Кузьмичева Любовь » 27 сен 2012, 14:20
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции).
В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общественных интересов школьников, способствовать их творческой деятельности.
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Очень важно создавать благоприятные условия для детей:
- широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий;
-демонстрации личных достижений – авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей могут выступать различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.
Следовательно, культурно-творческая деятельность может характеризоваться, прежде всего, культурой отношений, которые, в свою очередь, организуются с учетом следующих принципов:
- уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и других характеристик личности;
- сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими;
- уважения прав самых младших и самых старших членов культурно-воспитательной среды.
Обязательными условиями организации эффективного взаимодействия в рамках культурно-творческой деятельности является:
1) отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному творчеству и саморазвитию;
2) отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
3) отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;
4)отношение к воспитательной системе как целостному культурно-образовательному пространству, где сотрудничают дети и взрослые, воссоздавая образцы культуры, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.
Структура культурно-воспитательной системы включает в себя:
- среду семьи (культура отношений членов семьи, психологическая и нравственная атмосфера семьи, условия труда и быта, культура семейных традиций);
- среду школы (культура отношений детей и взрослых, психологическая и нравственная атмосфера в коллективе учащихся и учителей, культура школьных традиций);
- внешкольную среду и внешкольные связи воспитательной системы (характер отношений субъектов внешкольных связей.
Содержание культурно-воспитательной среды – совместная творческая деятельность детей и взрослых по освоению культуры.1 Таким образом, культурно-воспитательная деятельность предполагает освоение:
-культуры отношений человека с человеком;
-культуры быта, поведения в семье и обществе;
- культуры образования (обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития);
-культуры труда (физического, интеллектуального и духовного);
- культуры творчества (учебного, научного, художественного).
Содержание культурно-воспитательной среды осваивается через повседневную жизнь, дела и специальные мероприятия (например, праздники), требующие особой организации и подготовки, в ходе которых и осуществляется совместная творческая деятельность детей и взрослых.
Главная цель современного демократического общества – формирование гармонически развитой, социально активной личности. Прежде всего, это относится к подрастающему поколению.
Социализация и социальное творчество детей – большое поле деятельности для педагогов. Фактически основу внеурочной культурно-творческой деятельности составляет способность школы планировать и осуществлять осознанное включение детей и подростков в коллективно-полезное дело, вызывать их отклик и инициативу, развивать у них позитивное преобразовательно-организационное отношение к делу. Эффективность данного направления связана с последовательным раскрытием сознания ребенка и побуждением его личности к самостоятельной работе по выстраиванию пути своего развития через специально проектируемые и реализуемые события роста сознания, развития мыследеятельности и участия в социально значимой творческой деятельности. Сегодня определены три группы задач социализации:
- естественно-культурные;
- социально-культурные;
- социально-психологические.
Естественно-культурные задачи подразумевают достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического развития.
Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, специфичные для каждого возрастного этап
Социально-психологические задачи предполагают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни, самореализацию и самоуправление.
Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития ребенка. Если какая-либо группа задач остается нерешенной на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие, либо делает его неполным. Следовательно, важную роль в развитии и формировании творческой личности занимают социальные институты.
Школа является общественным институтом, где учащийся не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования своей личности. Таким образом, сущность концептуального подхода к функциям внеурочной культурно-творческой деятельности заключается в создании научно обоснованной системы социально необходимой, психологически действенной подготовки учащихся в их свободное время к разносторонней самостоятельной жизнедеятельности.
Эта система предполагает эффективное взаимодействие всех внешкольных, культурно-просветительных и спортивных учреждений с общеобразовательными школами, с семьями учащихся.
Составляющими такого взаимодействия являются следующие факторы:
- культурно-просветительные, спортивные учреждения в деловом сотрудничестве с детскими и подростковыми организациями не только продолжают начатое в семье и школе воспитание, но и создают оптимальные условия для повышения плодотворности всего процесса формирования личности;
- все воспитательные институты строят свою работу на основе совместного определения перспектив, взаимной ответственной зависимости, информированности, помощи, согласования результатов анализа и корректировки деятельности;
- все учреждения и организации, участвующие во внешкольном воспитании, всемерно способствуют активизации роли детей и подростков как субъектов обеспечения своего гражданского становления, жизненного самоопределения. Это достигается целенаправленными, взаимосвязанными, постоянно усложняющимися социально значимыми действиями учащихся вне школы по развитию и реализации своих интересов и способностей.
Обновление внеурочной культурно-творческой деятельности детей и подростков реально при осуществлении определенных принципов:
-перспективам социально-экономического и научно-технического прогресс.
- многосторонность связей между овладением учащимися основами знаний и умений в процессе школьного образования и приобретением знаний, умений во внеурочное время (по личному выбору);
- единство социально значимого применения учащимися приобретенных знаний и умений с их гражданским, нравственным, трудовым, умственным, эстетическим, экономическим и физическим воспитанием;
- направленность на оптимизацию взаимосвязи развития социально значимых потребностей, личных интересов и творческих способностей учащихся;
-системность и преемственность в целенаправленной культурно-творческой деятельности с другими воспитательными институтами по формированию личности.