Денисламова Ю. » 03 апр 2012, 09:07
Денисламова Юлия Борисовна, учитель биологии и химии МОБУ СОШ с. Турналы МР Салаватский район РБ. стаж работы 5 лет.
Тема моей работы – «Биология для жизни». Чем объяснить выбор данной темы?
Придя на работу в современную сельскую школу учителем биологии, я была назначена заведующим пришкольным участком. Приступив к работе, я столкнулась с проблемами: нежеланием детей трудиться. Мои доводы, что все выращенное своими руками и полезнее, и вкуснее и будет использовано для них самих не вызвали восторга, так как дети убеждены, что все это проще купить в магазине.
Еще одной проблемой стало участие в различных конкурсах. Почему?
1. Подготовка к ним требует длительной и тщательной работы как учителя, так и обучающегося.
2. Возникает дефицит времени, так как объем учебной нагрузки ежегодно увеличивается.
3. В сельской школе наполняемость классов, как правило, не превышает 12 – 15 человек. Одни и те же дети вынуждены участвовать и в олимпиадах, и в конкурсах, и в спортивных, и в художественных мероприятиях школы, села, района.
Здесь я задумалась над вопросами: как же заинтересовать детей, а затем и вовлечь ребят в трудовую деятельность? Как изыскать время на тщательную подготовку учащихся к разработке исследовательских работ?
Ответом на эти вопросы стала разработка элективного курса «Биология и сельскохозяйственный труд». При разработке проекта мною был осуществлен личностно – ориентированный анализ состояния образовательного процесса, то есть соотнесение возможностей школы потребностей, который выявил следующие противоречия педагогического характера между:
- Учебными планами, рекомендуемыми Министерством образования, ориентированными на массового ученика, и спецификой сельской местности, где трудовое воспитание играет едва ли не главную роль.
- Потребностями государства, одной из важнейших задач которого – восстановление сельского хозяйства, и потребностями выпускников школ и вузов, которые стремятся остаться в городе, не желая возвращаться в сельскую местность. Одна из главных причин этого – отсутствие навыков трудовой деятельности, а, следовательно, и заинтересованности в сельскохозяйственном труде. А навыки эти должны формироваться если не с дошкольного, то со школьного возраста. Именно поэтому я считаю эту тему актуальной в настоящее время.
Научная новизна проекта состоит в том, что данный курс соприкасается как с личностно – ориентированной технологией, так и с методом проектов.
Целью проекта является развитие познавательных интересов в процессе исследовательской деятельности, стимулирование трудовой деятельности школьников. Отсюда вытекают следующие задачи:
Задачи:
1. Формирование у школьников трудовых умений и навыков; положительного отношения к тру¬ду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике.
2. Воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе; высоких моральных качеств: трудолюбия, чувства долга и ответственности, честности, предприимчивости, де¬ловитости, целеустремленности.
3. Развитие инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов; развитие организаторских способностей: умений сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, соревноваться, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
Участниками проектной деятельности стали обучающиеся 8 класса МОБУ СОШ с. Турналы, школьники, входящие в состав лагеря труда и отдыха, классный руководитель, учитель биологии Денисламова Ю.Б.
Объект исследования – организация проектно – исследовательской деятельности во внеурочное время.
Предмет исследования – пути и средства вовлечения обучающихся в проектно – исследовательскую деятельность во внеурочное время.
Гипотеза исследования – реализация данной программы приведет к повышению интереса к изучаемому предмету, качества успеваемости, активности в участиях во внеклассных мероприятиях и конкурсах, формированию практических и трудовых умений и навыков.
Основные направления реализации проекта:
1. Создание благоприятных условий для работы (наличие учебно – опытного участка, орудий сельскохозяйственного труда, оборудования для проведения опытов, нормативно – правового обеспечения деятельности);
2. Методическое обеспечение работы по данному курсу (повышение уровня профессионального мастерства учителя, организация обмена опытом учителей, научно – методическое, информационное обеспечение проекта);
3. Организация мероприятий в рамках данного курса (конкурсы производственных бригад, экологические слеты «Знай, умей!», защита исследовательских работ в рамках МАН и др.)
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (2010 – 2011 гг.):
- изучение теоретических основ проблемы;
- разработка модели;
- создание «банка» заданий;
- сбор рекомендаций по работе.
Итогом этого этапа стал анализ и сбор теоретического материала и разработка программы элективного курса.
2. Поисково – экспериментальный (2011 – 2012 гг.):
- апробирование модели;
- мониторинг промежуточных результатов;
- корректировка дальнейшей работы.
Данный этап по истечение учебного года покажет качество успеваемости, результаты анкетирования по выявлению интереса к изучению данного элективного курса (интерес повысился? Остался на прежнем уровне? Интерес понизился?)
3. Заключительный (2012 – 2013 гг.):
- оценка эффективности модели;
- анализ результатов, обобщение и распространение опыта.
Этот этап покажет, действительно ли данный курс эффективен, следует ли продолжать над ним работу в дальнейшем. Итогом всей проделанной работы станет разработка рекомендаций.
На сегодняшний день мы находимся на втором этапе. Теоретический материал практически завершен, предстоит закладка опытов: часть из них уже проделана (Определение физических свойств почвы, оценка экологического состояния почвы по кислотности и солевому составу). Часть опытов будет закладываться в мае, июне, результаты которых будут получены в сентябре, октябре.
О результативности проекта в целом говорить еще рано, но уже сейчас его эффективность ощутима: призовые места на районном этапе олимпиад и выход на республиканский этап, активное выступление и победа на экологическом слете «Знай, умей!». Так повысился интерес к изучению предмета «Биология» .