личности, расширения представлений учащихся о методах познавательного процесса, формирования интереса к окружающей среде.
I. История развития экологии
I.1 Экология – наука 20 века. I.2 Экологические проблемы Башкортостана. I.3 Структура экологии.
II. Антропогенные воздействия на атмосферу.
II.1 Загрязнители атмосферы. II.2 Основные источники загрязнения II.3 Глобальные экологические загрязнения атмосферы. II.4 Охрана атмосферы
III. Расчетная оценка количество выбросов от автотранспорта – 1час практическая работа.
IV. Антропогенные воздействия на гидросферу – 1 час
IV.1 Загрязнители. IV.2 Основные источники загрязнения IV.3 Экологические последствия загрязнения. IV.4 Охрана гидросферы.
V. Антропогенные воздействия на почву – 1 час
V.1 Основные виды антропогенного воздействия и основные загрязнители. V.2 Охрана почвы.
VI. Нитраты в овощах – 1 час
VII. Пищевые добавки – 1 час
VIII. Защита рефератов – 1 час





























IV. Календарно-тематическое планирование
элективного курса для 9 класса (8 часов)

Раздел/тема количество часов дата форма
проведения обр.
продукт
всего лекция практическая план. факт.
История развития экологии 1 1 лекция с элементами беседы конспект
Антропогенные воздействия на атмосферу 1 1 лекция с элементами беседы конспект
Расчетная оценка количества выбросов от автотранспорта 1 1 практическая работа
Антропогенные воздействия на гидросферу 1 1 лекция с элементами беседы конспект
Антропогенные воздействия на почву 1 1 лекция с элементами беседы конспект
Нитраты в овощах
1 1 лекция с элементами беседы конспект
Пищевые добавки
1 1 лекция с элементами беседы и практическая работа конспект
Защита рефератов 1 реферат



















V. Результаты освоения.
В результате работы по программе «Основы экологии» учащиеся должны знать экологические понятия и законы по темам, предусмотренным программой курса, методы обработки, сборы информации;
уметь оперировать этими знаниями для становления собственной картины мира; освоить применять полученные знания в повседневной бытовой жизни; уметь моделировать и прогнозировать явления окружающей среды; способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически правильного поведения в природе.

VI. Список литературы
«Экологический практикум» С.В. Алексеев д.п.н., Н.В.Груздева
Информационный и научно-практический журнал №1 2006 январь – февраль «Профильная школа»
Н.М.Чернова, В.М. Галушина «Основы экологии» Москва: «Дрофа»
Журналы «Биология в школе»
Закирова Флиза
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 09:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Татьяна Семеновна » 18 мар 2016, 09:47

Урок химии по теме: "Кристаллические состояния веществ", 8 класс
• Тайгильдина Татьяна Семеновна, учитель химии
Цели урока:
Обучающая – изучить новое понятие “Кристаллические решётки”, их виды на основе знаний о строении веществ.
Развивающая – продолжить формирование взаимосвязи между строением вещества и его свойствами, совершенствовать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная – здоровьесберегающие, эстетическое воспитание, умение работать в парах и группах.
Оборудование урока: модели кристаллических решёток (ионная, молекулярная, атомная).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – знакомство с темой и целями урока.
Учитель: Каково настроение на начало урока?
Ученики, пользуясь карточкой-настроение, определяют свою психологическую готовность к уроку (весёлое, грустное, рабочее, нет настроения)
II. Актуализация мыслительной деятельности учащихся.
Выполнение тестовой работы “Виды химической связи”
Задачи: повторить виды химических связей, особенности образования связей. Проведем небольшую самостоятельную работу, на розданных вам листках, подпишите фамилию и начните выполнять. Выберите правильный ответ:
1. В молекуле H2 тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
2. В молекуле HCl тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
3. В молекуле NaCl тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
4. В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
5. В образовании ковалентной полярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
6. В образовании ионной связи принимают участие :
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
Итог выполнения работы – взаимопроверка по парам (1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – а, 5 – в, 6 – б). Сдайте листочки с оценками, чтобы я смогла выставить их в журнал.
Учитель: Хочу начать урок со слов Н. Бердяева, русского философа: «Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри» То есть в веществах важно их строение. А теперь подумаем, как влияет химическая связь на свойства и формы веществ.
- Как Вы думаете:
Почему воздух всегда – зимой и летом – газообразный?
Почему в чайнике вода закипает и превращается в пар, а железо при тех же условиях остается твердым?
Почему газы в пространстве летают, а жидкости текут и льются?
Сегодня мы поговорим о телах, находящихся в твердом состоянии. Среди окружающих нас твердых тел больше всего кристаллических. Это металлы и их сплавы, и минералы, без некоторых из которых мы не можем обойтись в повседневной жизни. В науке даже выделена область физики, занимающаяся изучением твердых тел. Она так и называется - физика твердого тела. Какова же цель нашего урока? Учащиеся самостоятельно определяют цель урока.
Цель:
- Знать, от чего зависит агрегатное состояние веществ;
- Уметь различать два вида твердых веществ: аморфное и кристаллическое;
- Познакомиться с типами кристаллических решеток;
Проблемный вопрос: металлы, пластилин, соль, шоколад, жевательная резинка, сера, образцы пластмасс, воск. Что общего в строении этих веществ, чем они отличаются?
Делаются предположения. Если ученики затрудняются, то с помощью учителя приходят к выводу, что пластилин в отличие от металлов и хлорида натрия не имеет определенной температуры плавления - он (пластилин) постепенно размягчается и переходит в текучее состояние. Таков, например, шоколад, который тает во рту, или жевательная резинка, а также стекло, пластмассы, смолы, воск (при объяснении учитель демонстрирует классу образцы этих веществ). Такие вещества называют аморфными, а металлы и хлорид натрия - кристаллические.
1. Таким образом, различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические.
У аморфных веществ нет определенной температуры плавления, и расположение частиц в них строго не упорядочено.
2. Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены.
3. В аморфных веществах расположение частиц строго не упорядоченно, поэтому они не имеют определенной температуры плавления, в отличие от кристаллических веществ. При нагревании они постепенно размягчаются, переходя в жидкое состояние. К таким веществам относятся стекло, пластмассы, смолы, воск, шоколад.
Итог актуализации – виды химической связи необходимы для рассмотрения понятия “Кристаллические решётки”, их видов, особенностей физических свойств веществ в зависимости от типа кристаллической решётки.
III. Новый материал.
Учитель: Открыли учебники стр. 201, тетради и записали тему урока: Кристаллическое состояние веществ.
Как вы думаете, что такое кристаллические решётки? Попробуйте дать сами определение данного понятия.
Учащиеся пишут определения и вывешивают их на доске, читают определения друг у друга. Делают общий вывод по данному определению. Проверяют правильность своих выводов по учебнику – стр. страница 203.
Учитель: Продолжить знакомство с новым понятием нам помогут страницы учебника 203-205. Посмотрите на кристаллические решетки. Все они похожи друг на друга или нет? Да, есть различия. У них разные грани и узлы. А что это?
На этот вопрос вам даст учебник на странице 203. Перепишите.
В зависимости от того, какие частицы находятся в узлах кристаллических решеток зависит тип решеток. Их всего четыре. Давайте с ними познакомимся. Для этого мы начертим таблицу. Учащиеся разбирают предложенные надписи для таблицы и оформляют её в тетрадях:
Зависимость физических свойств веществ от их строения
Признаки Типы кристаллических решёток
Атомные Молекулярные Ионные
1. Частицы, находящиеся в узлах кристаллических решеток
2. Тип химической связи между узлами кристаллической решетки
3. Прочность связи
4. Отличительные физические свойства
5. Примеры
Учитель: Правильность заполнения таблицы проверяем сообща.
IV. Закрепление материала.
Учитель: Подводя итог нашему уроку, вам предлагается в конце параграфа стр. 205 ответить на вопросы викторины. (учащиеся отвечают на вопросы викториы)
Открываем дневники, записываем домашнее задание.
V. Домашнее задание.
1. Подготовить творческую работу (тест, кроссворд, головоломку, “Крестики – нолики”, химическую сказку и др.) по темам “Химическая связь” и “Кристаллические решётки”.
2. Ответить на вопросы 4,5 стр. 205.
Учитель: Покажите мне ваше настроение на конец урока. Вижу, что для многих этот урок был интересен, и настроение улучшилось. Я благодарю вас за урок.

Литература:
1. Учебник “Химия 8 класс” Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., 2013.
2. “Энциклопедический словарь юного химика” М. 1996.
3. “Справочник для школьника” Химия, биология, экология. СПб и М. 2000.
Татьяна Семеновна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 09:12

Re: Методическая копилка

Сообщение Кутушева А.И. » 18 мар 2016, 09:40

Фанерофиты, как основной элемент ландшафтного дизайна территории МОБУ СОШ с.БуриказновоСтерлитамакского района

Автор: Кутушева Карина
Руководитель: Кутушева А.И., учитель биологии
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Буриказганово муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Пришкольная территория – это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд. Особенно большую роль в озеленении играют деревья и кустарники.
Цель работы: Определить роль фанерофитов, произрастающих на территории МОБУ СОШ с.БуриказгановоСтерлитамакского района на внешний вид и экологическое состояние школьного двора.
Задачи:
1) Выяснить значение понятий «фанерофиты» и «ландшафтный дизайн»
2) Проанализировать планировку территории школы и сделать вывод о ее соответствии санитарно-гигиеническим нормам
3) Определить видовое разнообразие фанерофитов произрастающих на территории школы с.Буриказганово
4) Оценить состояние дендрофлоры на территории школы.
5) Разработать проект по улучшению ландшафтного дизайна территории школы
Результаты
Наша школа расположена в центре села, рядом со школой проходит асфальтированная автодорога.Площадь всей огражденной территории школы составляет около 22118 м2.Школа окружена деревьями и кустарниками с южной и восточной сторон, здесь очень красиво в любое время года. Весной радует нас красиво цветущий школьный сад, в котором растут яблони, груши, игра, облепиха. В новом здании школы начали учиться в 1968 году. План озеленения школы разработали учителя и директор школы Даминов Абдулла Бакиевич. Работу по обогащению плодово-ягодного отдела продолжил директор Жданов Раис Суфиянович. Над озеленением школы работаем и в настоящее время, заменяем старые деревья (которых очень много) на более молодые.С южной стороны здания школы расположен учебно-опытный участок, цветочно-декоративный отдел которого придает передней части территории красочный вид почти круглый год. Даже зимой две липы, расположенные перед школой и памятники пионерам придают зданию необычайную красоту.На западной стороне находится спортплощадка, которая огорожена от здания школы посадкой из елей. Вдоль забора деревьев нет.Северная сторона также не огорожена деревьями, есть географическая площадка, вокруг которой растут акации. Хозяйственная зона размещается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет отдельный въезд с улицы. Вдоль забора на восточной стороне посажены кустарники. Перед школой на расстоянии 3 м. растут березы, которые отделяют опытный участок.Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников на южной стороне составляет 3 м, с восточной – 2м, расстояние от школы до деревьев – 5 м, расстояние между деревьями – 2м, количество деревьев на 1га. Расстояние от границ школы до магазина - около 200м , что соответствует норме, а от школы до домов – менее 10м, что меньше нормы.
Мы обошли всю территорию школы, сфотографировали все виды деревьев и кустарников и при помощи определителя выяснили названия всех видов и посчитали количество. Получилось 15 видов.
Для изучения дендрофлоры мы применили методику мониторинга зелёных насаждений населённого пункта, рекомендованную Т.Я. Ашихминой. Оказалось, что на территории нашей школы много ослабленных деревьев, которые очень портят внешний вид школьной территории.
Таким образом выполнив данную работу я выяснила:
1) Фанерофиты - растения, почки и концевые побеги которых находятся высоко над поверхностью почвы и переживают неблагоприятное время года без особой защиты. Ландшафтный дизайн - искусство, по озеленению и благоустройству территорий.
2) Площадь всей огражденной территории школы составляет около 22118 м2. Школа окружена деревьями и кустарниками с южной и восточной сторон.
3) Видовое разнообразие фанерофитов – 15 видов
4) Состояние деревьев характеризуется как здоровые-ослабленные, однако 2% деревьев подлежат спиливанию и замене молодыми деревцами.
5) Составила план по улучшению ландшафтного дизайна территории школы


Литература
1) Алексеев С.В. Практикум по экологии
2) Ашихминой Т.Я. Экологический мониторинг
3) Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология растений Башкортостана
4) Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экологические исследования в сельской школе
5) Интернет ресурсы
Кутушева А.И.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 09:28

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей биологии, химии и географии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4