Абулгатина А.С. » 27 мар 2015, 13:35
27 марта 2015 года в Институте развития образования Республики Башкортостан состоялась Международная научно-практическая конференция «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы», в работе которой приняли участие сотрудники кафедры коррекционной педагогики. В авторской секции «Современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями» (координатор – доцент, к.м.н. А.С.Абулгатина) был представлен опыт работы кафедры коррекционной педагогики ИРО РБ, которая несколько лет занимается реализацией идей инклюзивного образования: участвует в проведении конференций различного уровня, курсов, «круглых столов», семинаров, создает информационные и методические ресурсы. В рамках работы авторской секции также были представлены современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) дошкольного и школьного возраста в условиях инклюзивного и специального образования, которые используются педагогами коллективов детского сада № 225, школы № 7 г. Уфы Республики Башкортостан, Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 13 VI вида. Для детей с особыми образовательными потребностями и детском саду и в школах создана специальная коррекционно-развивающая среда, которая состоит из трех компонентов: предметно-пространственного, технологического и социально-педагогического. В работе авторской секции приняли участие 90 специалистов общеобразовательных организаций республики (преподаватели вузов, учителя и воспитатели инклюзивных и специальных (коррекционных) школ, сотрудники дошкольных организаций, учителя-логопеды, педагоги-психологи, методисты), педагоги реабилитационных центров.
На пленарном заседании с докладами выступили Министр образования Республики Башкортостан, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор А.С. Гаязов, проректор МГППУ, доктор психологических наук, профессор, руководитель проекта по внедрению профессионального стандарта педагога Ю.М. Забродин, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ЦДОиПСМ ФГБНУ «ИСМО» РАО, Президент МОО «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова» Д.В. Смирнов, д.п.н., профессор, декан социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы, Заслуженный работник образования РБ, Почетный работник ВПО РФ В.Л. Бенин, методист Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000», соавтор учебно-методических пособий для основной школы по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться» М.В. Рогатова, директор МАОУ «Гимназия № 1» г. Стерлитамак, Председатель совета ОУ г. Стерлитамак, Заслуженный учитель РФ и РБ Р.Р. Тажиев. Открыл пленарное заседание кандидат политических наук, ректор Института развития образования Республики Башкортостан Р.Г. Мазитов, который отметил необходимость консолидации усилий профессионального сообщества, представителей общественных организаций и государственных структур по реализации федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.
В рамках проблемной секции «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС» были обсуждены актуальные вопросы обучения, воспитания, развития детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования, роль ранней реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. На секционном заседании состоялся обмен мнениями, теоретическая дискуссия, обсуждение актуальных аспектов педагогической, медицинской, социальной реабилитации, таких как повышение компетентности педагогов, работающих в области общего образования, изучение опыта образовательных организаций Республики Башкортостан в области инклюзивного образования, разработка модели инклюзивного образования с учетом мирового опыта, условия обучения и социально трудовой адаптации детей с ОВЗ, личностные качества или профессиональные компетенции педагогов, необходимые для работы с лицами с ОВЗ.
Участниками проблемной секции было отмечено о необходимости дальнейшего развития межведомственного сотрудничества по вопросам, касающихся, реабилитации детей с ОВЗ, подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе, консолидации усилий государственных и общественных организаций в целях оказания комплексной помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.