Русский язык и литература

Модератор: ОшееваЮВ

Re: Русский язык и литература

Сообщение Каримова ВГ » 25 сен 2012, 06:56

Уважаемые коллеги!
Тема, обсуждаемая на форуме, актуальна на сегодняшний день.
Не вся молодежь приучена ставить цели и действовать для того, чтобы их достигнуть, в чем кроится причина? Мне кажется, что во всем виновата семья, в которой воспитывается ребенок. Если нет хорошего примера для подражания, где он должен научиться всему хорошему? Вот тогда-то мы с вами, уважаемые коллеги, должны придти на помощь нашим обучающимся. Научить учиться бывает сложно, т.к. надо учитывать контингент обучающихся, которые приходят в учебные заведения НПО. Это те, которые не научились действовать, «плыли по течению». У них установка одна – скорее убежать из школы, чтобы не сдавать ЕГЭ и лишний раз «не загружать себя».
Несомненно, новые инновационные технологии нужны для того, чтобы формировать умение учиться действовать, уметь ставить цели. УУД необходимы для успешного освоения программы по русскому языку и литературы, помочь человеку адаптироваться в ситуации, учиться учиться. К сожалению, не во всех учебниках эти требования учтены. Например, в учебнике А.И. Власенкова «Русский язык» для 10-11-х классов из трех типов УУД регулятивные отсутствуют, а ведь они нужны, чтобы научить обучающихся ставить цели и планировать ее достижения, оценивать свои действия. Так как в нашем учебном заведении других учебников нет (из-за финансовых затруднений), мы вынуждены заниматься по учебникам А.И. Власенкова. В первое время нам самими придется сочинять все задания, учитывая все требования.
На уроках русского языка и литературы я стараюсь давать такие задания, которые формируют регулятивные, познавательные и коммуникативные способности. Например, при прохождении темы «Язык и речь» можно дать следующие задания:
1) Найдите высказывания русских писателей о языке. Здесь мы, прежде всего, формируем регулятивные способности.
2) Какова их основная мысль? Здесь формируем познавательные способности.
3) Объясните на основании прочитанного что такое язык и что такое речь? Здесь мы формируем, прежде всего, познавательные и коммуникативные способности.
Данные задания, безусловно, способствуют достижению метапредметных результатов обучения.

Каримова В.К.,
преподаватель ПЛ-59 г.Нефтекамска
Каримова ВГ
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 25 сен 2012, 06:53

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дибаева » 25 сен 2012, 06:31

Уважаемые участники форума!
Предложенная тема на Интернет-сайте мне представляется актуальной. Необходимость формировать умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия, – требование времени. Современные УМК по русскому языку и литературе, безусловно, должны способствовать достижению метапредметных результатов.
В своей работе я использую учебники русского языка Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко А.А. и Власенкова А.И, Рыбченковой Л.М. Данные учебники помогают учащимся систематизировать и обобщить полученные знания по русскому языку. Но в соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку в данных учебниках, на мой взгляд, недостаточен материал практических заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий. В учебнике Грекова В.Ф. в большинстве упражнений формируются учебные действия познавательной направленности. Но нет заданий, которые формируют коммуникативные учебные действия. Поэтому в основном приходится рассчитывать на свой опыт работы.
При формировании УУД я использую различные формы и методы работы. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности учащегося, когда он сам продумывает материал, анализирует, обобщает его, проверяет свои выводы. Также подбираю систему заданий, в ходе выполнения которых учащиеся анализируют ситуацию, высказывают предположения, выслушивают других, находят верный ответ и подводят итоги. Использую и технологию сотрудничества, которая тоже формируют коммуникативные универсальные учебные действия: распределение работы с соседом по парте, выполнение заданий в малой группе, проверки работы друг друга.
Приведу конкретный пример упражнения к теме «Обращение».
1. Из любимых стихотворений Ф.И. Тютчева выпишите 6 предложений с обращениями.
2. Объясните постановку знаков препинания и определите стилистическую функцию обращений в тексте, учитывая способы их выражения.
Перепишите предложения, подчеркните обращения.
Сформулируйте правила постановки знаков препинания при обращениях.
Расскажите о ритмическом обращении, используя примеры найденных предложений.
Произведите синтаксический разбор одного предложения
3. Составьте 3 предложения со словами и словосочетаниями, которые употребляются в функции обращения по правилам русского речевого этикета в форме диалога.
Первое задание формирует регулятивные универсальные учебные действия. Они направлены на организацию своей учебной деятельности. Для
выполнения этого задания учащемуся требуется выполнить ряд действий: поставить цель и планировать пути ее достижения. Нужно найти стихотворения Тютчева Ф.И., работая с текстом, выбрать из стихов предложения с обращениями.
Познавательные универсальные действия связаны со способностью находить и разнообразно перерабатывать информацию, которая происходит с помощью универсальных логических процедур с понятиями: анализ, синтез, сравнение, классификация. В данном случае познавательные УУД формируются при выполнении 2 задания.
Коммуникативные УУД формируются при выполнении 3 задания: умение вести себя в речи со сверстниками и с взрослыми, т. е. уметь строить общение.
Поэтому курсы повышения квалификации, в которых рассматривались задания, направленные на формирование УУД, оказались своевременными и полезными.


Фаизова Л.Р.,
преподаватель ПЛ-63 г.Уфы
Дибаева
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:07

Re: Русский язык и литература

Сообщение Мехликова З.А. » 25 сен 2012, 05:51

Добрый день, уважаемая Татьяна Николаевна!
Я очень признательна вам за вашу оценку моего труда. Позвольте согласиться с замечанием о тавтологии, но хочу заметить, что я намеренно использовала этот прием, чтобы акцентировать внимание не только на эстетическом понятии "вкус" в широком смысле слова, а усилить его значение в сочетании со словами "поэтический и художественный". В своей работе я использую и ваши книги, например, "Слово" в 9 классе для расширения интереса к предмету и првития к любви к родному языку.
Спасибо большое за Ваше одобрение и полезный, дельный совет. Очень приятно с вами пообщаться.
Педагогический коллектив Республиканской кадетской школы-интерната г. Ишимбай ПРИВЕТСТВУЕТ участников форума и желает успешной, плодотворной работы!
Мехликова З.А.
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 05:41

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дорожкина Т.Н. » 25 сен 2012, 03:34

Думается, что есть необходимость сформулировать более конкретные личностные результаты обучения применительно к курсу «Русский язык» и «Родной (русский) язык». Они, безусловно, должны быть одинаковыми (не случайно по итогам изучения обоих курсов выставляется одни суммарная оценка, хотя в классном журнале эти два предмета представлены на отдельных страницах). В ряду личностных результатов обучения мы должны, на наш взгляд, числить следующие:
- понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа, его надпредметной роли в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка, уважительное к нему отношение, потребность сохранить его чистоту и красоту;
- стремление освоить его лексическое и грамматическое богатство, совершенствовать свою речь, развитие способности оценивать и корректировать ее.

Т.Н. Дорожкина,
заведующий кафедрой русского языка и литературы ИРО РБ
Дорожкина Т.Н.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 07:36

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дибаева » 25 сен 2012, 03:32

Введение государственного образовательного стандарта является важным шагом с точки зрения «определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы». Важным, потому что обеспечивает развитие личности через универсальные учебные действия (УУД), в составе которых выделяется коммуникативный блок.
Несмотря на то, что о коммуникативном принципе обучении русскому языку говорят и пишут давно, реализуется он с трудом. Подтверждением сказанному служат выпускные работы в 9 и 11-х классах, а также диагностические работы, проводимые ИРО РБ. Если в сочинениях встречаются такие высказывания, как: «Книги – это самые живучие, никогда не умирающие вещи»; «У Пушкина «слово – оружие, которое может убить, а может и истребить», то можно утверждать, что коммуникативные умения у обучающихся недостаточно сформированы.
Радует то, что коллеги делятся опытом использования различных упражнений по развитию речи, которые, бесспорно, способствуют развитию коммуникативных умений. Однако было бы, на мой взгляд, неплохо обменяться опытом работы с текстом как единицей обучения, поскольку текст лежит в основе изучения всех предметов и способствует развитию всех УУД.


Бочкарева Г.А.,
доцент кафедры русского языка и литературы ИРО РБ
Дибаева
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:07

Re: Русский язык и литература

Сообщение usupa71@mail.ru » 24 сен 2012, 16:13

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
- автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Значимой и актуальной является проблема системы оценки достижений метапредметных результатов.
Целью работы является изучение особенностей системы оценки метапредметных результатов на ступени начального школьного образования.
Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:
-рассмотреть цели, задачи и направления развития начального образования
- изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметных результатов;
- изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, метапредметных результатов;
-подобрать типовые задания для оценки уровня сформированности коммуникативных учебных действий.
Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
usupa71@mail.ru
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 11:13

Re: Русский язык и литература

Сообщение учитель » 24 сен 2012, 15:51

Светлана Александровна

К интерактивным методам обучения можно отнести следующие:
Индивидуальные
(самостоятельно)"Метод ПРЕСС"
«Микрофон»
Парные
( в паре)«Карусель»
Кооперативные
( в группах)«Общий проект»
«Аквариум»
Фронтальные
( весь класс)«Мозговой штурм»
«Два, четыре – вместе»
При интерактивном обучении учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
На уроках риторики («Школа-2100») в 7-8 классах при изучении темы «Рецензия на сочинение товарища» мы используем прием «Метод ПРЕСС». Сначала от ученика требуется составление устной рецензии на сочинение, в которой он должен отметить положительные и отрицательные стороны работы. При выполнении этого упражнения развивается умение формулировать высказывание по определенному вопросу в сжатой, лаконичной форме. После анализа 3-4 сочинений ребятам предлагается рецензия на сочинение товарища. Задача ученика – дать письменную оценку рецензии.
Продуктивным оказывается и задание по отбору сочинений по заданной теме на школьный конкурс, поскольку ученик должен дать аргументированный ответ на вопрос, почему то или иное сочинение заслуживает отличной или неудовлетворительной оценки
учитель
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 31 авг 2012, 16:02

Re: Русский язык и литература

Сообщение учитель » 24 сен 2012, 15:45

Светлана Александровна
Хочу остановиться на таком вопросе, как интерактивное обучение.Что это?Интерактивное обучение (от англ. interation – взаимодействие) - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Меняя формы и методы ведения урока, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным.
Исследования, проведенные в 80-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. По результатам этого исследования, наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 0,5%, чтение - 10%), а наибольший - интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: "Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда".
учитель
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 31 авг 2012, 16:02

Re: Русский язык и литература

Сообщение Расима77 » 24 сен 2012, 15:38

В системе начального профессионального образования используется учебник русского языка Грекова В. Ф., Чешко Л.А. Мне нравится этот учебник, и я по нему работаю. Учебник помогает учащимся систематизировать и обобщить полученные знания по русскому языку.Пособие рассчитано на выработку у учащихся твёрдых навыков грамотного письма.
Расима77
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 15:20

Re: Русский язык и литература

Сообщение Садирова Зарема » 24 сен 2012, 13:15

Уважаемые коллеги!
Русский язык и литература, я считаю, в ряду предметов, способствующих всестороннему развитию личности обучающегося. Но каким, традиционно был учитель транслятором знаний, как показала практика, он справляется с этой задачей плохо. Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования , по – новому осознную миссию учителем.
При изучении русского языка и литературы, мы должны достичь личностных, предметных и метапредметных результатов образования. Мы должны «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Но как можно достичь цели, не владея универсальными учебными действиями, необходимыми на сегодняшний день? Учитель сам должен уметь учиться. Тем более владеть УУД. Я, размышляя об этом, пришла к выводу, что те учебники, по которым мы занимались по русскому языку и литературе, на сегодняшний день, недостаточно достигают метапредметных результатов. Я работаю по учебникам Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Упражнения на формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных, универсальных учебных действий представлены в очень незначительной мере.
Так, в своей работе, я применяю один из вариантов упражнении “Комплимент” (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), сами учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за него. Этот вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. При этом актуальны такие универсальные учебные действия, как оценка и коммутивность, как и умение выразить ее.
Можно так же отметить в учебнике Гольцова Н.Г., Шамшина И.В., Мищерина М.А., много упражнений направленные на достижения метапредметных результатов, - так умение вести себя в речи со сверстниками, уметь строить общение хорошо представлено в параграфах 4 и 5. Учить не только предмету, но и умению учиться.
Садирова З.Г.
Садирова Зарема
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 13:06

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron