Николаев Олег писал(а):Анализ существующих программ по ОБЖ показал, что в них основное внимание уделяется изучению истории вопроса возникновения той или иной чрезвычайной ситуации, ее физическим основам и причинам возникновения. Безусловно, эти вопросы интересны и полезны, однако есть целый ряд учебных дисциплин, в которых изучаются и должны изучаться эти вопросы (история, химия, физика, география и др.), а там, где надо действовать, надо учить тому, что надо делать и, самое главное, как делать, чтобы обеспечить собственную безопасность и безопасность окружающих людей.В то же время изучение таких важных, на наш взгляд, вопросов, как вопросы духовного и умственного развития, укрепления памяти, овладения ораторским искусством в существующих программах по ОБЖ явно не просматривается. А ведь это одни из важнейших вопросов, напрямую связанных с безопасностью жизнедеятельности. Овладев этими знаниями, учащиеся смогут с успехом противостоять мошенникам и демагогам, шантажистам и вымогателям, сектантам и скандалистам, да и сами смогут найти правильный путь в жизни, свободный от всякого рода неправильных и неблаговидных поступков, имеющих негативные последствия. Или что, на Руси перевелись мошенники всех мастей, готовые «облапошить» доверчивых граждан? Или неясно, что причиной многих несчастных случаев, будь то пожар или автокатастрофа, является элементарная забывчивость или невнимательность? А сколько жизней и судеб спасло умение четко и ясно изъясняться и защищать себя, используя такое грозное оружие как слово?В наш век, век космических скоростей и всемирной компьютеризации, немаловажную роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности играет умение получить и обработать информацию, умение настраивать себя на работу и отдых, управлять своими эмоциями, рационально организовать свой день и управлять своим временем, умение добиваться своей цели. Этому способствуют приемы релаксации и самовнушения, сила воли и самоорганизация, знание правил начала, хода и завершения рабочего дня, навыки скорочтения, умение внимательно читать и слушать, вычленяя главное из прочитанного и услышанного.А сколько судеб было поломано из-за неправильного отношения к ошибкам и неудачам? Ошибки и неудачи бывают у всех людей, однако, не все умеют извлечь из них пользу, преодолеть их негативные последствия. Но не предусмотрено изучение всех этих вопросов программами по курсу ОБЖ.
Нет в программах по ОБЖ и вопросов, посвященных межличностному общению, способам преодоления конфликтных ситуаций. А ведь именно конфликт является причиной многих инфарктов, инсультов и др. заболеваний, суицидальных исходов.Не вошел в программы по ОБЖ и раздел по изучению УК РФ. Но ведь общеизвестно, что незнание законов не освобождает от ответственности. А элементарные знания последствий тех или иных поступков могут многих удержать или остановить в момент их совершения.
Вот поэтому надо вырабатывать предложения, разрабатывать новые программы.