Методические рекомендации

Модератор: Абуталипова Э.Н.

АООП для умственно отсталых обучающихся

Сообщение Абуталипова Э.Н. » 23 май 2016, 01:08

Рекомендуем ознакомится с адаптированной программой для умственно отсталых детей и рабочими программами по предметам, подготовленной пилотной площадкой по введению ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью- коррекционной школы № 63 для обучающихся с ОВЗ http://shkolain63.ru/index.php?id=59&chk=3
Абуталипова Э.Н.
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 27 дек 2011, 06:40

Re: Методические рекомендации

Сообщение ELZAAB » 11 мар 2016, 09:33

Уважаемые коллеги! С примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования слепых обучающихся можно ознакомится на сайте РЕЕСТР ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
http://fgosreestr.ru/registry/primernay ... ushhixsya/
ELZAAB
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 10 мар 2016, 04:32

Re: Методические рекомендации

Сообщение Абуталипова Э.Н. » 01 фев 2016, 10:37

Методические рекомендации "Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья"
https://education.bashkortostan.ru/documents/244168/
Абуталипова Э.Н.
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 27 дек 2011, 06:40

Re: Методические рекомендации

Сообщение Абулгатина А.С. » 14 сен 2015, 07:11

Программа коррекционной работы
как обязательный компонент основной образовательной программы
начального общего образования
Программа коррекционной работы образовательной организации (далее - Программа) разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования реализуется в общеобразовательной организации посредством основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО). Программа коррекционной работы является обязательным компонентом ООП НОО [1].
Программа коррекционной работы должна обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основных образовательных программ в образовательной организации. Программа реализует комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Программа определяет специальные условия воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, условия безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, условия использования специальных учебных и дидактических пособий, условия соблюдения допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников, условия проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, условия предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Коррекционная часть основной образовательной программы содержит, во-первых, цели и задачи коррекционной работы с обучающимися. Во-вторых, перечень, содержание и план индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основных образовательных программ. В-третьих, структурные элементы системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей для выявления особых образовательных потребностей, мониторинг динамики их развития и успешность освоения ими основных образовательных программ. В-четвертых, механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации, других организаций, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Далее в коррекционной части основной образовательной программы прописываются специальные условия получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и планируемые результаты коррекционной работы [2].
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с различными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.
К их числу относятся дети:
с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие),
с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие),
с нарушениями речи,
с заболеваниями опорно-двигательного аппарата,
с задержкой психического развития,
с нарушением интеллекта,
с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, в т.ч. расстройствами аутистического спектра,
с соматическими заболеваниями;
с комплексными нарушениями развития.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательной классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Цель программы
Программа коррекционной работы школы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи программы
— своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации;
— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательной организации;
— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
— Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные организации (классы, группы).
Программа коррекционной работы направлена на:
•преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
•овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
•психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
•развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
•развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного организации;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации; способствует формированию универсальных учебных
действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых
образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного организации, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиль в образовательной процессе.
Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного организации, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
— сотрудничество с организациями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
— сотрудничество с родительской общественностью.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используется коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога. В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану используются специальные (коррекционные) образовательные программы, учебники и учебные пособия для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида).
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа в школе осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития введены в штатное расписание школы должности педагога-психолога и социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного организации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного организации. Для этого обеспечивается на постоянной основе подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников школа, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного организации имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного организации, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного организации и организацию их пребывания и обучения в организации.
Информационное обеспечение
Школа обеспечивает создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении.
Коррекционная работа осуществляется при функционировании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).
ПМПк создается на базе образовательной организации приказом. Общее руководство ПМПк осуществляется директором школы.
Состав ПМПк: заместитель директора по УВР, учителя, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, учитель, представляющий ребенка на ПМПк.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, имеющие проблемы в обучении и с ограниченными возможностям и здоровья, исходя из реальных возможностей образовательного организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
Задачами ПМПк являются:
•выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательной организации) диагностика отклонений в развитии;
•профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
•выявление резервных возможностей развития;
•определение характера, продолжительности и эффективности коррекционной помощи в рамках имеющихся в данной образовательной организации возможностей;
•подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации (классного руководителя) с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся.
Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательной организации, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка для медицинского обследования в детскую поликлинику.
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизиологического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи.
Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного организации на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья.
Плановые ПМПка проводятся не реже одного раза в квартал.
На период подготовки документов к ПМПк и последующей реализации рекомендаций к ребенку с проблемами в обучении прикрепляется тьютор: классный руководитель или специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение.
Тьютор (закреплённый педагог) отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи, привлекая необходимых специалистов, и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
Таким образом, основные направления деятельности ПМПк:
•комплексное изучение проблем развития ребенка с проблемами в обучении и определение индивидуального образовательного маршрута;
•оказание квалифицированной социальной, медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его родителям в совместном преодолении с педагогом проблем в развитии, общении, поведении;
•информационно-консультативная помощь родителям ребенка с ограниченными возможностями здоровья (информирование, консультирование, обучение) для организации эффективного и педагогически разумного семейного коррекционно-развивающего воспитания.
Этапы коррекционно-развивающей деятельности образовательной организации
Первый этап – сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического и социального здоровья ребенка с проблемами в обучении.
При этом используется широкий спектр различных психолого-педагогических методик, включая тестирование ребенка, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, анализ продуктов учебного труда и т.п.
Второй этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяются группы детей, которым необходима психолого-педагогическая поддержка и коррекционно-развивающее образование.
Условно можно выделить следующие группы:
•дети с проблемами в обучении;
•дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие предпосылки к возникновению тех или иных проблем в развитии, по отношению к которым соответственно требуется профилактическая коррекционно-развивающая работа;
•дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие проблемы в развитии на данный момент и требующие системной многоаспектной и длительной коррекционно-развивающей работы.
Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей и специалистов. Составление индивидуального образовательного маршрута в рамках единой комплексной коррекционной программы.
Четвертый этап – выполнение коррекционной программы индивидуально или в группах.
Пятый этап – анализ эффективности коррекционно-развивающей работы и разработка рекомендаций по ее дальнейшему продолжению, привлечению к работе с ребенком дополнительных специалистов, завершению коррекционно-развивающей работы.
Если будет принято решение о необходимости продолжения коррекционно-развивающей работы с конкретным ребенком, алгоритм повторяется, начиная с третьего этапа. Пятый этап по времени приходится на январь месяц. После внесения корректив коррекционно-развивающая деятельность осуществляется до окончания учебного года до принятия итогового решения об эффективности проделанной работы и ее возможных вариантах продолжения. При низкой эффективности коррекционно-развивающей работы по итогам учебного года ПМПк принимает решение о направлении ребенка с проблемами в обучении и с ограниченными возможностями здоровья на муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Копия итогового коллегиального заключения выдается родителям (законным представителям) на руки и направляется в ПМПК. Копии заключений специалистов родителя (законным представителям) ребенка с ограниченными возможностями ребенка не выдаются. В другие организации копии коллегиального заключения ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, направленный на системное исправление и реконструкцию индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения особого ребенка в сочетании с созданием условием для его личностного развития и адекватной интеграции в социуме. Она включает следующие направления:
•нормализация и обогащение отношений ребенка с ограниченными возможностями здоровья с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;
•возможная компенсация пробелов и недостатков в его общем развитии и стимулирование деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов;
•восстановление положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиации);
•накопление социально-ценностного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни.
К числу общих недостатков развития, характерных для всех категорий детей с ограниченными возможностями, относятся:
•замедленное и ограниченное восприятие;
•недостатки развития моторики;
•недостатки речевого развития;
•недостатки развития мыслительной деятельности;
•недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;
•пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
•недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и неадекватная самооценка, неумение управлять своим поведением).
Поэтому у детей с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в школу проявляется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе:
•нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации;
•недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться и адекватно вести себя;
•низкая познавательная активность;
•ограниченный кругозор;
•низкий уровень развития речи;
•несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности;
•несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности;
•недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности;
•недостаточное развитие мелкой моторики руки;
•несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука-глаз»;
•низкий уровень развития фонематического слуха (умение различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слогов).
Следовательно, коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не должна сводиться к их обучению и тренировке в выполнении отдельных мыслительных операций и умственных действий на конкретном предметном материале.
Ведущие принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Организация образовательного процесса должна учитывать психофизиологические особенности ребенка (опираться и интенсивно использовать те качества, которые есть) и создавать условия для его возможного дальнейшего развития (восстанавливать и развивать те, которые отсутствуют).
Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекцию и компенсацию недостатков развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать не как самоцель, а как средство обеспечения его максимально возможной самостоятельности и независимости. Основная цель коррекционно-развивающей работы - преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающем социокультурной среде.
Принцип осознанности мыслительной деятельности предполагает, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья осознает совершаемую им мыслительную деятельность (умеет рефлексировать). Осознанность мыслительной деятельности проявляется в возможности выразить в слове или других символах (графиках, схемах, моделях) не только ее результат, но и способы, с помощью которых этот результат был получен. Только осознанность мыслительного процесса обеспечивает его управляемость, контроль за ходом мысли, выявление и исправление ошибок и нарушений в протекании мыслительных операций и умственных действий.
Принцип максимального разнообразия используемого коррекционно-развивающего материала. Обучение ребенка с использованием однообразного предметного материала мало сказывается на мыслительной деятельности в целом. Поэтому интеллектуальные умения, сформированные в одной предметной области, могут не проявиться в других областях знаний. Следовательно, для максимального развития интеллектуальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья на коррекционно-развивающих занятиях должны быть использованы разные виды учебного материала (понятия житейские и научные, усваиваемые школьниками в процессе обучения, а также пословицы, тексты басен, отрывки из литературных произведений и т.п.).
Определенное содержание знаний способствует развитию специфических мыслительных особенностей, а варьирование содержания помогает формированию умений мыслительной обработки разнообразного материала, с которым встретится ребенок и в обучении, и в других видах деятельности, и в повседневных ситуациях.
Принцип первоочередного формирования основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющие ядро любой познавательной деятельности человека, требует, чтобы коррекционно-развивающие занятия были направлены на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья выполнять основные мыслительные операции с понятиями (анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей и т.п.). Эти базовые мыслительные операции и интеллектуальные умения, являясь универсальными способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.
В частности, чтобы усилия педагогов приводили к максимально возможному результату, необходимо обратить особое внимание на развитие и коррекцию у младших школьников такого важного интеллектуального умения, как понимание. Для реализации этой цели необходимы коррекционно-развивающие задания направленные на формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.
Принцип постепенности в осуществлении коррекционно-развивающей работы предполагает плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным. Каждый тип заданий и упражнений программ должен служить подготовкой для выполнения следующего, более сложного.
Вместе с тем принцип постепенности прохождения коррекционно-развивающей программы не противоречит принципу индивидуализации в организации коррекционно-развивающей работы: полнота реализации коррекционно-развивающие программы и длительность работы с каждым ребенком или с группой учащихся будут зависеть от особенностей умственного развития детей, от темпа усвоения теоретических знаний в процессе коррекционно-развивающей работы, от скорости выполнения тренировочных заданий.
Принцип индивидуализации, в частности, означает, что не каждому ученику требуется проходить всю коррекционную программу - возможно исключение некоторых типов заданий или даже разделов и блоков, если те навыки и действия, которые с их помощью усваиваются, в достаточной степени сформированы у данного конкретного школьника. Однако оставшиеся задания должны предъявляться постепенно, по мере их усложнения.
С другой стороны, таким ученикам с ограниченными возможностями здоровья, у которых выявленные нарушения позволяют им соответствовать возрастной норме психологического развития, коррекционно-развивающие занятия могут принести заметную пользу, обеспечивая умственную тренировку в выполнении отдельных операций и действий и способствуя большей скорости и легкости выполнения, а также автоматизации некоторых из них.
Принцип деятельностного подхода к коррекционно-развивающему образованию требует при организации коррекционно-развивающих занятий опираться на предметно-практическую деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В системе специального коррекционного образования широко распространена коллективная предметно-практическая деятельность детей под руководством педагога (работа в парах или группах), которая создает естественные условия (среду) для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными операциями, различными ситуациями общения и социального взаимодействия.
Таким образом, Программа коррекционной работы содержит перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательной организации и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования, предусматривающих в том числе:
•систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;
•создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
•взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательной организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, которое должно обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
•планируемые результаты коррекционной работы.
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:
•активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
•проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
•проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:
•характеристика личного здоровья как социальнокультурного феномена, его объективная интегрированная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
•обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
•планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
•анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности на основе интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных возможностей особого ребенка по их достижению;
•управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной работы:
•умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом возможностей своего здоровья;
•умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
•умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.


Эффективность коррекционной работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы зависит от согласованных действий различных специалистов (педагога, социального педагога, педагога-психолога, медицинского работника) по принятию оптимальных решений для развития личности особого ребенка и успешного его обучения в ситуациях школьного взаимодействия с обычными детьми.


Литература:
1.Баранова, Ю.Ю. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. / Ю.Ю. Баранова, М.И. Солодкова, Г.В. Яковлева. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.
2.Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / С.В. Алехина; Е.Н. Кутепова; Т.Ю. Сунько, Е.В. Самсонова. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 147 с.
Абулгатина А.С.
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:42

Методические рекомендации

Сообщение admin » 19 ноя 2014, 10:21

...
admin
Администратор
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 11 дек 2011, 07:56

Пред.

Вернуться в Сообщество педагогов системы коррекционного и инклюзивного образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron