Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельности

Модераторы: Ижбулатова Э.А., Игебаева, мугаллимова, Cапожникова, Валиева

Re: Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельнос

Сообщение nadezhda_kiselman » 30 сен 2012, 06:14

Педсовет заканчивается. Внимательно прочитала все сообщения, почерпнула много полезного, сделала вывод, что проблемы у всех схожие, но энтузиазма от этого не убавилось. Спасибо за педсовет. Хотелось бы, чтобы правительственные чины также познакомились с нашими проблемами и хоть немного помогли.
nadezhda_kiselman
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 10:39

Re: Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельнос

Сообщение nadezhda_kiselman » 28 сен 2012, 14:55

В нашей гимназии всегда с пониманием относились к необходимости внеурочной деятельности и выделяли часы кружковой работы, часы на индивидуально-групповые занятия. Я веду уроки математики и информатики. Вот уже несколько лет мы сотрудничаем с Томским университетом, который предлагает нам полностью разработанные программы обучения информационным технологиям. Но в последнее время желающих обучаться на этих курсах все меньше, так как курсы платные, хотя цены за последние годы поднялись незначительно. Как и везде сейчас проходит оптимизация и часы сократили, оставили только по 2 часа кружковой работы. Вот и приходится сейчас совмещать и подготовку к ЕГЭ, и подготовку к олимпиадам и конкурсам, и работу с сайтом школы. Как это получится, не знаю. Видимо возвращаемся к тому времени, когда готовили к олимпиадам и конкурсам в свое личное время, а не участвовать сейчас невозможно, тем более по информатике сейчас столько интересного проводится, самой порой интересно.
nadezhda_kiselman
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 10:39

Re: Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельнос

Сообщение zhannagabbasova » 27 сен 2012, 17:02

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Конечно, походы, экскурсии с посещением театров и музеев (в другом городе), выезды на природу с учениками создают хорошие условия для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. Однако их организация требует огромных усилий, в связи с ужесточившимися требованиями к безопасности перевозок. Приходится обращаться в туристические агентства, турклубы, что существенно отражается на стоимости поездок. Поэтому, на мой взгляд, такая форма внеклассной работы постепенно уходит...
zhannagabbasova
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 19:00

Re: Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельнос

Сообщение Кузьмичева Любовь » 27 сен 2012, 14:38

Трудности, с которыми сталкиваются учителя:
недостаточность разработанных программ
нехватка знаний и опыта у учителей начальных классов по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определённого уровня;
сложность перестройки мероприятий на обязательное достижение воспитательного результата.
Вся система работы по данному направлению призвана предоставить обучающимся возможность свободного выбора программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.
При подобной насыщенности возникает риск перегрузить детей. Поэтому охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности школ, контроль и корректирование функционального состояния детей систематически. На занятиях должна проводится работа по профилактике переутомления и обеспечению двигательной активности обучающихся.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увле чений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.. Безусловно, отработка меха низма реализации внеурочной деятельности в каждом из образовательных учреждений требует решения ещё многих проблем, с которыми сталкиваются педагогические коллективы. Это и ограниченность финансовых, кадровых, материально­технических условий, и невозможность привлечения учреждений социума или системы дополнительного образования детей, и отсутствие должной компетентности у педагогов в вопросах планирования воспитательной работы, ориентированной на достижение воспитательных результатов разных уровней, и др. Тем не менее уже нара ботанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельнос

Сообщение Кузьмичева Любовь » 27 сен 2012, 14:37

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. С 2011/2012 учебного года все ОУ переходят на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной дея тельности младших школьников. Основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать обязательный раздел «Программа духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», в который в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России включается программа внеурочной деятельности.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также организовывается деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков и т. д. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. А одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.
Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают возникать проблемы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. Однако далеко не все ОУ имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности, нет ставок на дополнительное образование. В этом случае образовательное учреждение может использовать возможности учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материально­технических условий; проблемы финансового обеспечения. В этой ситуации возникает необходимость в выявлении наиболее типичных социокультурных ситуаций, в условиях которых будет организовываться внеурочная деятельность, определении педагогических условий создания развивающей среды для воспитания и социализации и на основе полученных результатов – в разработке оптимальных моделей реализации внеурочной деятельности.
Ведущей идеей организации и осуществления внеурочной деятельности, вытекающей из особенности развития учреждения, определяет объединение ресурсов социума в интересах ребёнка, для его развития и самоопределения, интеграция основного и дополнительного образования на основе изучения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельнос

Сообщение Кузьмичева Любовь » 27 сен 2012, 14:34

Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет не только ученику начальной школы найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Переходя в пятый класс, он будет уверен в себе, сможет самостоятельно применять полученные знания, без помощи взрослых, что позволит ему ещё больше преуспеть в учёбе и даст возможность найти себя ещё и в другой области, глубже заняться тем, что ему больше всего интересно. Для ученика всегда важен результат, а когда за свою деятельность он получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение, что его труд, деятельность имеет успех, а значит и не за горами тот день, когда у нас появятся новые технологии или произведения искусств, авторами которых будут наши ученики.
Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.
- Как помочь ребёнку самоопределиться?
Только с помощью действий.
В учебный план введены часы внеурочной деятельности, которая является продолжением учебных занятий. Внеурочная деятельность выигрывает тем, что имеет конкретную практическую направленность, конечный результат деятельности не только ученика, но и учителя.
Все занятия строятся на основе деятельностного подхода. На каждом занятие учитель планирует активную деятельность учащегося, т.е. прописывает ожидаемый результат, который на практике практически всегда оправдан. Деятельностный подход во внеурочной деятельности даёт нам новые способы расширения возможностей учеников. Чем больше действий, тем больше ученик имеет возможностей раскрыть себя, найти себя, потому что различные врождённые задатки есть у всех, но развиваются они в процессе деятельности. Один ученик делает, потому что ему интересно; второй, потому что подражает первому; третий – уже сам умеет это делать и т.д. Так и выстраивается «цепочка» деятельности на занятиях внеурочной деятельности; только учатся ученики по другому.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельнос

Сообщение Кузьмичева Любовь » 27 сен 2012, 14:24

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность подростков должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельнос

Сообщение Кузьмичева Любовь » 27 сен 2012, 14:24

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность подростков должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельнос

Сообщение Кузьмичева Любовь » 27 сен 2012, 14:20

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции).
В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общественных интересов школьников, способствовать их творческой деятельности.
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Очень важно создавать благоприятные условия для детей:
- широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий;
-демонстрации личных достижений – авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей могут выступать различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.
Следовательно, культурно-творческая деятельность может характеризоваться, прежде всего, культурой отношений, которые, в свою очередь, организуются с учетом следующих принципов:
- уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и других характеристик личности;
- сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими;
- уважения прав самых младших и самых старших членов культурно-воспитательной среды.
Обязательными условиями организации эффективного взаимодействия в рамках культурно-творческой деятельности является:
1) отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному творчеству и саморазвитию;
2) отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
3) отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;
4)отношение к воспитательной системе как целостному культурно-образовательному пространству, где сотрудничают дети и взрослые, воссоздавая образцы культуры, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.
Структура культурно-воспитательной системы включает в себя:
- среду семьи (культура отношений членов семьи, психологическая и нравственная атмосфера семьи, условия труда и быта, культура семейных традиций);
- среду школы (культура отношений детей и взрослых, психологическая и нравственная атмосфера в коллективе учащихся и учителей, культура школьных традиций);
- внешкольную среду и внешкольные связи воспитательной системы (характер отношений субъектов внешкольных связей.
Содержание культурно-воспитательной среды – совместная творческая деятельность детей и взрослых по освоению культуры.1 Таким образом, культурно-воспитательная деятельность предполагает освоение:
-культуры отношений человека с человеком;
-культуры быта, поведения в семье и обществе;
- культуры образования (обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития);
-культуры труда (физического, интеллектуального и духовного);
- культуры творчества (учебного, научного, художественного).
Содержание культурно-воспитательной среды осваивается через повседневную жизнь, дела и специальные мероприятия (например, праздники), требующие особой организации и подготовки, в ходе которых и осуществляется совместная творческая деятельность детей и взрослых.
Главная цель современного демократического общества – формирование гармонически развитой, социально активной личности. Прежде всего, это относится к подрастающему поколению.
Социализация и социальное творчество детей – большое поле деятельности для педагогов. Фактически основу внеурочной культурно-творческой деятельности составляет способность школы планировать и осуществлять осознанное включение детей и подростков в коллективно-полезное дело, вызывать их отклик и инициативу, развивать у них позитивное преобразовательно-организационное отношение к делу. Эффективность данного направления связана с последовательным раскрытием сознания ребенка и побуждением его личности к самостоятельной работе по выстраиванию пути своего развития через специально проектируемые и реализуемые события роста сознания, развития мыследеятельности и участия в социально значимой творческой деятельности. Сегодня определены три группы задач социализации:
- естественно-культурные;
- социально-культурные;
- социально-психологические.
Естественно-культурные задачи подразумевают достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического развития.
Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, специфичные для каждого возрастного этап
Социально-психологические задачи предполагают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни, самореализацию и самоуправление.
Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития ребенка. Если какая-либо группа задач остается нерешенной на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие, либо делает его неполным. Следовательно, важную роль в развитии и формировании творческой личности занимают социальные институты.
Школа является общественным институтом, где учащийся не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования своей личности. Таким образом, сущность концептуального подхода к функциям внеурочной культурно-творческой деятельности заключается в создании научно обоснованной системы социально необходимой, психологически действенной подготовки учащихся в их свободное время к разносторонней самостоятельной жизнедеятельности.
Эта система предполагает эффективное взаимодействие всех внешкольных, культурно-просветительных и спортивных учреждений с общеобразовательными школами, с семьями учащихся.
Составляющими такого взаимодействия являются следующие факторы:
- культурно-просветительные, спортивные учреждения в деловом сотрудничестве с детскими и подростковыми организациями не только продолжают начатое в семье и школе воспитание, но и создают оптимальные условия для повышения плодотворности всего процесса формирования личности;
- все воспитательные институты строят свою работу на основе совместного определения перспектив, взаимной ответственной зависимости, информированности, помощи, согласования результатов анализа и корректировки деятельности;
- все учреждения и организации, участвующие во внешкольном воспитании, всемерно способствуют активизации роли детей и подростков как субъектов обеспечения своего гражданского становления, жизненного самоопределения. Это достигается целенаправленными, взаимосвязанными, постоянно усложняющимися социально значимыми действиями учащихся вне школы по развитию и реализации своих интересов и способностей.
Обновление внеурочной культурно-творческой деятельности детей и подростков реально при осуществлении определенных принципов:
-перспективам социально-экономического и научно-технического прогресс.
- многосторонность связей между овладением учащимися основами знаний и умений в процессе школьного образования и приобретением знаний, умений во внеурочное время (по личному выбору);
- единство социально значимого применения учащимися приобретенных знаний и умений с их гражданским, нравственным, трудовым, умственным, эстетическим, экономическим и физическим воспитанием;
- направленность на оптимизацию взаимосвязи развития социально значимых потребностей, личных интересов и творческих способностей учащихся;
-системность и преемственность в целенаправленной культурно-творческой деятельности с другими воспитательными институтами по формированию личности.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельнос

Сообщение Кузьмичева Любовь » 27 сен 2012, 14:10

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2