Актуальные проблемы профессионального образования

Модератор: Прядильникова О.В.

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Фаизова Люзия Р. » 30 сен 2012, 16:33

Уважаемые участники форума!
Предложенная тема на Интернет-сайте мне представляется актуальной. Необходимость формировать умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия, – требование времени. Современные УМК по русскому языку и литературе, безусловно, должны способствовать достижению метапредметных результатов.
В своей работе я использую учебники русского языка Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко А.А. и Власенкова А.И, Рыбченковой Л.М. Данные учебники помогают учащимся систематизировать и обобщить полученные знания по русскому языку. Но в соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку в данных учебниках, на мой взгляд, недостаточен материал практических заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий. В учебнике Грекова В.Ф. в большинстве упражнений формируются учебные действия познавательной направленности. Но нет заданий, которые формируют коммуникативные учебные действия. Поэтому в основном приходится рассчитывать на свой опыт работы.
При формировании УУД я использую различные формы и методы работы. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности учащегося, когда он сам продумывает материал, анализирует, обобщает его, проверяет свои выводы. Также подбираю систему заданий, в ходе выполнения которых учащиеся анализируют ситуацию, высказывают предположения, выслушивают других, находят верный ответ и подводят итоги. Использую и технологию сотрудничества, которая тоже формируют коммуникативные универсальные учебные действия: распределение работы с соседом по парте, выполнение заданий в малой группе, проверки работы друг друга.
Приведу конкретный пример упражнения к теме «Обращение».
1. Из любимых стихотворений Ф.И. Тютчева выпишите 6 предложений с обращениями.
2. Объясните постановку знаков препинания и определите стилистическую функцию обращений в тексте, учитывая способы их выражения.
Перепишите предложения, подчеркните обращения.
Сформулируйте правила постановки знаков препинания при обращениях.
Расскажите о ритмическом обращении, используя примеры найденных предложений.
Произведите синтаксический разбор одного предложения
3. Составьте 3 предложения со словами и словосочетаниями, которые употребляются в функции обращения по правилам русского речевого этикета в форме диалога.
Первое задание формирует регулятивные универсальные учебные действия. Они направлены на организацию своей учебной деятельности. Для
выполнения этого задания учащемуся требуется выполнить ряд действий: поставить цель и планировать пути ее достижения. Нужно найти стихотворения Тютчева Ф.И., работая с текстом, выбрать из стихов предложения с обращениями.
Познавательные универсальные действия связаны со способностью находить и разнообразно перерабатывать информацию, которая происходит с помощью универсальных логических процедур с понятиями: анализ, синтез, сравнение, классификация. В данном случае познавательные УУД формируются при выполнении 2 задания.
Коммуникативные УУД формируются при выполнении 3 задания: умение вести себя в речи со сверстниками и с взрослыми, т. е. уметь строить общение.
Поэтому курсы повышения квалификации, в которых рассматривались задания, направленные на формирование УУД, оказались своевременными и полезными.


Фаизова Л.Р.,
преподаватель ПЛ-63 г.Уфы
Фаизова Люзия Р.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 30 сен 2012, 16:30

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Хозикова Л.А. » 30 сен 2012, 14:32

Cовременное российское общество требуют переосмысления роли образования и проблем профессиональной подготовки педагогов. Актуальной становится проблема стиля профессиональной деятельности. Особенно значима эта проблема для учителя начальной школы как специалиста, более других влияющего на младших школьников, находящихся на стадии приобретения основ нравственности, гуманизма, любви к Родине, доброты и взаимопонимания. Учитель содействует раскрытию многих сторон личности детей начальной школы своей индивидуальностью, своим примером, которому дети часто подражают во всем, способствует формированию гуманной жизненной позиции каждого ребенка, воспитывая уважение к правам человека и личным свободам.
Хозикова Л.А.
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 30 сен 2012, 14:10

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Рахматуллина Н.Ш. » 30 сен 2012, 13:42

Уважаемые коллеги! Задача преподавателей системы начального профессионального образования заключается в подготовке образованного, развитого, квалифицированного молодого рабочего, конкурентоспособного на рынке труда, умеющего решать поставленные перед ним задачи. Это - требование ускоряющейся информационной и социальной реальности. И чтобы ответить на эти вызовы времени, ставится задача внедрения новых ФГОС, основанных на овладении учащимися универсальными учебными действиями.
С введением ФГОС я связываю свои надежды на обновление УМК, прежде всего учебников по русскому языку и литературе, т.к. иначе будет трудно реализовать заложенные в ФГОС требования. Пока же таких учебников недостаточно.Из тех учебников, которыми я пользуюсь, в большей мере соответствуют учебники по литературе "В мире литературы"(10-11 классы) под редакцией А.Г.Кутузова, "Литература" под редакцией Г.А.Обернихиной; учебники "Русский язык" под редакцией А.И.Власенкова, в которых есть задания на достижение познавательных интересов.Например, по теме "Стили речи" в учебнике А.И.Власенкова есть такие задания: проанализируйте небольшой текст из учебника по физике, выявите в нем признаки научного стиля. Укажите синтаксические и лексические особенности в использовании слов разных частей речи и их грамматических форм. Попытайтесь объяснить, чем обусловлены особенности синтаксиса научного стиля речи. Но особого внимания преподавателей русского языка и литературы (не только преподавателей системы начального профессионального образования) заслуживает пособие для самостоятельной работы для учащихся профессиональных училищ(лицеев, колледжей), которое составили О.В.Прядильникова и Л.А.Котельникова. На мой взгляд, это одно из немногих пособий, составленное из материалов многолетней педагогической работы преподавателя - тем оно более ценно! Данное пособие содержит систему разнообразных упражнений и тестов по многим разделам русского языка, выполнение которых направлено на развитие речевых (коммуникативных) способностей учащихся. Задания составлены таким образом, что учащиеся могут работать как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. Вот несколько примеров заданий.
- Дать толкование лексического значения слова.- Выявить морфему слова, с помощью которой оно образовано. Определить способ словообразования.
- Определите место эпизода в романе. Озаглавите текст. Определите его основную мысль. Напишите сочинение-миниатюру.
С нетерпением жду вторую часть пособия.
Рахматуллина Нэля Шарифовна, преподаватель русского языка и литературы ПЛ №2, г.Уфа
Рахматуллина Н.Ш.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 27 сен 2012, 04:30

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Гарифанова Нина » 29 сен 2012, 16:32

Здравствуйте, коллеги! Работаю по УМК "Школа 2100". Учебники интересные, развивающие, много проектов, нацеленных на самостоятельный сбор информации. Особенно "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир".
Учителей начальных классов нашей школы волнует вопрос плохой подготовленности детей к школе. Большая часть первоклассников не посещала детского сада. Да и там не ведутся занятия с детьми. Много детей с дефектами и нарушениями речи. Для таких детей освоение программы затруднено. Необходимы дополнительные занятия, индивидуальные, с логопедом.Считаю, что ФГОС потребует от каждого учителя больших изменений в своей практике. В связи с переходом на ФГОС второго поколения, учителю начальных классов прежде всего предстоит поменять методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности. Учитель начальных классов должен научить ребенка учиться, т.е самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать работу учащихся. На уроках нужно научить общаться: слушать товарища, формулировать и высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, уметь договариваться, уступать. Этого можно добиться, используя групповые формы работы: работа в парах, тройках, группах, применять проблемные ситуации на уроках, использовать поисковый метод, средства ИКТ. Важно научить ребёнка планировать, выбирать различные пути решения, формировать гибкость мышления.
Гарифанова Нина
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29 сен 2012, 15:45

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Прядильникова О.В. » 28 сен 2012, 19:24

Уважаемая Мунира Хабиевна! Думаю, что Ваши слова о главной задаче современного педагога созвучны мнению всех участников нашего форума. Спасибо!
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Мунира Хаматханова » 28 сен 2012, 04:15

Педагогическая система, ориентированная на формирование духовно-нравственных качеств личности обучаемого, предъявляет высокие требования к личности педагога.
Хороший учитель постоянно воспитывает детей своим отношением к делу, к окружающим, учит не только пониманию своего предмета, но и чему-то более важному, что незримо стоит за конкретными вещами – человечному в человеке.
Одним из необходимых условий формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, которая способствует развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых усваивается социально-исторический опыт, дети получают представление о самих себе, о своих способностях.
Музыкальное искусство, уроки музыки в общеобразовательной школе имеют особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, отечеству, миру в целом.
В этой связи заслуживает внимания позиция детского писателя А.И. Кошелева: «Есть истина, для постижения которых научные теории не дадут ничего.
Странное, двойственное существо – человек помимо разума он обладает ещё и душой, и она, порой безо всяких логических обоснований, чувствует и воспринимает такое, что разуму и не снилось. Сон разума не всегда рождает чудовищ – бывает, что рождает он высокие озарения и красоту, превосходящие пределы научного понимания».
Именно таким высоким озарением являются ответы детей на вопрос: «Каким должен быть учитель музыки?» - «Добрым».
Потребность в простой человеческой доброте сегодня очень естественна и актуальна.
Мунира Хаматханова
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 20 сен 2012, 06:17

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Виктория » 27 сен 2012, 15:20

Здравствуйте уважаемые коллеги! На мой взгляд, ситуация, сложившаяся в данный период времени в системе профессионального образования, далеко не идеальна и соответственно имеет ряд определенных проблем. Одной из них, несомненно, является неготовность дипломированного специалиста к выполнению задач непосредственно уже в своей профессиональной деятельности ввиду отсутствия практических навыков. В учебном процессе меньшая роль отводится практическому обучению, значительная часть студентов пренебрегает практикой, относится к ней не серьезно, что в последствии сказывается на их профессиональном уровне, готовности и умению решать определенные задачи по мере их поступления.
Виктория
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 27 сен 2012, 14:55

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Котельникова Л.А. » 27 сен 2012, 11:54

Уважаемые коллеги, позвольте поприветствовать Вас на ветке начального профессионального образования, открытой в рамках межрегионального интернет-педсовета. В первую очередь, хочется всех коллег поздравить с новым учебным годом, пожелать всем достижения новых интересных профессиональных целей, реализации намеченных планов, крепкого здоровья и хорошего позитивного настроя на весь учебный год. Да, сегодня в профессиональном образовании происходят серьезные и давно назревшие изменения, связанные не только с введением и реализацией наших ФГОСов. Хотя, безусловно, они определили основные направления модернизации содержания профессионального образования. но какое бы направление не было реализовано, оно обязательно требует прямого участия педагога - преподавателя, мастера производственного обучения, руководителя ОУ ПО. Процесс разработки основных профессиональных образовательных программ базируется на новых профессиональных компетенциях педагогов - им необходимо освоить методику разработки рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, как основных структурных элементов ОПОП, а также овладеть технологией разработки контрольно-оценочных средств для оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС. Нужно отметить, что с этой, трудной на первый взгляд, задачей наши педагоги успешно справились. Но вот какая ситуация получается. При переходе на новые стандарты, которые повлекли за собой не только разработку рабочих программ УД И ПМ, но и изменения в организации образовательного процесса. Основной идеей реализации ФГОС является модульно-компетентностный подход, предполагающий организовать обучение "от обучающегося". Не случайно в содержании ФГОС заложена самостоятельная работа обучающихся/студентов ОУ ПО. И проблема заключается в том, что в основном самостоятельная работа понимается в традиционном режиме - в написании рефератов. Кстати, вспомним, коллеги, что реферат - это, прежде всего, один из видов научной деятельности, в основе которого заложена работа с литературными источниками - научной литературой, публицистикой, монографиями и т.д. К сожалению, защита рефератов сегодня сведена к минимуму - лишь сдаче преподавателю скаченного материала с Интернет. Вторая проблема - реализация рабочих программ УД И ПМ в традиционном режиме - те же лекции, те же практические и лабораторные работы, следовательно, в своей работе большинство преподавателей, мастеров п/о используют репродуктивные методы обучения, используя которые очень сложно реализовать принцип практикоориентированности в учебном процессе. Третья проблема - подобная система обучения влечет за собой на учебном занятии преобладающую позицию преподавателя. Между тем сегодня необходимо наличие в учебном процессе в ОУ ПО субъект-субъектных отношений, когда в процессе познания задействованы и учитель, и ученик. Хочется надеется, что перечисленные проблемы не останутся в стороне, а станут новыми направлениями дальнейшего профессионального саморазвития наших коллег. Лиля Александровна Котельникова.
Котельникова Л.А.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:44

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Садирова Зарема » 25 сен 2012, 11:33

Уважаемые коллеги!
Позвольте продолжить мое выступление на нашем Форуме.
Но как можно достичь цели обучения, не владея универсальными учебными действиями, необходимыми на сегодняшний день? Учитель сам должен уметь учиться. Тем более владеть УУД. Я, размышляя об этом, пришла к выводу, что те учебники, по которым мы занимались по русскому языку и литературе, на сегодняшний день, недостаточно достигают метапредметных результатов. Я работаю по учебникам Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Упражнения на формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных, универсальных учебных действий представлены в очень незначительной мере.
Так, в своей работе, я применяю один из вариантов упражнении “Комплимент” (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), сами учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за него. Этот вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. При этом актуальны такие универсальные учебные действия, как оценка и коммутивность, как и умение выразить ее.
В учебнике Гольцова Н.Г., Шамшина И.В., Мищерина М.А. много упражнений направленные на достижения метапредметных результатов, - так умение вести себя в речи со сверстниками, уметь строить общение хорошо представлено в параграфах 4 и 5. Мое кредо: "Учить не только предмету, но и умению учиться!"
Садирова З. Г. ПЛ № 150
Садирова Зарема
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 13:06

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Косуха Т.В. » 24 сен 2012, 21:42

Уважаемые участники Интернет0педсовета! Система профессионального образования готовит высококвалифицированных рабочих, конкурентоспособных на рынке труда. Современный рабочий должен обладать как профессиональной и теоретической базой для совершенствования профессионализма, так и универсальными компетенциями. Для этого необходимо не только обладать суммой знаний и умений, но и уметь добывать эти знания на применять эти знания на практике. Для начального профессионального образования эта задача является приоритетной. При подготовке квалифицированных рабочих необходимо развивать интеллектуальные и творческие способности молодых людей, способствовать формированию простейших наблюдений, исследований, анализу явлений. Именно на уроках русского языка и литературы наши дети учатся воспринимать информацию литературного и культурного содержания. Мои коллеги уже говорили о трудностях в работе преподавателя русского языка и литературы. работающего в системе начального профессионального образования. Мне хочется остановиться еще на одной проблеме, связанной с тем, что самостоятельную деятельность с учащимися, имеющими как огромные пробелы в знаниях за курс основной школы, так и чрезвычайно низкую степень обученности и обучаемости, нужно приучать к самостоятельной работе "пошагово". Как это сделать? Использовать новые технологии, которые помогут преподавателю наиболее успешно достичь цели обучения, учить ребят рационально организовывать свою самостоятельную работу, учить работать в группах, уметь сотрудничать, согласовывать свою работу в коллективной деятельности.
Мы должны на своих уроках научить своих учащихся осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей, воспитывать интерес к предмету. Для решения этих задач более всего подходят учебник по литературе А.Г.Кутузова "В мире литературы". Учебник по русскому языку А.И. Власенкова и Л.М.Рыбченковой успешно решает речеведческую задачу, но мало приспособлен для изучения синтаксиса и пунктуации. Можно отметить несомненные достоинства учебника Н.Г.Гольцовой(вполне соответствующего требованиям коммуникативной направленности в обучениии русскому языку), но многие параграфы учебника рассчитаны на учащегося, имеющего большой багаж знаний. Однако нам не нужны и учебники, которые не заставляют думать, поэтому апробированный материал к уроку мы постепенно усложняем, чтобы задания для самостоятельной работы были сложными, но посильными для наших учащихся.
Татьяна Викторовна Косуха.
Косуха Т.В.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 20:46

След.

Вернуться в Начальное и среднее профессиональное образование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron