Готовность учителя к введению и реализации ФГОС "Искусство"

Модератор: Ильмухаметов А.Г.

Re: Готовность учителя к введению и реализации ФГОС "Искусст

Сообщение Альбина Большакова » 30 сен 2012, 08:46

УРОКИ ТЕАТРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (надпредметный курс в рамках ФГОС)

Большакова Альбина Иршатовна,г. Стерлитамак, МАОУ «Гимназия № 6», учитель начальных классов,email: super.bolschakowa2011@yandex.ru

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно - жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки,
И с ними светлый мир добра!

Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал добрым и радостным.
Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, ищет приемы индивидуальных творческих способностей младших школьников.
Одним из оптимальных способов, на мой взгляд, является театральное искусство. Театр – это коллективное искусство. Ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми группами, овладевает навыками коллективного творчества. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре.
Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, потому что игра в общении очень естественна для младших школьников, в ней они чувствуют себя спокойно и комфортно.
Как можно использовать методы и приемы театральной педагогики в начальной школе? Дети разыгрывают сценки, читают стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой участвуют в школьных праздниках.
Уроки театра в начальной школе проводятся по программе. Программа этих занятий основана на комплексном подходе к построению занятий, который выражается в изучении тем, связанных с историей театра, сценической речью, сценической пластикой, импровизацией, драматизацией.
Задачей уроков театра является воспитание у младших школьников способности улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений, уметь воссоздавать в воображении и уяснять смысл отдельных эпизодов, уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах.
Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи действия в условиях вымысла, помогает придать импровизации определенную завершенность. В этих условиях больше всего оправдывают себя игры-драматизации, составленные по народным сказкам, рассказам, басням и стихам.
Показателем совместного творчества руководителя и учащихся является спектакль. Перед детьми встает необходимость освоения авторского текста, выяснения мыслей, намерений, взаимоотношений, действий персонажей. Исполнители должны хорошо понимать, для чего, с какой целью они произносят те или иные слова роли, что. Почему и зачем делают в каждый момент пребывания на сцене. На этой основе у них формируются осознанные требования к своему исполнению и творчеству своих товарищей, развивается потребность совершенствовать качество своего исполнения.
Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание художественного развития младших школьников на театральных занятиях осуществляется путем анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать.
В зависимости от содержания, цели и задач используются следующие типы уроков: урок-рассказ, урок-упражнение, урок-игра, урок-работа над спектаклем, который делится на урок-обсуждение сценария, урок-пробу на роль, урок-репетицию. Также используются комбинированные уроки.
ВЫВОДЫ
1.Уроки театра в школе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и формированию их личности.
2.Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.
3.Содержание, замысел игры своеобразно преломляются через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в игре явлениям и оказывают воспитательное воздействие на них.
4.В игре ребенок активно воссоздает явления реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.
5.Уроки театра способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
6.В педагогическом процессе уроки театра находятся в тесном взаимодействии с другими видами деятельности – обучением, трудом ,они приучают школьников к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для их деятельности в дальнейшем.
7.Разумная, тщательно подготовленная организация уроков театра дает возможность учителю влиять на духовное воспитание детей.
8.Уроки театра, участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение, что очень важно само по себе.

Театр!
Первые спектакли, первые любимые персонажи, первое ни с чем не сравнимое свое зрительское восприятие: вот-вот откроется занавес, и оживет удивительная сказка, населенная злыми и добрыми феями, возникнет мир волшебных превращений, счастливых детских историй….
Становясь старше и посещая вечерние спектакли, дети еще по настоящему не понимают любви, ревности, политических разногласий, ужасов войны, страха одиночества, человеческой боли. Но они смотрят неотрывно. Ведь в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание.
В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое как свое, совсем личное. А это значит, происходит всплеск человечности в человеке. Через других -тех, кто на сцене, - он может понять себя, окружающих, весь мир.


Библиографический список

1. Белянская Л.Б.сост. Хочу на сцену. Симферополь. 1997.
2. Новицкая Л.П. «Уроки вдохновения». М., 1984.
3. Сорокина С. Ф. Программа: «Театр, творчество, дети». М., 1995.
4. Стуль М.Воспитание искусством: в театр всей семьёй.Челябинск.1986.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.,2001.
Альбина Большакова
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 16:14

Re: Готовность учителя к введению и реализации ФГОС "Искусст

Сообщение zhannagabbasova » 28 сен 2012, 14:00

Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Достижение творческого уровня развития личности может считаться высшим результатом в любой педагогической технологии. Поиск новых путей создания условий для развития и реализации творческого потенциала личности ребенка требует построения системы музыкального воспитания на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей. Разнообразие методов, применяемых на уроках вносит элемент творчества во все виды деятельности: слушание музыки, вокально-хоровую работу, пластическое интонирование, импровизацию, инструментальное музицирование, театрализацию. Метод моделирования художественно-творческого процесса определяет направления художественно-творческой деятельности на уроках музыки.
zhannagabbasova
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 19:00

Re: Готовность учителя к введению и реализации ФГОС "Искусст

Сообщение Банникова Н.С. » 28 сен 2012, 08:54

Получается, и специалисты и предметники ведут ИЗО в начальной школе. Часто это мера вынужденная - нагрузка. Однако, с введением новых стандартов, ИЗО становится более насыщенным и многокомпонентным. А потому, реализовывать линию ФГОС в этом направлении должны именно специалисты. ИЗО в данном случае - особая часть начального обучения
Банникова Н.С.
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 21 сен 2012, 05:27

Re: Готовность учителя к введению и реализации ФГОС "Искусст

Сообщение Алтынбекова » 28 сен 2012, 03:42

Банникова Н.С. писал(а): При отсутствии оснащенного кабинета по изобразительному искусству сделать это гораздо труднее. Учитель вынужден ходить по кабинетам, переносить наглядность, которая в большом разнообразии используется на уроках. Я считаю, такие условия тормозят реализацию стандартов в полном объеме.

Да, действительно, без специализированного кабинета проводить уроки на высоком уровне очень трудно. Но предметы области искусства администрациями школ рассматриваются как необязательные, средства выделяют кабинетам более важным... А ведь кабинет изобразительного искусства должен быть как художественная мастерская, чтобы уже его обстановка настраивала детей на творчество, чтобы у них "чесались" руки, чтобы им хотелось погрузиться в искусство с головой. Нужны мольберты и элементарная раковина с водой, нужны стеллажи для материалов, детских работ, натурного фонда. Ну а так как наглядность в обучении искусству является главным методическим приемом, то мультимедийный проектор в кабинет ИЗО должен предоставляться в первую очередь. И, конечно, учитель должен хорошо владеть оборудованием и применять его методически грамотно. К тому же, правильно оборудованный кабинет можно будет использовать для кружков, которые по ФГОС проводятся во второй половине учебного дня.
Алтынбекова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:02

Re: Готовность учителя к введению и реализации ФГОС "Искусст

Сообщение Альбина Большакова » 27 сен 2012, 15:52

Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, ищет приемы индивидуальных творческих способностей младших школьников.
Одним из оптимальных способов, на мой взгляд, является театральное искусство. Театр – это коллективное искусство. Ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми группами, овладевает навыками коллективного творчества. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре.
Уроки театра в школе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и формированию их личности.
Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.
Содержание, замысел игры своеобразно преломляются через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в игре явлениям и оказывают воспитательное воздействие на них.
.В игре ребенок активно воссоздает явления реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.
Уроки театра способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В педагогическом процессе уроки театра находятся в тесном взаимодействии с другими видами деятельности – обучением, трудом ,они приучают школьников к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для их деятельности в дальнейшем.
Разумная, тщательно подготовленная организация уроков театра дает возможность учителю влиять на духовное воспитание детей.
Уроки театра, участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение, что очень важно само по себе.
Альбина Большакова
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 16:14

Re: Готовность учителя к введению и реализации ФГОС "Искусст

Сообщение Алтынбекова » 25 сен 2012, 06:42

Банникова Н.С. писал(а):Предмет "Изобразительное искусство" в начальной школе предполагает сотрудничество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач; освоение традиций художественной культуры. Тематика курса очень разнообразна, насыщенна использованием на уроках различных художественных материалов, овладение их выразительными возможностями, что позволяет учащимся проявлять себя не только на уроках, но и на конкурсах, выставках. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Я полностью разделяю это высказывание и хочу добавить, что все вышесказанное распространяется и на среднее звено. Те учителя, которые работают по программе Неменского уже давно используют и педагогику сотрудничества, и разнообразную деятельность, и освоение различных художественных материалов и т.п. Поэтому закономерно, что программу ИЗО для ФГОС разрабатывал именно Борис Неменский и его лаборатория. Я начинала работать, когда программа Неменского проходила апробацию - в далекие 80-е. Тогда учителя-предметники пришли в начальное звено. Как жаль, что сейчас редко в каких школах ИЗО в начальных классах ведут специалисты. А ведь именно учитель ИЗО наиболее готов к работе по ФГОС, он более подготовлен в области педагогики и психологии искусства, обладает широким кругозором и фундаментальными знаниями в своей области. Может будет правильней изыскать возможности для передачи уроков ИЗО в начальной школе специалистам?
Алтынбекова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:02

Re: Готовность учителя к введению и реализации ФГОС "Искусст

Сообщение Надежда Горюхина » 23 сен 2012, 18:02

Так уж случилось, что предмет, который я преподаю постепенно исключается из программы. История и культура родного края уходит на второй или даже задний план... Несмотря на это, я как учитель внимательно слежу за изменениями в требованиях к современному образованию и тщательно продумываю каждый свой урок. Модель современного выпускника, представленная в свете введения ФГОС, заставляет каждого педагога еще раз обобщить и систематизировать опыт своей работы. Перестроить собственную систему преподавания, направляя ее на формирование тех качеств, которые требует от современного гражданина общество, в котором он живет. Изучение краеведческого материала и включение в программу курса «История и культура Башкортостана» очень важный и нужный момент всего образовательного процесса. Краеведение стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны в целом и своей малой Родины в частности. Свою задачу как учителя истории и культуры Башкортостана вижу в формировании собственной методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе. Каждый урок – это «строительная площадка», на которой развертывается процесс формирования универсальных учебных действий. И могу с уверенность утверждать, что формирование УУД эффективно при освоении краеведческого материала.
Надежда Горюхина
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 15:53

Re: Готовность учителя к введению и реализации ФГОС "Искусст

Сообщение zhannagabbasova » 23 сен 2012, 15:48

В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования школьников основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней.Насыщая программу музыкального воспитания национальным и региональным материалом, учителя приближают концептуальную основу, «государственный стандарт» музыкального воспитания, к особенностям и задачам музыкальной работы, проводимой областью, городом, школой или даже школьным классом.
zhannagabbasova
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 19:00

Re: Готовность учителя к введению и реализации ФГОС "Искусст

Сообщение Банникова Н.С. » 21 сен 2012, 18:37

В нашей школе по ФГОС работают первый год. Трудность заключается в отсутствии учебников по изобразительному искусству, пока нет целостности во взаимодействии учителя и ученика на уроке. Сложно давать задания, формировать универсальные учебные действия. Пока больше приходится не вести поисковую и сравнительную деятельность на уроке, а строить урок на постановке вопросов-ответов. Ученики в таком случае теряют способность к запоминанию, они не вовлечены в учебный процесс.
Банникова Н.С.
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 21 сен 2012, 05:27

Re: Готовность учителя к введению и реализации ФГОС "Искусст

Сообщение Банникова Н.С. » 21 сен 2012, 18:09

По ФГОС изобразительное искусство как учебный предмет направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, который является необходимым условием разностороннего развития личности. Изобразительное искусство способствует проявлению творческих возможностей детей, развитию инициативы, создании прекрасного в собственной деятельности. При отсутствии оснащенного кабинета по изобразительному искусству сделать это гораздо труднее. Учитель вынужден ходить по кабинетам, переносить наглядность, которая в большом разнообразии используется на уроках. Я считаю, такие условия тормозят реализацию стандартов в полном объеме.
Банникова Н.С.
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 21 сен 2012, 05:27

След.

Вернуться в Мировая и национальная культура

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0